Срочные новости раздела

"Радзинский мог позвонить ночью": писателю и драматургу исполняется 85

Одному человеку сложно преуспеть во всех областях деятельности: поэтому приходится выбирать, ученый ты, деятель культуры или инженер. Но случаются в истории энциклопедисты — люди с чрезвычайно широким охватом ума и универсальностью мышления. К таким энциклопедистам, несомненно, относится Эдвард Радзинский.

Путь к театру и кино

Эдвард Радзинский родился в 1936 году в Москве, его отец был драматургом, а мама — следователем по особо важным делам. Так что в мальчике слились в один поток глубинная интеллигентность и сила воли. Отец написал сценарии к десятку кинолент, что во многом предопределило путь Эдварда в этом направлении.

Дебютную постановку «Мечта моя… Индия» в Театре юного зрителя Радзинский почему-то называет провалом. Но после ленкомовских спектаклей Анатолия Эфроса по пьесам Радзинского его настигла слава.

— В ранней молодости я увидел спектакли Эфроса в Театре Ленинского комсомола, на меня они произвели совершенно оглушительное впечатление. Я мечтал хотя бы увидеть Радзинского, а лучше — познакомиться. И жизнь нас свела, мы вместе делали один из первых русских сериалов «Ольга Сергеевна». Это была своеобразная работа: единого сценария не существовало, и меня как режиссера каждый раз ждал сюрприз, — вспоминает легендарный кинорежиссер Александр Прошкин, подаривший миру такой шедевр, как «Холодное лето пятьдесят третьего...».

Александр Анатольевич называет Радзинского «самым выдающимся явлением в нашей культуре»: «Фантастический, совершенно искрометный талант. Он настолько парадоксально мыслит, заглядывает вглубь тех или иных явлений и людей, что с ним всегда бесконечно интересно. Я желаю ему крепчайшего здоровья и жду новых свершений!» — такое послание имениннику передал через «МК» Александр Прошкин.

В архив — за сенсациями

Скажем немного преувеличенно, но, пожалуй, с историей значительная часть населения России и постсоветских стран знакомится только когда учится в школе или если берет в руки книгу Эдварда Станиславовича. Или смотрит одну из его авторских телепрограмм. Как Карамзин в свое время, по сути, с нуля создал историографию, так Радзинский — используя писательский дар — сделал события и выдающихся государственных лидеров интересными самому широкому читателю и зрителю.

— Радзинский очень успешный популяризатор многих фигур, будь то Сталин, Николай II, Распутин, Иван Грозный. Значительная часть публики воспринимает их через работы Радзинского. При этом к его положительным чертам можно отнести то, что он нередко обращается к архивам, обнародует ранее непубликовавшиеся материалы. Как у всякого непрофессионального историка у него есть отдельные неточности, но это процесс неизбежный. И ценность его книг прежде всего в его объективном взгляде на исторических героев, — считает известный публицист и литературовед Борис Соколов.

Умение добывать информацию, как сейчас говорят — «поисковая компетентность», сыграла ключевую роль в жизни Радзинского. Не зря же он получил профессию архивиста, что в наборе с неким «чутьем», исторический интуицией дали просто потрясающий результат. В каждой новой книге и передаче Радзинского содержалась информационная «бомба».

— Вы знаете, он же оканчивал историко-архивный институт (ныне — Историко-архивный институт РГГУ. — И.В.). Навыки, полученные в вузе, он гениально сочетал с талантом рассказчика, — говорит Владимир Григорьев, книгоиздатель, экс-зам главы Роспечати. — Радзинский черпает силы в истории цивилизационного масштаба. Французская революция, Наполеон, переход власти от российских императоров к Сталину. Последующие лидеры, Брежнев или Хрущев, его особо не занимали. Он знает, где и что нужно искать, и обнаруживает потрясающие документы, недоступные исследователям, что позволяет ему уникально описывать своих героев.

История в эфире

Владимир Григорьев до сих пор сохраняет близкие отношения с Радзинским. «Он внимательный друг. Зная, что моя мама зачитывалась им, он всегда первую книгу ей подписывал», — говорит Григорьев.

— Правда, что звонок от Радзинского мог раздаться в три часа ночи?

— Был такой период, он мог позвонить ночью, и мы болтали с ним... Потом я перестал быть его издателем, и необходимость срочно чем-то поделиться отпала. Но мне несказанно повезло, что я, будучи молодым редактором, встретился с Эдвардом Станиславовичем. Тогда, в 1991 году, он работал над томом о Николае II, а я как раз основал частное книжное издательство. И мы сотрудничали дюжину лет.

  Во второй половине 90-х Григорьев продюсировал первую серию передач в «Останкино» — так началась эпоха «Загадок истории с Эдвардом Радзинским».

— Легко ли приняли авторский формат Радзинского на ТВ?

— Руководители телевидения считали, что «говорящая голова» на экране — это невозможно. Но те программы, которые мы стали выдавать в эфир, держали потрясающую аудиторию образованных, интеллигентных людей. Радзинский умеет мастерски чувствовать «пульс» аудитории. Вряд ли скажу, кого рядом можно поставить, кто так выходил в залы-трехтысячники. И мог в продолжение нескольких часов давать творческие вечера.

Но это было тогда, в прошлом веке. А что сегодня? В эпоху Интернета Радзинский завел себе странички в социальных сетях, а во время самоизоляции и канал на популярном видеохостинге. И новое поколение его с интересом слушает и смотрит ролики о Петре Первом, цареубийцах, детях вождей и самих вождях, шпионах и революционерах. Несмотря на то что Радзинскому 85, он остается в тренде. Что еще можно пожелать на юбилей?..

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как сообщает Radio Times, английский актер Дэниэл Крэйг, наиболее известный по роли Джеймса Бонда, раскритиковал решение создателей бондиады превратить агента 007 в женщину."Почему женщина должна
подробнее...

Но для начала корабль поменяет название, точнее,  ему вернут историческое  – «Прогресс» (именно так назывался бывший кинотеатр, куда четверть века назад въехал Армен Джигарханян с группой своих
подробнее...

Это один из крупнейших в мире экологических и просветительских проектов, объединивших за 15 лет более 25000 фотографов из 146 стран мира. Гости фестиваля увидят лучшие работы фотографов за все время
подробнее...

В 1986 году Валерий Фокин (теперь художественный руководитель Александринки) поставил в театре Ермоловой пьесу Радзинского «Спортивные сцены 1981 года» — драму «сомнительного содержания».Звонит мне
подробнее...

– Это работа досталась мне в наследство. Она хранится в нашей семье с 1960-х, досталась мне от двоюродной бабушки, которая работала в испанском посольстве, – рассказывает Ирина Попова «МК», мастер по
подробнее...

«Все получилось некрасиво, подло, непорядочно, — начала Наталья. — Она взяла себе «По полюшку», вырвав практически эту песню у Аллегровой. Ира хотела ее взять, но Люба тогда проходила через тяжелые
подробнее...

— Певцов много работает в театре, в ближайшее время я хочу предложить ему еще роли в двух спектаклях, — рассказал «МК» директор Ленкома Марк Варшавер.— Марк Борисович, став народным избранником,
подробнее...

  Александр Пономарев умеет удивлять. Но помимо эффекта «вау», немаловажного для современного мира, в его произведениях всегда есть глубина. Оно и немудрено, ведь Пономарев — не только тонкий
подробнее...

23 сентября в здании Администрации президента РФ прошло заседание координационного совета специализированного фонда, призванного бросить «спасательный круг» отечественной культуре в разгар
подробнее...

ЧасыЯ — мальчик. Очень правильный и гордый этим. Иду в магазин по поручению мамы. Вижу: на пороге магазина валяются наручные часы.Меня переполняют честность, воспитанность, неуверенность в себе. Я
подробнее...

Евгений Марьян родился в Молдавии, изучал социальную педагогику в Приднестровском университете, а потом переехал в Москву. «Я не имею кинообразования, поздно понял, что хочу заниматься кино. В том
подробнее...

То, что до столицы Золотого кольца все-таки добрались иностранные театры и компании, само по себе событие. Россия, как-никак, все ещё в красной зоне, и ПЦР-проверки на границах совсем не способствуют
подробнее...

Встречу с журналистами руководство филармонии начало со слов благодарности в адрес генерального спонсора Петербургской филармонии нефтяной компании «Роснефть». Компания оказывает помощь концертной
подробнее...

Сериалы в формате скринлайф (все действие разворачивается как будто на экране гаджета) должны были спасти местную киноиндустрию в период локдауна. Для многих актеров и режиссеров такие фильмы и правда
подробнее...

Жалоба - вызов в суд – запрет. Разыграть, как по нотам, ситуацию с «СБП» у властей в Минске пока не получилось. Представителей «неугодного» писательского объединения 24 августа побывали в здании
подробнее...

В этот день все гости книжной ярмарки смогут найти себе жанр по вкусу: здесь вы найдете книжные новинки 2021 года, бестселлеры, нон-фикшн, художественную и детскую литературу, музейные издания — более
подробнее...

Сценарий «Море волнуется раз» написан Николаем Хомерики в тандеме с Александром Родионовым, и это их четвертая совместная работа. Их герои - Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) уединяются в
подробнее...

Из досье «МК»: Труппа tanzmainz довольно молодая. Только в 2014-ом она начала работать как труппа современного танца и относится к числу не слишком известных и мелкокалиберных (в ее составе всего 21
подробнее...