Срочные новости раздела
Третьяковку разделили на зоны будущего

Третьяковку разделили на зоны будущего

– Мы уже три месяца собираем здесь выставку русского кинетического искусства, – рассказывает куратор Юлия Аксенова. Когда-то она работала в Третьяковке в отделе новейших течений у Андрея Ерофеева, а теперь привезли сюда выставку из Петербурга – как раз о новейшем. Проект был презентован летом 2020-го в «Манеже», а теперь добрался до Москвы. «Лаборатория будущего» – крупнейшая выставка кинетического искусства России, представляющая работы этого направления с момента его начала – в послевоенный период. В его основе лежит идея трансформации: подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений.

На входе в «Лабораторию будущего» – огромная святящаяся сфера: спираль кружится в фиолетовой полутьме под космическую композицию «Воскрешение» ростовской электронной группы «ППК». Концепция этого визуально-звукового объекта – целый манифест, от коллектива «Движение». Он начинается со слов футуролога и основателя арт-движения Льва Нусберга, написанных им в 1966 году: «Планеты Земля кинеты! Мир сегодня: «Требую своих форм и символов! В ХХ веке техника обручила искусство с наукой». Фантазия человека безгранична, и теперь есть новые инструменты для ее раскрытия.  Члены современной арт-группы к словам первого советского кинета от себя добавляют предложение – создать Всемирный институт кинетизма. Пора, - остается лишь сказать, глядя на арт-объект, похожий на неведомую планету: пространственная фигура переливается разными цветами и отбрасывает волновые светящиеся линии на стены вокруг. Кажется, ты уже в будущем.   

Пройдя космическую зону движения, мы попадаем в саму лабораторию. В ней четыре раздела, которые переходят один в другой и отмечены условно – цветом. Каждая глава смешивает произведения разного времени в сложный коктейль техно-арта. Все вокруг двигается, звучит, мерцает, живет своей механизированной жизнью. Но каждая зона здесь словно отдельная галактика – существует по своим законам. 

– Это лаборатория зрения – здесь про процесс визуального восприятия и эксперименты по его расширению. В черной зоне, – Юлия показывает налево. В той стороне зала на фоне космической темноты висят работы от ранних живописных опытов художников-космистов до современных авторов, например, екатеринбургской арт-группы «Куда бегут собаки», которые с помощью технологий ХХI века сочинили огромные снежные. Высокомеханизированные пластиковые роботы танцуют по зимнему полю, запрограммированные на определенную схему движений.  

Следующая галактика называется «Лаборатория искусствометрии» – она в белой зоне.  Здесь представлены работы, в которых важна симметрия, точный расчет, объективация творческого процесса. Как сделать искусство прекрасным с помощь математики. Здесь искусство, созданное по математическим законам. На светлом фоне выделятся работа современного художника Ромы Сакина, который заставляет линии парить в воздухе. Красные бруски подвешены к потолку за  веревочки, можно покрутить механизм рядом с ними, и линии перестроятся в новую композицию. Автор предлагает несколько вариантов с инструкцией по управлению. Рядом искусство его предшественника – классика Франциско-Инфанте. А следом за ним – произведения-роботы художника Дмитрия Морозова, выступающего под авторским псевдонимом vtol. 

Третья зона окрашена в голубой, она называется Лаборатория среды. Если белый раздел больше про проектирование, то этот – про реализацию высокотехнологичного искусства в архитектуре и дизайне, театре, это выход в реальное пространство. В архитектурной части можно найти  работы Августа Ланина, Якова Чернихова: чертежи и схемы обустройства городов, утопические парящие кинетические конструкции и проекты оформления Ленинграда к 50-летию Октябрьской революции, выполненные группой «Движение» в 1967 году, кибертеатр Льва Нусберга, эскизы костюмов Малевича и Лисицкого к опере «Победа над Солнцем»… 

Четвертая зона – насыщенно синяя – это лаборатория синестезии. Она про  полисенсорность восприятия, здесь представлены работы, которые задействуют  одновременно два и более сенсорных органов чувств. То есть, когда вы смотрите на свет, а у вас звуковые ассоциации. Эту главу открывает работа Сергея Филатова: зритель оказывается в темном зале, над головой мерцают красные огонь, и вместе со светом возникает звук и вибрация. Справа от этой инсталляции терменвокс – электромузыкальный инструмент, придуманный еще в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петроград. Только этот преобразован современным автором: одной рукой на нем можно играть цветом и светом (от движения руки рядом с устройством на экране напротив возникает динамичное абстрактное изображение), а другой – создавать музыку, не касаясь объекта. Терменсвокс реагирует на движение и преобразует ваши движение в мелодию и картинку. 

Словом, не выставка – а космический корабль. Будущее, глядя на которое, разбегаются глаза, а в ушах жужжит. Будущее для активного пользователя современности с выходом в прошлое –даже старая фотография здесь вдруг может ожить...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

  В центре зала «Артхаус» несколько подиумов, на которых по пластиковым контейнерам разложены разные породы почвы, земли и мела. На каждой коробочке название и номер образца. Все породы съедобные.
подробнее...

В Ростове Великом кинематографисты снимали не раз. Там можно найти купеческую Москву и развалины послевоенного города. Хоть Сталинград снимай. Все знают, что на территории Ростовского кремля Леонид
подробнее...

Во время новогодних каникул среди российской богемы состоялась довольно нервная дискуссия, поводом для которой стал американский сериал «Бриджертоны». Писатель и публицист Татьяна Толстая опубликовала
подробнее...

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт
подробнее...

 Уже в 2010-х многие воспринимали Балабанова  как старомодного, а не радикального режиссера. Но время вновь сделало его актуальным, хотя зрители не всегда готовы считать его посыл. А представить себе
подробнее...

Концептуальная камерность зала, однако, оказалась даже тесновата для тех, кто в День всех влюбленных решил украсить свой вечер эстетским приключением под самобытную музыку Shakti Loka. В далеком 2014
подробнее...

Сегодня же с COVID-19 госпитализировали художественного руководителя Малого театра Юрия Соломина.   - Он госпитализирован. У него ковид, но в очень лёгкой форме — говорит Тамара Михайлова
подробнее...

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в
подробнее...

Центральный объект выставки «Запертые чувства» – гигантский стул, установленный на невысоком, но длинном подиуме из пазлов. По ним расходятся потоки краски. Это место встречи с самим собой. Точка
подробнее...

Канадский актер Кристофер Пламмер умер в возрасте 91 года. Об этом сообщает издание Deadline со ссылкой на супругу актера Элайн Тейлор.Артист скончался утром 5 февраля в своем доме в Коннектикуте
подробнее...

По современным меркам у британки Фиби Уоллер-Бридж безупречное резюме. Тридцатипятилетняя сценаристка и актриса не может похвастаться многочисленными ролями в больших кинопроектах (у нее была
подробнее...

В выставочном зале Галерея на Шаболовке, расположенном в районе, который был задуман как гимн новой постреволюционной Москве, и где и сегодня сохранилось множество памятников авангарда, проект Саши
подробнее...

Сейчас карьера в поп-музыке похожа на скоростной поезд. Вот вы еще какой-то невнятный блогер, а вот у вас уже есть EP, который нужен чуть ли не всем сразу. Впрочем, NILETTO, в миру Даниле Прыткову, с
подробнее...

■ ■ ■Моя жизнь проходит под девизом «отвяжитесь!». Об этом мало кто догадывается. Внешне я предупредителен, доброжелателен, лоялен. «Хотите, чтоб пришел на день рождения? Хорошо, приду, только
подробнее...

Д'Артаньяна во французской версии сыграет 32-летний Франсуа Сивиль, известный по фильму «Он и она». На роль Атоса приглашен 54-летний Венсан Кассель — звезда французского и мирового кино, экс-супруг
подробнее...

Много лет назад на вопрос, почему в «Геликоне» не идут оперы великого Пуччини, Дмитрий Бертман ответил, что, по его мнению, великий итальянский композитор слишком жесток по отношению к своим героям. И
подробнее...

Накануне Градова чувствовала себя вполне нормально, не болела, хотя имеет ряд хронических заболеваний, в том числе диабет. Тем не менее, ничего не предвещало беды, и ее дочь - актриса Мария Миронова -
подробнее...

— Лесков достаточно поздно вступил в литературу и долгое время публиковался под псевдонимами. С чем это связано?— Лесков начинал свой путь во взрослую жизнь с должности писаря, Акакия Акакиевича, да?
подробнее...