Срочные новости раздела
Российский фантаст Лукьяненко считает, что человек страшнее любого вампира

Российский фантаст Лукьяненко считает, что человек страшнее любого вампира

- Сергей Васильевич, с начала пандемии насколько изменилась ситуация в России и в глобальном масштабе? Коронавирусу удалось нас удивить?

- Я немного недооценил COVID-19. Был уверен, что за год будут созданы вакцины. Это случилось. Далее я рассчитывал на достаточно масштабное их применение. Это отчасти случилось. Ннадеялся, что ситуация, по крайней мере в развитых странах, сгладится.

К сожалению, вмешалось несколько факторов. Сам вирус оказался более активным. А народ у нас - не готов к вакцинации. В советское время всем сказали бы: делаем прививку, и все бы пошли. Но тут развернулась мощная антипрививочная кампания. Я не думал, что столько людей будут выступать против. У нас и по всему миру массовая вакцинация провалена. Там, где она не провалена, обстановка стабилизировалась, но вирус по-прежнему представляет опасность. И мы по-прежнему пребываем в подвешенном состоянии. Теперь я прогнозирую, что так все будет еще года полтора-два. 

- Вернемся ли мы вообще когда-нибудь к нормальной жизни? Или изменения необратимы?

- Все будет, как раньше, но далеко не после того, как будет побежден вирус. Эпидемия стала хорошим поводом для всех стран пересмотреть внутреннюю и внешнюю политику. И отказаться от идей глобализации, хотя от них отказываться вроде как неудобно, потому что они приняты в качестве основного вероучения. Но все поняли, что глобализация зашла в тупик. Миграционные процессы не приносят ожидаемого результата. Неравенство между богатыми и бедными державами не уменьшилась. Идея унифицировать все и вся оказалась не столь привлекательной на стадии ее реализации. И коронавирус позволил это все потихоньку прекратить.

Вирус через пару лет перейдет в категорию вредного, противного, но далеко не такого страшного заболевания благодаря новым схемам лечения и преодолению недоверия к вакцине. Но «закрученные гайки» будут ослаблять потихоньку, и в первую очередь страны, живущие за счет туризма и активного притока рабочей силы. А более или менее самодостаточные до последнего будут ссылаться на эпидемию и запрещать свободное перемещение населения (хождение населения во все стороны).

- «Корона» показала, что никакой «единой Европы» не существует? Да и единой Евразии тоже, потому что между Беларусью и Россией, ближайшими союзниками, возникли почти такие же преграды, как внутри «Шенгена».

- Единый мир – это забава для сытых времен и богатых стран. Когда все было хорошо и уровень жизни высок, можно было поиграться в Единую Европу, и, в принципе, это было позитивно. Даже для тех государств, где население не очень радостно это сближение воспринимало. Мы видим огромное количество построенных за счет общеевропейского бюджета дорог и других инфраструктурных объектов. В Италии, Португалии, Греции, в относительно бедных государствах ЕС, где далеко не все жители были за интеграцию. И в Германии, несущей на себе основную часть расходов Евросоюза, рядовые бюргеры тоже были недовольны. Но по другой причине. Тем не менее ФРГ получила то, о чем мечтала — главенствующее положение на континенте, причем на этот раз без всяких войн.

Это было славно, но как только поприжало, все вспомнили, что у них есть границы и свои интересы. Обострились существующие противоречия, ранее «заметенные под ковер». Это очень напоминает то, как распадался Советский Союз, где декларативно было полное единство, дружба и братство народов. Но стоило чуть в магазинах допустить опустение и без того небогатых полок, как все ввели талоны, собственные деньги и начали друг от друга изолироваться.

- Пресса вас постоянно «достает», так как все верят, что фантасты – это такие «кассандры», способные заглядывать в грядущее. Раз Жюль Верн предсказал столько технических открытий, а Герберт Уэллс предвидел мировые войны, то и Лукьяненко знает что-то особенное о дне завтрашнем. Насколько реальны пророческие сверхспособности авторов, работающих в фантастическом жанре?

- Конечно, это преувеличение. И, кстати, Жюль Верн не так много предсказывал. Он был литератором «ближнего прицела», популяризатором. Брал существующие изобретения и доводил их до красивого воплощения. Вот есть маленькая чахлая подводная лодка, а я представлю ее огромной с роскошными каютами, танцевальными залами и беглым польским боярином Капитаном Немо. (Правда, Верну потом издатель сказал, что российский рынок очень большой и важный, и не надо делать главного героя сбежавшим от злого русского царя).

А вот Уэллс на самом деле предвидел огромное количество вещей. Он описал ядерную войну, медицинские эксперименты над людьми, мутации... Разве что человека-невидимку люди еще не создали. А так он действительно предвидел научные идеи, для которых никакого основания в ту эпоху не было. Скажем, машину времени.

У современных литераторов также есть те, кто работает на ближнем научно-техническом прицеле, правдоподобно описывает колонизацию Луны и ближайших планет. А есть такие, кто заглядывает в далекое будущее, просчитывает явления, сложные для понимания. Основная масса фантастов работает с социальными схемами, с тем как будет развиваться общество, как будет меняться человек. И здесь количество предсказаний намного больше. Все существующие в современной политике и социологии тенденции были предсказаны. Есть «древний» цикл книг Айзека Азимова «Foundation». Переводится это название по-разному — и как основание, и как академия. Эти книги написаны в 40-х годах. В них есть огромные компьютеры на лампах, и звездолеты на реакторах, куда разве что не лопатой уран подбрасывают. Но если вдумчиво перечитать романы цикла, мы с удивлением увидим описание процессов возникновения и распада империй, изменений в психологии, происходящих сегодня. И становится жутко. Хоть Азимов и перенес в очень дальнюю перспективу все, что мы наблюдаем сейчас.

- Советские журналы, такие, как «Техника – молодежи», формировали, особенно своими обложками, другую картину будущего. Для нас оно не наступило. А в каком будущем лично вы хотели бы оказаться? 

- Скажу честно, я хотел бы оказаться в том варианте. Потому что социалистическая или коммунистическая идея, при всей ее утопичности, достаточно добрая и красивая. Другое дело, как это пытались реализовать. Будущее без войн, где все люди абсолютно равны, где торжествует наука, встречается в произведениях американских «капиталистических» фантастов. Но оно сильно противоречит человеческой натуре. И достичь его пока невозможно.

- В этом смысле Илона Маска, энтузиаста науки и идеалиста, можно считать «нашим человеком»?

- Маск – фигура крайне любопытная. Он замечательный шоумен и популяризатор, мечтатель, это все есть. Но надо четко понимать, что его успехи сильно завязаны на работе на государство. Он получает то, что не получают другие: технологии НАСА, госзаказы. Формально он остается частным фантазером, но при этом замечательно встраивается в богатую и мощную махину американского космического проекта. Я вообще скептически отношусь к пути, им выбранном. Потому что его гигантские ракеты на химическом топливе, которые прямо сейчас полетят на Марс караванами и будут там создавать поселения, не выдерживают никакой проверки физикой и теорией ракетостроения.

Реальный путь к звездам пролегает через создание других двигателей, иной энергетики, нужны ядерные космические корабли. Они позволят  летать на Луну, осваивать ближние планеты Солнечной системы и совершать экспедиции к дальним.

- Давайте вернемся к литературе и вспомним времена, когда повсюду возникали клубы любителей фантастики, а за книжку Хайнлайнена ценители готовы были отдать последнюю рубашку. Вы входили в КЛФ?

- Я даже организовал в Алма-Ате такой клуб. Сначала искал, потом обнаружил, что его там нет, создал сам, ездил на конвенты любителей жанра. У меня есть даже памятные знаки за активное участие в их работе. Это был замечательный отрезок истории. КЛФ во многом пострадали из-за того, что исчез книжный дефицит. Одно дело, когда единственную книжку бережно передают из рук в руки и читают вдвадцатером, а другое — когда все доступно, да еще и Интернет есть. Клубы ушли в прошлое, но кое-где энтузиасты продолжают собираться, читают, обсуждают и что-то пишут сами.

- Многие наши современники боятся электронных паспортов, виртуальных денег, камер, распознающих лица и отслеживающих каждый шаг. Оправданы ли подобные опасения?

- Это негатив, но неизбежный. Это часть нашей реальности. Мы живем в эпоху киберпанка. У нас нет розеток на голове, к которым можно подключить провод и погрузиться в виртуальную реальность, но мы и так в нее погружены. Разумеется, все это будет использовано как элемент контроля. Это меняет привычный уклад, но это уже произошло. И бесполезно вставать в позу, кричать: «Я против!». Государство, не учитывающее возможностей контроля за населением, влияния на граждан, будет проигрывать всем остальным.

- Миллениалы в социальных сетях никак не решат, у нас наступила предреволюционная реальность сказочных повестей о Чиполлино или действительность антиутопии Оруэлла «1984»? В какой из двух вымышленных «вселенных» мы живем?

- Наверное, во вселенной «1984». Мы попали в тот любопытный мир, где история переписывается непрерывно. И переписывается не нами. Если сейчас спросить рядовых японцев, кто сбросил атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки, половина совершенно искренне скажет, что это сделал СССР. Мы живем в мире, где «Большой брат» непрерывно бдит, где идет непрекращающаяся, пусть и тихая, война между центрами силы, между Океанией и другими империями. Мы попали в оруэлловский мир, причем еще лет десять назад.

- Вы недавно вернулись из Владивостока, а той осенью побывали на Донбассе. Какой символический смысл несут поездки по России в самом широком смысле этого слова?

- В ДНР в сентябре – начале октября провели гигантский фестиваль фантастики с несколькими сотнями гостей, правда, я в этот раз на него не попал. Маленькая непризнанная воюющая республика организовала мероприятие, откуда многие мои коллеги вернулись абсолютными сторонниками Донбасса. Они пообщались с дончанами, увидели своими глазами то, что там происходит.

Писатель должен путешествовать, смотреть, как живут люди, и то, что ты фантаст, ничего не меняет, потому что фантастика есть отражение реальности. Дальний Восток – один из самых чудесных уголков нашей страны, наша гордость. Донецкая земля – эта часть «Большой России», оторванная от нас. Но упорно отстаивающая свое право быть ее частью.

- Если обыграть максиму «Границы России нигде не заканчиваются», можно ли определить, есть ли границы у фантастики?

- Я очень люблю старый фильм «Бесконечная история», снятый по книге немецкого сказочника Михаэля Энде. Там в одной из финальных сцен главному герою требуется достичь границ страны фантазии, и он никак не может этого сделать. И в итоге ему сказали, что у фантазии нет пределов. Это совершенно верная фраза.

- Читатели «Московского комсомольца» не простят, если я не спрошу: вы планируете возвращаться к «Дозорам»?

- Я сейчас дописываю третий роман из новой серии. Она возникла неожиданно, и я очень быстро закончил трилогию. Эта вещь ничуть не хуже «Дозоров». Но и к ним я тоже вернусь. Я уже знаю, о чем будет следующее повествование, как все закончится. Собираюсь приступить к новому «дозорному» роману в ближайшее время.

- А возможен ли «Донецкий дозор»?

- Были сборники рассказов, их писали мои коллеги. И там упоминались все эти события. Но это было целенаправленно. А пространство моих «Дозоров» сознательно отстранено, дозорные не вмешиваются в человеческую жизнь. Она идет там опосредованно. Я, наверное, не рискнул бы писать на такую больную тему. То, что в Донецке и Горловке происходит, заставило бы вмешаться и темных, и светлых, даже, может быть, они бы были на одной стороне.

- Те, кто сейчас воюет с донецким народом, получается, хуже вурдалаков и оборотней?

- Человек страшнее любого вампира. Даже если не учитывать, что это существо придуманное, оно убивает других, чтобы выжить. А люди, к сожалению, обладают способностью убивать ради абстрактных идей. Или ради какого-то извращенного удовольствия.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Я сам об этом узнал от телевизионщиков, – рассказывает "МК " Артур Васильевич. – Позвонили с телевидения, сообщили, стали расспрашивать. Даже не знаю как они меня нашли.– Расскажите о ваших отношениях
подробнее...

- Мы решили отказаться от традиционного принципа хронологического построения экспозиции, - пояснил директор ГИМ Алексей Левыкин. – Вместо этого попытались создать образ Российской империи, -
подробнее...

Как стало известно «МК», Валентина Александровна чувствовала себя неважно с конца сентября. 1-го октября ей даже пришлось вызвать «скорую» - возникли серьезные проблемы по линии урологии. Но
подробнее...

Он также подчеркнул, что в настоящее время Савочкин чувствует себя нормально.Игорь Савочкин сыграл почти в 100 фильмах и сериалах. В частности, он отметился ролями во многих российских блокбастерах,
подробнее...

Уточняется, что запись обнаружил у себя на чердаке 77-летний композитор Суреш Джоши по прошествии более чем 50 лет после того, как она была записана в лондонской музыкальной студии. Музыкант просто
подробнее...

Сам факт, что каким-то чудом из Франции приехал театр, преодолев множество преград, да еще накануне официальной московской премьеры было позволено присутствовать на прогоне, все это создавало
подробнее...

Сколько точно бывших ермоловцев выступят против кадровой политики театра, станет известно в ближайшие дни. Есть данные, что несколько артистов смирились с расчетом по соглашению сторон. Но остальные
подробнее...

Соберите, суммируйте наиболее яркие метафорические идиомы наиболее ярких, что называется, культовых или лично вам помнящихся произведений и представьте: они вплетены в общую упряжь, нанизаны на нить
подробнее...

Опасная однодневная выставка-перформанс, которая состоится 18 ноября, готовится со всеми возможными предосторожностями. У павильона «Лодочная станция» на Острове Мечты будут дежурить медсестра, чтобы
подробнее...

В переводческой номинации награды удостоилась Ольга Седакова — за переложение на русский язык «Фуги смерти» гениального Пауля Целана (об ужасах холокоста и еврейском народе, поднимающемся «в небо как
подробнее...

Новый генеральный директор МХАТа имени Горького Владимир Кехман сообщил о намерении провести сокращения нетворческих работник культурного учреждения.По его словам, сейчас в театре полностью нарушен
подробнее...

Игорь Савочкин родился в Саратовской области и мог бы, наверное, так и прожить всю жизнь в селе, тем более, что окончил институт механизации сельского хозяйства. Однако судьба распорядилась иначе, и
подробнее...

— С каким настроением встречаете свой день рождения? Как собираетесь его отметить?— Настроение рабочее, хорошее. Если бы не происки американской военщины, вообще сказал бы: отличное. В последние годы
подробнее...

Будто заученной речевкой на пионерской линейке и даже не деля друг друга на музыкальные форматы и ориентации, все, от Стаса Михайлова до Моргенштерна, единодушную пели осанну только одному —
подробнее...

В самом деле, граф Лев Николаевич Толстой писал свой роман шесть лет (1863–1869 гг.) и вывел в нем более пятисот (!!!) персонажей — вымышленных и исторических. Объем повествования по современным
подробнее...

Премьера «Большого мюзикла» состоялась шестого ноября и всего запланировано восемь программ. Примечательно, что у каждого выпуска телешоу будет своя тема. В первом и втором создатели программы
подробнее...

Октябрьская трагедия на съемках фильма «Rust» (можно перевести как «Ржавчина», либо же как просто имя главного героя) продемонстрировало что от фатального случая не застрахован никто. Казалось бы:
подробнее...

Праправнучка легендарного Анатолия Дурова рассказала, что равнялась на Валерия Борисовича в отношении к культуре и к себе:- Это огромная потеря для кино и для театра, особенно для нашего. Сейчас пять
подробнее...