Срочные новости раздела
Shortparis и OQJAV записали «устрашающие» саундтреки

Shortparis и OQJAV записали «устрашающие» саундтреки

Незадолго до начала истории с пандемией мне случилось побывать в камерном «Театре Че», труппа которого обитает на юго-западе Москвы и работает в весьма оригинальной стилистике над современными текстами. Ребята показывали спектакль по пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» — наполовину реалистическая, наполовину абсолютно психоделическая и гротесковая история о молодом парне, которого по непонятным причинам задерживают по дороге домой сотрудники милиции.

В отделении начинает твориться полный сюр с вопросами об истории Подольска, странными танцами и песнями, которые заставляют исполнять главного героя, а в финале — с вынесением вердикта о том, что он «не осознает себя, не видит ничего красивого и интересного, не воспринимает протекающую вокруг реальность, не уважает реальность».

Оказалось позже, что эта пьеса привлекла одновременно несколько театров, исполнялась и на других московских сценах, став буквально театральным хитом, а сам Данилов получил за нее «Золотую маску». Режиссер Семен Серзин решил снять фильм по мотивам пьесы, который уже тепло встретили критики на «Кинотавре», ММКФ и «Меридианах Тихого».

В картине, жанр которой условно определяется как абсурдистская комедия, хотя на самом деле она гораздо шире этих рамок, снялись известные современные актеры, однако главная роль — подольского парня Николая Фролова — досталась Вадику Королеву, лидеру инди-группы OQJAV, одной из самых популярных на современной независимой сцене.

«Мне близка эта роль, — рассказал Вадик «МК», — этот парень — довольно закрытый, у него тоже есть своя группа. Мы сейчас, правда, стали уже популярнее, чем его команда, но все равно какие-то параллели есть».

Фильм было бы лучше назвать не комедией, а трагикомедией. Разговор с милиционерами о родном городе с его районами и кварталами, выступлении на фестивале в Амстердаме, о бывшей жене героя, нынешней девушке оказывается куда болезненнее, чем даже традиционный допрос в отделении с применением более «привычных» методов. Вадику, как человеку творческому и тонкому, который и в песнях плетет изящное эмоциональное кружево необычных текстов, удалось передать психологическое напряжение, в котором находится персонаж, нащупать его болевые точки с точной и яркой реакцией и далеко не однозначным финалом, дающим зрителю возможность делать собственные выводы.

Фильм получился очень музыкальным не только потому, что в нем сыграл инди-музыкант. С первых кадров в картине много звуковых вставок. Вначале — песня «Нас двое» других инди-артистов — группы «Курара», затем — нетленка «Гражданской обороны» «Мы — лед». В фильме инди и рок чередуются с дарк-эмбиентом, герои вспоминают самых известных представителей индастриала Einsturzende Neubauten и тут же поют гимн Москвы. Часть саундтрека написана самими музыкантами OQJAV, и за эту работу их наградили на «Кинотавре» призом имени Микаэла Таривердиева с формулировкой «За музыку свободы, которая звучит в голосах каждого из создателей этого фильма».

В картине нет плохих или хороших, она глубока, психологична. То, какая музыка была сочинена и подобрана для этого фильма, сыграло свою, особенную роль, она позволяет зрителю почувствовать сильнее, увидеть больше, с головой погрузившись в эту историю.

***

Параллельно режиссер Рома Либеров снял абсолютно иную по жанру и настроению, но не менее интересную (в том числе музыкально) картину. И тоже по случайному совпадению в названии — слово «человек», только здесь — «Сокровенный человек». Фильм посвящен памяти советского писателя Андрея Платонова, которому пришлось столкнуться с чудовищными парадоксами своей эпохи, во многом сломавшими его, чье творчество не было оценено по достоинству при жизни. Платонов был исключен из партии с ярлыком «враг СССР», его 15-летний сын был приговорен к ссылке, где в тяжелых условиях заболел туберкулезом и, уже вернувшись домой, умер в 20 лет.

Либерова называют «самым литературным современным российским режиссером». Он снимал фильмы о Бродском, Олеше, Довлатове, стал автором множества литературных проектов. «Сокровенный человек» — не обычное художественное кино, в нем всего несколько игровых отрывков с участием живых актеров чередуются с прорисованными, вылепленными из глины и других материалов эпизодами — пронзительно красиво и болезненно, фильм-видение, в котором важны смены образов, краски, ощущения и, конечно, музыка.

Режиссер в своих работах всегда уделял музыке особое внимание. Например, в фильме памяти Мандельштама «Сохрани мою речь» звучит его композиция для солистки и трубы в исполнении Юлии Рутберг и знаменитого трубача Вячеслава Гайворонского. Рома также является соавтором нескольких песен екатеринбургской инди-группы «Сансара», а по просьбе лидера «Мегаполиса» Олега Нестерова отобрал стихи 11 поэтов, которые были записаны на альбоме «Ноябрь».

Саундтрек «Сокровенного человека» красной нитью прошивает тело всего фильма. Кажется, что выступающие на экране капли крови будто сочатся из голоса Николая Комягина — фронтмена группы Shortparis. Вокал этого странного, глубокого артиста, искусствоведа, поэта, которого сравнивают с молодым Маяковским, пробирает до косточек, проникает внутрь, резонирует с ударами сердца. Так же как и Александра Кутман — бывшая солистка группы Jack Wood, которая в свое время отправилась прямиком с фестиваля «Индюшата» на Glastonbury, — Николай поет в фильме старые советские песни, тревожные, печальные, устрашающие своей поэтикой.

В песнях звучат труба Вячеслава Гайворонского, скрипка Бориса Кипниса, а также, как и в «Человеке из Подольска», опусы «Гражданской обороны» — творчество Егора Летова в последнее время снова обрело особенную, «печальную» популярность. Ради столь эффектного, неоднородного киномузыкального полотна режиссер выходит за рамки традиционного кино, использует необычную смешанную технику и совмещает биографию Платонова с кинофантазиями по его произведениям и записным книжкам. Картина подается как история сотворения и гибели нового мира в семи днях, где «светлая» коммунистическая идея оборачивается кровавой бойней и торжеством тоталитаризма. Потому, видимо, и актуальна опять музыка Летова.

Если вспомнить последний альбом Shortparis «Так закалялась сталь», где Комягин на обложке держит огромное красное знамя, по настроению и энергетике он почти линейно перекликается с вышедшей картиной. Поэтому кому, как не ему, стоило зазвучать саундтреком причудливого, эмоционально тяжелого, визуально запоминающегося фильма.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Стас Костюшкин вернется в образе Мороженого, Лариса Долина предстанет в образе Оленя, Алексей Глызин облачится в костюм Слона, Лена Катина вновь выйдет на сцену в роли Паука, Антон Лирник станет
подробнее...

Как ранее сообщал «МК», первое неприятное открытие было сделано после того как на сайте американского аукциона «всплыло» некое письмо Петра Великого от 1721 года. Поскольку доселе считалось, что этот
подробнее...

Кажется, только вчера кино-театральный мир оплакивал чудовищно огромный список ушедших актеров, режиссеров, музыкантов, художников, писателей. Надеялись, что с перевернутой последней страницей
подробнее...

И, хотя любимая всеми актриса пока ещё остаётся в реанимации, но положительная динамика, наметившаяся у неё буквально в первые дни нового года, внушает медикам оптимизм. Во всяком случае Алиса
подробнее...

Летом этого года Андрей Малахов заявил, что собирается основать в Апатитах Центр современного искусства «Сияние». Предполагается, что для арт-пространства будет возведено отдельное здание. А пока
подробнее...

Когда группа Nirvana в свое время сделала свою версию композиции «The Man Who Sold The World» Дэвида Боуи, сам «звездный мальчик» признал, что она получилась лучше оригинала, да и вообще – теперь есть
подробнее...

Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России. Письменные эти благодарности
подробнее...

Джефф Кунс: «Кролик» – 91 миллион долларовДжефф Кунс как никто другой проникся идеями короля поп-арта Энди Уорхола, который говорил: «хороший бизнес — лучшее искусство». Энди создал «Фабрику»,
подробнее...

— Эдмунд, люди моего поколения слушали вашу музыку еще когда были школьниками, слушают и сейчас, когда им уже за сорок. Как вы считаете, в чем причина того, что к вашему творчеству люди "прикипают"
подробнее...

«Очень тяжело сейчас говорить. Это огромное горе для всех нас, для театра. Владимир Борисович был настоящим великим артистом и огромным человеком. Чувство, которое у нас сейчас в театре — это чувство
подробнее...

Свой выбор Клим объясняет так: «Фигура Есенина привлекала меня всегда, еще в студенческие годы я думал о том, какой бы фильм я хотел снять о нем. Мне очень близка его поэзия, таинственная смерть,
подробнее...

«Если бы я делал фильм о себе, там появился бы один русский фильм, который очень нравился маленькому Квентину. Это «Человек-амфибия»! Его в Америке не показывали в кино — дублировали на английский и
подробнее...

Начать хотя бы с того, что первым большим заказом Врубель стала реставрация Кирилловской церкви в Киеве, на территории которой располагается (тогда и по сей день) психиатрическая клиника. Спустя 21
подробнее...

19 сентября 2020 года во дворце Шайо в Париже состоялся показ документального фильма «Дом Кардена». Его сняли режиссеры П.Дэвид Эберсоул и Тодд Хьюз. На показе присутствовал сам Пьер Карден. Как
подробнее...

Виртуальный музей расположен на интерактивных экранах в нижнем и верхнем фойе. Зрители смогут познакомиться с ним до спектакля и после его окончания, но этого, конечно, мало.Поскольку в театр
подробнее...

«В этом году у Smash!! юбилей, - говорят артисты, - надо что-нибудь придумать. Точно - мы запишем для вас песню!» Точно неизвестно, сдержат ли они обещание, но в комментариях уже самопроизвольно
подробнее...

И главное из них – пересмотр отношения к наивному искусству. В 1990-м году на базе Центра современного искусства на Якиманке возникла галерея наивного искусства «Дар», которую возглавил Сергей
подробнее...

Дорогая Галина Борисовна, ГБ...Хотела было поставить в конце восклик, но подумала, что этим восторженным знаком только придам  ложность своему посланию. А ложь - это то, что вы больше всего
подробнее...