Срочные новости раздела
Билл Виола пропустил души через огонь и воду

Билл Виола пропустил души через огонь и воду

Белый зал погрузился во тьму. Вдруг из мрака на большом экране возникает образ: мужчина, закутанный в белую ткань, лежит на каменной плите. Мужчину зовут Тристан. Начинается дождь, и идет он не с небес, а наоборот: капли медленно отделяются от земли и улетают вверх. Дождь становится все сильней, превращается в водопад, который отрывает Тристана от камня и возносит ввысь… Мощный шум воды, разносившийся по залу с помощью четырех саундбуферов, отчего казалось, что поток смывает и тебя, постепенно сходит на нет. Наступают чистая тишина и тьма. После паузы экран оживает вновь — из него «вырывается» стена огня. Перед пламенем стоит женщина. Она долго смотрит вперед, а потом делает несколько шагов вперед, и под ее ногами возникает вода. Несколько минут она существует между двух стихий, а потом… падает камнем и исчезает в пучине. Вода смешивается с пламенем, рисуя перед нами невероятную абстракцию, потрясающую своей образностью и реальностью...

Эти два видео — стержень выставки. Первоначально они были частью постановки оперы Вагнера «Тристан и Изольда» режиссера Питера Селларса, но потом превратились в самостоятельные произведения — «Возвращение Тристана» (или «Звук горы над водопадом») и «Огненная женщина». Это диптих о любви и смерти, об очищении и вознесении, о душе. Стоя перед экраном около 20 минут, можно считать множество связей с искусством Ренессанса.

— Во Флоренции Билл Виола жил еще в начале 1970-х годов, будучи там техником видеостудии. А в начале 2000-х, когда умер его отец и он тяжело переживал утрату, Билл оказался резидентом Музея Гетти и нашел успокоение в его коллекции. Дюрер, Караваджо, Рембрандт окружали и проникали в него. И с этого момента он начинает создавать произведения, представленные на этой выставке, — рассказывает куратор выставки Ольга Шишко. — Он говорит, что итальянские мастера — это первые художники современного искусства, потому что, украшая церкви, они создали пространства, куда ты погружаешься, внедряешься, где смотришь замедленную историю. Он стал рождать такие же пространства, которые засасывают нас вовнутрь.

Видеокартины Виолы — это христианские сюжеты эпохи Возрождения, снятые на камеру с философской вдумчивостью Тарковского. Кстати, очевидно, что русский режиссер оказал на американца сильное влияние, иначе бы он не назвал одного из своих сыновей Андреем Тарковским. Но они как нельзя лучше легли на ситуацию пандемии. Герои проходят через очищение — заглядывают в зеркало, выясняя потом, что сами являются отражением, моют руки, превращаясь со временем в силуэты, находятся наедине с собой в одинокой комнате… Многие сюжеты напоминают фрески. Например, из жития святых, как работа «Комната Катерины», где показана жизнь женщины за сутки — утро, день, вечер, ночь. Или о святых — такова серия «Мученики», где четыре героя проходят пытки огнем, водой, землей и воздухом. Только вот связанная женщина, чье тело до изнеможения терзает ветер, выглядит эффектнее средневековой картины…

Видео Виолы — замедленные и длинные. Они рассчитаны на глубокое погружение в заданную метафору, в пространство небытия. Десять минут кряду может казаться, что ничего не происходит, есть только ощущение медитации и спокойствия… Но американец, должно быть, еще и поклонник русской литературы: в его сюжетах почти всегда есть чеховское ружье, которое рано или поздно должно выстрелить. Так, на одном из видео мы видим спокойную голубую гладь, похожую на абстрактную картину, но вдруг покой нарушается и из воды стремительно вырывается женское тело и медленно возносится ввысь. Это видео тоже о любви, которая спасает, несмотря ни на что, и называется оно «Возвращение Изольды». Таким проектом Пушкинский вернулся в строй после карантина.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Бахчисарайский фонтан» неотделим от понятия «драмбалет». Вместе с другим балетом — «Пламя Парижа» (1932) — это первые спектакли нарождающегося с конца 20-х годов направления, расцветшего в балетном
подробнее...

У романов Патриции Хайсмит уже есть довольно успешные экранизации. «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Игра Рипли» с Джоном Малковичем, «Американский друг» с Деннисом Хоппером признаны классическими
подробнее...

Победа Иманбека Зайкенова в номинации «Лучший ремикс» не на шутку рассорила тех, кто привык следить за музыкой. Кто-то небезосновательно называл его ремикс трека «Roses» рэпера Карлоса Сент-Джона
подробнее...

Коридор, оформленный плакатами и афишами 1900–1930-х годов, и две маленькие комнатки. Такая теснота здесь неслучайна. Как отмечает исследователь жизни и творчества поэта, председатель
подробнее...

Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений,
подробнее...

Казимир Малевич: супрематический гробПохороны создателя «Черного квадрата» вошли в историю искусства. Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел раком, его не стало в мае 1935-го. Он много
подробнее...

В основе книги — журналистские статьи автора, одного из ведущих публицистов России, посвященные самым ярким и переломным моментам 2020 года. Пандемия, новая Конституция, войны и революции у наших
подробнее...

Директором одного из самых известных столичных театров может стать женщина – Анна Волк. В ее трудовой биографии – несколько театров: Пушкинский, где она трудилась директором, ЦДР Казанцева и Рощина на
подробнее...

Получившая титул почетного академика Российской академии художеств дама заявила, что реакция общественности представляется ей закономерной.В ходе короткой пресс-конференции, устроенной по случаю
подробнее...

За долгожданную «перезагрузку» музея с богатой коллекцией декоративно-прикладного искусства, насчитывающей тысячи экспонатов XVIII–XX веков, взялась Алина Сапрыкина. Она начинала свою творческую
подробнее...

- Многие ваши коллеги признаются, что для них начало года было не самым удачным в плане работы, да и предыдущий год пандемии — тоже. Как вы пережили этот сложный период?- Безусловно короновирус
подробнее...

После первого тура голосования у экспертного совета премии, куда входят более 50 киноведов и кинокритиков, появились серьезные разногласия с руководством Гильдии киноведов и кинокритиков и Союза
подробнее...

На первом этаже Музея Анатолия Зверева на тебя не просто смотрят, а, кажется, набрасываются морды. Большие портреты кисти Натальи Турновой изображают людей, на которых будто бы надеты цветные
подробнее...

Захаровский шедевр восстановлен, как говорится, один в один. Без изменений – мизансцены, декорации, костюмы, музыка, без сокращений – текст. Новые – только артисты, да и то не все: несколько человек –
подробнее...

«Девочка потеряла сознание на выставке мертвых человеческих тел «Мир тела», - возмутился депутат Земцов на своей странице в соцсетях. - Удивительно, чем руководствовалось ВДНХ, предоставляя свои
подробнее...

На днях совет сообщил о конфликте с вручающей премию Гильдией киноведов и кинокритиков и Союзом под руководством Михалкова. В заявлении указывалось, что имеет место попытка «цензурного вмешательства».
подробнее...

Кстати, второго сам музыкант как-то назвал в шутку «проектом Кремля и Алексея Навального». В комментариях к клипу «Коронавирус» в сети как нельзя лучше передан месседж: «Делать будем в России весело.
подробнее...

«Аллен против Фэрроу» основан на мемуарах Миа Фэрроу, написанных в 1997 году. Его создатели раскручивают обстоятельства жизни некогда любивших друг друга людей. Они начали встречаться в 1980 году. У
подробнее...