Срочные новости раздела
Каких бандитов любят россияне: секрет

Каких бандитов любят россияне: секрет "Джентльменов удачи"

Знаете, дорогой читатель, в школе ко мне прилипла кличка Доцент — как у Сан Саныча Белого из «Джентльменов удачи». Из-за бойцовско-«борцовской» кособокости-неуклюжести, невысокого роста, лишнего веса и неизменной «леоновской» смешливости.

И любопытно, когда через 30 лет после «Джентльменов» появился криминальный сериал «Бригада» про непотопляемого авторитета Саню Белого. Тут же подумалось, что создатели мнемонически, неявно отдают честь нашему великолепному фильму, прекрасному советскому актеру. Сыгравшему, в общем-то, извечно русскую изнанку жизни — от сумы да от тюрьмы не зарекайся.

Зеркалом повседневности считали древние римляне комедию положений. В отличие, кстати, от трагедии — происходящей по закону жанра, как правило — во дворцах, царских хоромах и покоях. Комедия же не зря называлась «босоногой» — актеры были открыты залу нараспашку. Дабы люди завсегда узнавали в сценических персонажах себя. В этом, и только в этом суть успеха.

Кто-то из известных психиатров сказал, что чувство юмора обеспечивает человеку душевный комфорт во всякой нелегкой ситуации. Благодаря сему спасительному чувству, присущему кинематографу 1960–70-х, несмотря на серьезные идеологические преграды и идеологические препоны, душевный комфорт обеспечен нескольким поколениям зрителей.

И «Джентльмены удачи» — один из ярких, ярчайших маркеров того времени: поры затухания хрущевской оттепели, поры вхождения страны в пресловутую эпоху застоя. Густо увешанную лозунгами о «непрестанном повышении…», медалями за «неуклонный рост…», витиеватыми обещаниями и… талантливыми лентами.

«Он ошибся один раз. Это как судьба-катастрофа», — говорит Виктория Токарева, соавтор сценария (совместно с Г.Данелия) о режиссере фильма А.Сером. Человеке трагичной судьбы. Который почти за 10 лет до «Джентльменов» вышел из мест не столь отдаленных. Где отбывал срок за нанесение тяжких телесных повреждений своему якобы сопернику по женской линии.

В народе это называется «бытовуха», «хулиганка». Что въяве наложило отпечаток на всю его дальнейшую творческую жизнь. Отчего, к слову, в картине возникло много «блатных» фразеологизмов. Пусть экранно подлакированных, причесанных, но тем не менее… — настоящих, невыдуманных. Резонных и к месту: «Ты куда шлем дел, лишенец?» Большинство жаргонизмов, конечно, цензура подсократила. А например, ругательное выражение «редиска» взято у… Ленина из статьи о Плеханове.

Эта вот близость к исподнему — тюрьме, неволе, лагерному быту. Это вот авторское знание реальных, не измышленных типов зоновских диалогов, характеров подняло фильм до невообразимых высот зрительской популярности.

Да, и не забудем об амнистии 1967 года — к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь тоже авторы попали в десятку. Все-таки сидело, «парилось на нарах» в СССР много народу. Около 800 тыс. человек. (Сейчас — около 500 тыс. заключенных.)

Фильмы тогда шли в основном военные: «Взорванный ад», «Операция «Трест», «Путь в Сатурн», «Мертвый сезон». Но — чувствовалось дыхание нового времени. Времени, когда война отошла на приличное расстояние. И можно было вздохнуть мирного воздуха полной грудью.

Выросли дети войны. Появилось «свободное» поколение шестидесятников. Стало выпускаться больше фантастики-боевиков-комедий-детективов. На памяти еще Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Взметнувшийся стягом невиданной оттепели «лириков и физиков» 1960-х, стиляг-спекулянтов-валютчиков.

Понятно, что криминально-фантастическая тематика, да еще обернутая в жюльверновско-гоголевскую авантюрную обертку (те же «Приключения Шурика» или ужастик «Вий»), наряду с взрывной беллетристикой ВОВ, Гражданской войны занимала главенствующее место на экранах страны.

Умных толковых сталинских разведчиков, докладывающих в Центр о количестве уничтоженной фашистской нечисти, сменили коварные шпионы и сложные многоходовки по дискредитации советского строя («Ошибка резидента»). А также хищения, хищения, хищения… Воровство и коррупция («Суровые километры»).

Вот эти-то хищения и высмеивала русская комедия. Высмеивала талантливо, весело, с огоньком. Глумилась так, что народ хохотал, даже выйдя из зрительного зала — с намерением обязательно туда вернуться на следующей неделе.

Именно тогда, в конце «облегченных» от цензуры 60-х — начале 70-х, началось жанровое разделение криминального сюжета. Комедийный, драматически-сериальный, условно вампиловский или четы Лавровых: «Следствие вели…». Иногда на фантастической основе («Золото», «Комитет 19-ти»). И — откровенный боевик, экшн: навроде приснопамятных «Неуловимых». На которых, уверен, детвора той поры сбегала с уроков уж точно не по разу.

И замечу, художественных высот уровня тех же «Неуловимых» или «Джентльменов» современные бандитско-приключенческие фильмы достигли далеко не все. Их можно перечислить по пальцам. Драма «Брат». Постнуар «Бригада». Комедия «Жмурки».

Но мы отвлеклись.

Лента близка именно тем, что блестяще созданы простые неказистые типажи из народа, без перехлеста и вывертов. Сделаны такими, какими мы, зрители, видимся сами себе, — как есть.

Но и от зрительского деспотизма никто не был застрахован.

Привыкнув к комедийным ролям, точнее — образам, потешным фиоритурам артистов, дотошный зритель-привереда с трудом переключался.

К примеру, Евгений Павлович Леонов рассказывал-«жаловался», что мешками получал письма, в которых слышались категоричные заявления — дабы впредь ни в коем случае не играть драматически «грустных» ролей. Ведь он рожден для смеха!

То же самое относится и к А.Папанову после фантасмагоричной озвучки «Ну, погоди!». И — к Вицину, человеку со «вторым дном», как называла Вицина В.Токарева.

Юбиляр у нас в этом году Леонов (95 лет со дня рождения), так что позвольте обратиться к любимому фильму как бы с его колокольни.

Интересно то, что играл Леонов в картине не две роли, как принято считать. Чему учат на сценарных факультетах. А — фактически целых три!

Бандит по кличке Доцент. Заведующий детсадом Трошкин, как две капли воды похожий на отечественного гангстера.

И стержневая третья ипостась — с точки зрения актерского мастерства, театральной кухни — это ролевая задача персонажу (не актеру!), именно персонажу: перевоплотиться из тихого тщедушного заведующего собственно в Доцента.

Обрисую сей нюанс со сценарно-профессиональной позиции. Вот смотрите…

Леонов в роли Трошкина — обязан быть достоверным как бандит Сан Саныч: типа Саня Белый 70-х.

Но вместе с тем — Трошкин не разбойник. К тому же участник, ветеран Великой Отечественной войны.

Во всем его поведении, самочувствии мы должны ощутить верность, приверженность другому характеру — характеру детсадовского работника. Трогательного, наивного, доброго. Сию секунду должного демонстрировать подельщикам жестокость, «наблатыканную» вульгарность, беспощадность: «Бритвой по горлу и в колодец!»

Здесь у Леонова работает не столько, так сказать, высокая ремесленная школа: тонкое умение воспользоваться всем арсеналом профессиональных паттернов. Сколько — нескрываемая искренность переживаний. Аутентичность эмоций. Человеческий гений возвышенного ума и духа. Причем выступающий автором своей роли — что присуще Леонову. Присуще его способности к двойной, тройной проекции образов. Подчеркивающих и сумасшедший комизм, и шекспировскую трагедийность. Одновременно жизненную подлинность, фактуру персонификации.

Отсюда — привязанность Трошкина-Доцента к подопечным. Отсюда — потребность о них заботиться. Отсюда — желание навязать «бригаде» мнение о возможности изменить судьбу в лучшую сторону. Некая сюжетная внежанровая небанальность (сонмы мизансцен созданы импровизационно, «на коленке»): овеществление любви, порядочности и честности — в пику человеческому «дну».

Что свойственно кинематографу той эпохи вообще: и «Шурику», и «Бриллиантовой руке», «Ивану Василичу», «Приключениям итальянцев»…

Оттого те картины можно смотреть бесконечно. Раз за разом. Год за годом. Десятилетия. Всю жизнь.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Слезы на глазах, учащенное дыхание, ком в горле. С каждым новым выпуском «Маски» страсти накаляются и даже многоопытные члены жюри не скрывают своих эмоций. Образ Неваляшки несколько недель интриговал
подробнее...

Возникло, однако, подозрение, что и Анита Цой не устояла перед модным «трендом времени» — горячими коллабами с модной молодежью. При этом совместный трек с Люсей Чеботиной вызвал преимущественно
подробнее...

Кроме того, в связи с пандемией коронавируса для иностранных звезд работают еще две площадки - в кинотеатре BFI Southbank в Великобритании и в студии телеканала Canal+ во Франции.Так, на красной
подробнее...

Фильм "Земля кочевников" (Nomadland) американского режиссера китайского происхождения Хлои Чжао получил "Оскар" как лучший фильм. Чжао также признана лучшим режиссером. Прямую трансляцию из
подробнее...

То, что это событие государственного масштаба, понятно было еще на подступах к Большому. По узкому проезду, ведущему от Театральной площади к театру, вереницей въезжают авто солидных марок и сплошь
подробнее...

Как сообщает АГН "Москва", заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная была госпитализирована в одну из больниц города Москвы с подозрением на инсульт.Уточняется, что 80-летняя легенда советского
подробнее...

  Каждый из них получил по две награды – за лучший фильм и режиссерскую работу. Вадим Абдрашитов, поздравляя Андрея Смирнова, заметил, что ни  пандемия, ни какие-то  другие обстоятельства не смогли
подробнее...

Именно с рождением композиции «Зимнее солнце», которая звучала по всем радио, телеканалам и вошла впоследствии в трек-лист знаковой пластинки, к коллективу пришла массовая популярность. Прошло
подробнее...

«В следующем году «Русский Силуэт» отметит свое 25-летие, - рассказала президент фонда Татьяна Михалкова. - Даже сейчас, в период пандемии, мы получили три тысячи заявок на участие в Международном
подробнее...

Федеральный закон о просветительской деятельности, принятый в конце марта этого года, касается практически всех возможных форм популяризации знания — в том числе лекций, экскурсий, секций и кружков.
подробнее...

А их у нее — семнадцать!!! Да-да, вы не ошиблись — именно семнадцать. Аронова — Чичиков, причем в разном возрасте: от Павлуши до Павла Ивановича. Она же — генерал, его дочка на выданье, Манилов,
подробнее...

Архитектурное решение выставки «Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России» звучит как самостоятельное произведение. Его автор, всемирно известный архитектор Даниэль Либескинд, организовал
подробнее...

Юные артисты страдают от пандемийных ограничений ничуть не меньше своих взрослых коллег. Конечно, схема взрослого шоу-бизнеса гораздо сложнее, но даже у детских групп есть свои обязательства перед
подробнее...

Как стало известно «МК», увековечить память тружеников шелкового комбината в городе планируют аж с 2000 года, когда градообразующая прядильно-ткацкая фабрика была закрыта. Создать несколько скульптур
подробнее...

О произошедшем Noize MC сам подробно рассказал на своем Instagram-канале:- Во-первых, ФСБ, МВД и администрация области задались целью отменить во что бы то ни стало наш концерт сегодня у вас в городе.
подробнее...

В последние годы в легендарный кукольный театр приходили руководить люди, которые не стеснялись говорить о том, что ничего не понимают в этой сфере. А она специфическая, и требует особого отношения и
подробнее...

Кахи Кавсадзе родился в Тбилиси в 1935 году. Его отец попал в плен, а потом его арестовали. Кахи Кавсадзе рассказывал «МК», что не знает, что с ним потом произошло: расстреляли в Сибири или умер своей
подробнее...

Брутальные немцы Rammstein с начала своего появления на большой сцене эпатировали публику — поджигали друг друга на концертах в гигантских котлах, выкатывали на сцену огромный фаллоимитатор, из
подробнее...