Срочные новости раздела
«Ленком» представил комедию Мольера: вывели мошенников на чистую воду

«Ленком» представил комедию Мольера: вывели мошенников на чистую воду

Постановка обсуждалась с молодым режиссёром ещё тогда, когда слова «пандемия» и «локдаун» не рулили нашей жизнью, в том числе и театральной. Но именно они готовили «Тартюфа» печальную судьбу - сначала Казлаускас по причине жесткого карантина не мог прилететь в российскую столицу, а когда Первопрестольная на короткий срок открылась, сам подхватил Covid. Первую волну сменила вторая и, казалось, все противилось появлению «Тартюфа» на ленкомовской сцене, но, видимо, небесам было угодно, чтобы спектакль встал в  афишу популярного театра. Тем более, что главный герой  Мольера то и дело аппелирует  к небесам и Всевышнему. 

«Вечный обманщик» удивляет с первой же сцены: вместо декорации  по порталам и заднику - яркие видеопроекции на которых картины старых мастеров (например, Караваджо), античные скульптуры,  на раз  трансформирующиеся  в персонажей  пьесы и крупные планы их самих. А вот и они собственной персоной - наивняк  Оргон, оторва Дарина, Эльмира с братом Клеоном, Марианна с возлюбленным Валером, освоившие российские подмостки аж с 1757 года (именно тогда в Петербурге состоялось первое представление пьесы французского комедиографа).  А сколько их ещё  было потом!

И тут же второй сюрприз от постановщика - первая сцена начинается с ... финала - ареста мошенника Тартюфа, вероломно воспользовавшегося доверчивостью своего благодетеля. То есть «пленка» событий в парижском доме достопочтенного господина запущена Казлаускасом с самого конца - обманщик, рядившийся в святошу, вот-вот понесёт заслуженное наказание. Однако все оборачивается шуткой - под арест попадёт сама жертва обмана.

Да-да, события движутся от финальной точки к начальной по рисунку и пластике в стилистике комедии дель-арте: герои принимают характерные позы, на мгновение превращаясь в собственные молчаливые тени, отдельные мизансцены намеренно заострены или доведены до безумного фарса и балансируют на грани. Именно так выглядит сцена на троих - Тартюф, Эльмира и муж под столом, перенесённая из второго действия в первое. Карикатурный секс с участием красотки, святого и туповатого мужа вызывает хохот в зале. 

Но судя по тому, как дальше разматывается нить событий, режиссёр не ставил себе целью сделать одну лишь легковесную комедию. Он обратился к истории написания пьесы, которая имела три редакции, отличающиеся друг от друга названиями, и была запрещена церковью в силу именно резкой критики религии. Ведь изначально реальный Тартюф был духовным лицом, членом религиозной организации «Общество святых даров», святые братья которой втирались в доверие к людям и потом доносили на них в полицию, чтобы завладеть их имуществом. Пьеса была переписана автором и уже в таком виде обрела сценическую жизнь по всему миру. Режиссёр из Литвы, включив фантазию, решил приблизить постановку к запрещённому варианту 1664-го года, увы, не сохранившемуся, и тему лицемерия и ханжества церкви сделал едва ли не главной в своей постановке. Она тянет за собой другую - испытание человеческой доверчивости, ее предел.  

Но от порока до святости тут, как говорится, один шаг. Ибо как сказано у Мольера: «Ведь для грехов любых/Есть оправдание в намереньях благих». А уж со святостью режиссер вообще играет как с огнём: одна пародия на библейские истории, в частности, восхождение Христа  на Голгофу, чего стоит. Воинствующие православные, того и гляди, могут возбудиться.

А собственно что изменилось сегодня? Буквально на каждом шагу действительность предлагает нам широкий ассортимент всех видов мошенничества, в том числе и религиозного свойства. Креста на прохвостах, прикрывающихся именем Господа, нет. Так что пьеса господина де Мольера, похоже, никогда не потеряет своей актуальности несмотря на смягченную  жесткость первого варианта. И не случайно  спектакль в «Ленкоме» назван «Вечный обманщик» (у Мольера  - «Тартюф или Лицимер», просто «Обманщик», наконец просто «Тартюф»). 

В «Вечном обманщике» наряду с опытными артистами (Анна Якунина, Иван Агапов , Елена Степанова, Александр Карнаушкин) на первый план вышло новое поколение ленкомовцев, прежде занятых в основном в массовке. Это, конечно,  исполнитель роли Тартюфа Станислав Тикунов. Статный, гибкий, похожий на змея-искусителя, он весьма убедителен  в  образе негодяя и прохвоста, ставшего символом вселенского зла. Анастасия Марчук (Эльмира), Анна Зайкова, Елена Есенина (Мариана), Сергей Пиатровский (Клеант), Кирилл Петров (Демис) и Сергей Ююкин (Валер) - имена этих  молодых актёров стоит запомнить. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

  В центре зала «Артхаус» несколько подиумов, на которых по пластиковым контейнерам разложены разные породы почвы, земли и мела. На каждой коробочке название и номер образца. Все породы съедобные.
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

Концептуальная камерность зала, однако, оказалась даже тесновата для тех, кто в День всех влюбленных решил украсить свой вечер эстетским приключением под самобытную музыку Shakti Loka. В далеком 2014
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в
подробнее...

Центральный объект выставки «Запертые чувства» – гигантский стул, установленный на невысоком, но длинном подиуме из пазлов. По ним расходятся потоки краски. Это место встречи с самим собой. Точка
подробнее...

Канадский актер Кристофер Пламмер умер в возрасте 91 года. Об этом сообщает издание Deadline со ссылкой на супругу актера Элайн Тейлор.Артист скончался утром 5 февраля в своем доме в Коннектикуте
подробнее...

По современным меркам у британки Фиби Уоллер-Бридж безупречное резюме. Тридцатипятилетняя сценаристка и актриса не может похвастаться многочисленными ролями в больших кинопроектах (у нее была
подробнее...

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши
подробнее...

Сейчас карьера в поп-музыке похожа на скоростной поезд. Вот вы еще какой-то невнятный блогер, а вот у вас уже есть EP, который нужен чуть ли не всем сразу. Впрочем, NILETTO, в миру Даниле Прыткову, с
подробнее...

■ ■ ■Моя жизнь проходит под девизом «отвяжитесь!». Об этом мало кто догадывается. Внешне я предупредителен, доброжелателен, лоялен. «Хотите, чтоб пришел на день рождения? Хорошо, приду, только
подробнее...

Д'Артаньяна во французской версии сыграет 32-летний Франсуа Сивиль, известный по фильму «Он и она». На роль Атоса приглашен 54-летний Венсан Кассель — звезда французского и мирового кино, экс-супруг
подробнее...

Много лет назад на вопрос, почему в «Геликоне» не идут оперы великого Пуччини, Дмитрий Бертман ответил, что, по его мнению, великий итальянский композитор слишком жесток по отношению к своим героям. И
подробнее...

Накануне Градова чувствовала себя вполне нормально, не болела, хотя имеет ряд хронических заболеваний, в том числе диабет. Тем не менее, ничего не предвещало беды, и ее дочь - актриса Мария Миронова -
подробнее...

Уже с самого первого зала зритель погружается в атмосферу цветаевской поэзии. Хотя свои бессмертные стихи она писала в комнате, находившейся этажом выше. А здесь Евгений Гриневич в сотрудничестве с
подробнее...