Срочные новости раздела
Художница заговорила на языке птиц

Художница заговорила на языке птиц

Напротив «Волны» светятся окна-лайтбоксы, завешанные папиросной бумагой размером 280 х 80 см. Черные горизонтальные и вертикальные линии на них превращают «окна» в плотные решетки, из-за которых струится свет. Перекрестье – еще один важный лейбмотив творчества Аллы Урбан.

– Крест – это очень объемный символ, – говорит художница. – Перекрестье духа и материи, которое происходит в одной точке – человек. Это точка соединение внешнего с внутреннем через перекресток противоположного. Оно и создает ткань жизни, так же как нити создают ткань в полотняном плетении. 

«Движение к точке» – так называется серия из папирусной бумаге – тоже напоминают вышивку, только созданную графически. Эта работа получилась случайно: папирусные листы художница использовала для подготовки другой работы – инсталляции «Точка», которая стала на выставке в Третьяковке композиционным и идейным центром экспозиции. Но прежде, чем дойти до «Точки», зритель встречается с другими работами, попадая в сложное плетение идей автора. Пройдя между «Волной» и «Движением к точке», мы сталкиваемся с видео под названием «Белое». Оно снято в разных местах зимой, и в нем соединяются разные географические точки и времена, мысли и воспоминания переплетаются в материю жизни. Это тоже своего рода вышивание крестиком – только вместо нитей использовано видео: на кадрах мы видим перекрестки дорог; темным деревья, пересекающиеся с протекающей горизонтально рекой; оконные рамы заброшенных домов со старыми узорчатыми полупрозрачными занавесками… Видео движется сверху вниз, и мы будто летим над заснеженными полями, лесами, домами, храмовыми, почти осыпавшимися, фресками, поднимаемся над миром на высоту птичьего полета. На одном из кадров виднеется удаляющийся силуэт человека, который превращается в точку и почти теряется в снежной белизне…

–  Мы проезжали какую-то деревушку, мне стало плохо, попросила остановиться, вышла из машины и легла в снег, – вспоминает Алла, как создавалась эта работа. – Когда я встала, мне стало легче, я увидела заснеженное полотно и оставленный дом, к которому нет тропинки, стало ясно, что там давно никто не живет. В таких домах есть отпечаток прошлой жизни. Но что-то же будет на этом месте – заросшее полевыми травами поле, может быть, вырастит новый дом. Вот я сейчас уйду, а потом мой отпечаток на снегу вместе с талым снегом войдет в землю и на этом месте вырастут цветы. Это рассказ об угасании, за которым последует новая жизнь, после выхода будет новый вход.

Рядом с «белым видео» – черно-белая инсталляция из картона. Трехметровые полосатые башни, напоминающие небоскребы, можно толкать, и от прикосновения они начнут покачиваться, как деревья на ветру. Это поэтическая метафора связана с той же цикличностью, о которой вся выставка. Говорят, жизнь, как зебра – за черной полосой следует белая. И Алла согласна с этой расхожей поговоркой, однако, считает, что полосы эти неравномерны: иной раз много черных полос пересекают редкие белые, а потом происходит наоборот – белые полосы доминируют над черными. Инсталляция «Черное. Белое. Черное», по словам автора, несет в себе отпечаток техногенности культуры: «Угроза мира – кажущаяся: она никогда не стирает с лица земли человечество. Пандемия – тоже лишь одна из волн. В любое время главным остаются переживания – любви или тревоги, страха или радости…».

В искусстве Аллы Урбан все времена соединяются в единое полотно – так происходит и в работе, изображающей отпечаток пальца. Точки на нем напоминают фигурки людей, на которых мы смотрим сверху, и они движутся по своим загадочным линиям жизни. Эта работа, как и серия «Движение к точке», – процессуальная. То есть родилась в процессе создания другой вещи – инсталляции «Вопрос», финальной точки экспозиции, которая стала ее единственным ярким пятном – она сочно-красного цвета. Прутья-капилляры вырастают из линий отпечатка пальца, создавая объемную метафору о смыслах человеческой жизни и глубинных философских вопросах. Но все самые сложные задачи сводятся к простой истине: приступая к каждому новому делу, главное – начать.  – Всякий раз, когда я начинаю что-то делать, у меня ощущение, что во мне пустота. Это тяжело, я не могу ни спать, ни есть, и вдруг что-то начинает нарастать во мне, и я приступаю к делу. Все наши вопросы обращены ввысь, и важно уметь подняться над всем, что тебя тяготит. Вытащить себя за волосы из болота, как барон Мюнхаузен. И мне хотелось передать это умение через свои работы людям, – рассказывает художница. 

Но прежде, чем прийти к сей истине, мы проходим несколько этапных и масштабных инсталляций. Одна из них – «Ноль». Она состоит из двух бесконечных спиралей, линии которых образованы пробитыми медными заклепками разного диаметра. В последовательностях отверстий зашифрована библейская «Песнь песней», которую мы можем услышать с помощью света, проходящего сквозь металлические панно. Другая инсталляция – «Переход». Через нее можно пройти насквозь и почувствовать себя Моисеем, пересекающим Красное море. Прутья-волны расступаются перед зрителем и образуют проход, подобный описанному в книге Исход. Наконец, «Точка» – инсталляция из металлических башен высотой в три метра, собранных из перекрестий. Зайдя вовнутрь, кажется, что нависающие над тобой махины давят и угрожают, но между ними всегда есть просвет – выход, возможный из любой ситуации. Шанс вырваться и взлететь, посмотреть на сложную материю жизни сверху. Не зря один из кураторов выставки Ирина Горлова пишет о художнице так: «Алла Урбан знает язык птиц. Этим знанием она одарена изначально, со времен своего детства, и открывая его в первозданностях своей жизни – не предстоящих перед ней, в полноте погруженности в нее – в маленьком городке на юге России – Армавире. В знаменитой английской сказке «Мэри Поппинс» героиня, волшебница, рассказывая о своих воспитанниках, указывает на их особый дар – понимание языка птиц. Но при этом она отмечает, что этот дар дети потеряют с момента вхождения во взрослую реальность, в отвлеченный мир понятий, операций и цифр. Этот редкий дар всегда присутствует в нас, он существует в своих потенциальных возможностях, непрерывно мерцая своими откровениями. Алла Урбан сохранила мудрость ребенка…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

  В центре зала «Артхаус» несколько подиумов, на которых по пластиковым контейнерам разложены разные породы почвы, земли и мела. На каждой коробочке название и номер образца. Все породы съедобные.
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

Концептуальная камерность зала, однако, оказалась даже тесновата для тех, кто в День всех влюбленных решил украсить свой вечер эстетским приключением под самобытную музыку Shakti Loka. В далеком 2014
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в
подробнее...

Центральный объект выставки «Запертые чувства» – гигантский стул, установленный на невысоком, но длинном подиуме из пазлов. По ним расходятся потоки краски. Это место встречи с самим собой. Точка
подробнее...

Канадский актер Кристофер Пламмер умер в возрасте 91 года. Об этом сообщает издание Deadline со ссылкой на супругу актера Элайн Тейлор.Артист скончался утром 5 февраля в своем доме в Коннектикуте
подробнее...

По современным меркам у британки Фиби Уоллер-Бридж безупречное резюме. Тридцатипятилетняя сценаристка и актриса не может похвастаться многочисленными ролями в больших кинопроектах (у нее была
подробнее...

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши
подробнее...

Сейчас карьера в поп-музыке похожа на скоростной поезд. Вот вы еще какой-то невнятный блогер, а вот у вас уже есть EP, который нужен чуть ли не всем сразу. Впрочем, NILETTO, в миру Даниле Прыткову, с
подробнее...

■ ■ ■Моя жизнь проходит под девизом «отвяжитесь!». Об этом мало кто догадывается. Внешне я предупредителен, доброжелателен, лоялен. «Хотите, чтоб пришел на день рождения? Хорошо, приду, только
подробнее...

Д'Артаньяна во французской версии сыграет 32-летний Франсуа Сивиль, известный по фильму «Он и она». На роль Атоса приглашен 54-летний Венсан Кассель — звезда французского и мирового кино, экс-супруг
подробнее...

Много лет назад на вопрос, почему в «Геликоне» не идут оперы великого Пуччини, Дмитрий Бертман ответил, что, по его мнению, великий итальянский композитор слишком жесток по отношению к своим героям. И
подробнее...

Накануне Градова чувствовала себя вполне нормально, не болела, хотя имеет ряд хронических заболеваний, в том числе диабет. Тем не менее, ничего не предвещало беды, и ее дочь - актриса Мария Миронова -
подробнее...

Уже с самого первого зала зритель погружается в атмосферу цветаевской поэзии. Хотя свои бессмертные стихи она писала в комнате, находившейся этажом выше. А здесь Евгений Гриневич в сотрудничестве с
подробнее...