Срочные новости раздела
Грымов  показал постсоветскую

Грымов показал постсоветскую "Женитьбу " по Гоголю

Месседж Юрия Грымова начинаешь читать с самого начала – в качестве декорации на сцене у него тяжело лежит серп с молотом, изрядно проржавевшие, но пока слитые воедино. Одним это как символ, другим - арте-факт. На нём-то и устроились два типа, один вид которых свидетельствует о том, что у них уже все в прошлом. На одном – скособоченный цилиндр, потёртый фрак, у другого костюм постаревшего анфана, но без привязки к конкретному времени. Оба пожухлые какие-то, но стараются жить. Особенно тот, что в цилиндре – Кочкарёв (Алексей Багдасаров) расписывает своему визави преимущества семейной жизни. Текст следует точно по Гоголю, и, как ни странно для современного театра, он, Гоголь, даже не тронут  вероломной режиссёрской фантазий. К паре, рассуждающей о женитьбе, чуть позже присоединятся ещё три претендента на руку Агафьи Тихоновны, богатой дамы, пересидевший в девках.

Все персонажи если не с помойки, то точно со свалки. И нет сомнения в том, что с исторической. А иначе как расценивать этот серпасто-молоткастый элемент на сцене, вокруг которого, да и на котором, собственно, происходит попытка свершения матримониального обряда по Гоголю. А еще по Чехову и Островскому, фрагменты из произведений которых Грымов добавил к гоголевской «Женитьбе». Персонажи расшаркиваются, представляются, козыряют былыми заслугами – Балтазар Балтазарович, Иван Кузьмич... Впрочем, последний только наблюдает весь этот парад фриков – иначе их и не назовёшь. 

Маски, доведённые до гротеска, но без злобы, скорее, с сочувствием к особям мужского пола, неожиданны и хороши. Они без конкретной сословной привязки, и только по костюмам, точнее, по их отдельным элементам, можно догадаться к какому сословию принадлежал данный тип.

Кстати, временной разброс в костюмах Ирэн Белоусовой, постоянного соавтора Юрия Грымова, лет, наверное, сто: намёки на цивильное и партикулярное платье 19-го века тут соседствуют с лётным шлемом, хоккейной формой нынешнего. И все на сцене ждут выхода невесты. И в зале тоже чувствуется напряжение от ожидания — как Лолита? Что Лолита? Не обманет надежд?

Но вот марш Мендельсона, пневмо пушка выстреливает праздничным серпантином и наконец появляется она – Лолита собственной персоной в образе гоголевской героини. С первой же минуты о диве следует забыть: перед нами забавное существо, такой пугливый зверек, растерянный от вида соискателей ее руки и сердца.

Исторические и политические претензии режиссёра подчёркивает музыкальный ряд, состоящий только из советских шлягеров. Да, собственно, и телевизор, возле которого то и дело уютно устраиваются гоголевские персонажи, показывает только советские кинохиты. А другие то у нас есть? Ну только честно? Изображение, правда, мы не видим, но зато слышим: "Москва не сразу строилась, не сразу все устроилось. Москва слезам не верила, а верила судьбе». Финальная музыкальная точка окончательно расставит все по местам, и совсем не к политическим ассоциациям, а к человеческим, личностным реалиям приведет свою «Женитьбу» Грымов.

Впрочем, до финала далеко, пока же у него  – трус не играет в хоккей. На серпе и молоте хоккеист с номером на спине - 1. Чей это номер нам известно. Помещик  из чеховского «Предложения» тоже хочет жениться, поэтому ржавый молот он расчерчивает мелом: «Воловьи лужки мои». Так было в 90-ые, территориальные претензии наблюдаем и в веке нынешнем. Тут уж не до женитьбы, тем более по любви…

Брак ещё не заключён ни на небесах, не на земле, а распад семьи, общества очевиден. Для Грымова "Женитьба "– метафора распада некогда большого дружного государства. "Да, я сожалею о распаде Советского Союза, который я, и не только я, считал дружной семьей. А оказалось, как у женихов Агафьи Тихоновны — один расчет и материальное вместо душевного» ", – скажет мне после спектакля режиссер.

Впрочем, эту линию он ведёт ненавязчиво, и комедию превращает в драму с философским открытым финалом, когда печаль проявится сквозь смех. Более того, она для него не главная, не закрывает другую — женскую тему. Да, Грымов, не придерживаясь модных трендов в театре и кино, продолжает рассматривать фигуру женщины, которая сегодня социально ориентирована, увы, не на личное счастье. Она предпочтёт скоротать оставшиеся годы у телевизора, где если что и можно смотреть, то лишь советские киношедевры про Штирлица – героического мужчину  во всех смыслах: и Родину и женщину спасал. 

Лолите за дебют — зачет. Она работает точно, тонко, не выпадает из ансамбля и, местами кажется, что придерживает  своего "рыжего клоуна", который устраивает феерии на эстраде.  Чтобы, не дай Бог, этот обаятельный клоун, сидящий в ней,  не нарушил баланс, гармонию, существующую в ансамбле. А публике-то хочется. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...