Срочные новости раздела
Выставка номинантов Премии Кандинского открылась с мистическим оттенком

Выставка номинантов Премии Кандинского открылась с мистическим оттенком

Премия Кандинского на сегодняшний день – единственная серьезная награда для современных художников, которая вручается в Москве. Есть еще петербургская Премия Курехина, и «Инновация», которая последние годы базируется в Нижнем Новгороде. Остальные, немногочисленные, либо берут тематику шире, либо еще не вошли в силу (так, впервые в этом году пройдет Премия Анатолия Зверева, но пока о ней судить рано).

После неудачи с «Ударником», который учредитель Премии Кандинского Шалва Бреус собирался превратить в музей современного искусства, но не дали, пришлось урезать и конкурс – теперь он проводится раз в два года. Хорошо, что вообще есть. Однако удлиненный период отражается на содержании и актуальности. Многие проекты, которые вошли в лонг-лист, и, соответственно, попали на выставку номинантов, уже, мягко говоря, набили оскомину. Среди них, например, хороший, масштабный и глубокий, но не раз выставлявшийся на разных площадках проект Андрея Кузькина «Молельщики и герои», впервые презентованный еще в 2016 году. Тысячу изваяний из хлебного мякиша, соединяющих христианский символизм с тюремным, мы уже видели на «Фабрике», в «Гараже» и на позорной Московской биеннале современного искусства два года назад. Неужели столь достойный художник не сотворил ничего нового за эти годы? Тот же вопрос к молодой художнице Алисе Горшениной (род. в 1994 году), чья работа «Русское инородное», где герои предстают в кружевных одеяниях и масках, закрывающих все лицо, впервые была представлена в 2017 году. Это было интересно четыре года назад, и в 2020-м, когда не раз показанный проект завершился, и заиграл новыми смыслами, ведь началась пандемия, локдаун, масочный режим, но – а что сегодня?

Павел Отдельнов, очень работоспособный и глубокий художник-исследователь, опять же представлен старым проектом «Промзона» (2019), который рассказывает историю страны через семейную. Он обращается к личным, затертым, биографиям людей, работавшим на химическом производстве, как и его предки, и пишет их черно-белые портреты без лиц. Рядом с безликой галерей гора противогазов, напоминающая «Апофеоз войны» Верещагина, и печальный индустриальный пейзаж. Два года назад, кстати, Отдельнов, как и некоторые другие участники выставки Премии Кандинского, тоже выставлялся на конкурсе. Радостно, что художник вновь и вновь подтверждает свой рейтинг, но разве нет других художников? Почему на манеже одни и те же, возникает закономерный вопрос.

На него куратор выставки Ирина Горлова, которая так же входит в экспертный совет премии, отвечает просто: «Таков был выбор жюри и экспертного совета». Причем, на первом этапе эксперты отбирали заявки, не зная их авторов (работы были под номерами), а на втором этапе 12 отборщиков выбрали то, что выбрали. Лучших. Может, оно и так, только вот в таком случае стоит внести коррективы в названия номинаций. «Проект года» уже не может считаться таковым, если работа создана несколько лет назад. Да и грань между молодыми художниками и корифеями на 13-й выставке номинантов стерлась: в той и другой номинации в основном люди одного поколения, так зачем же разделять их по возрасту?  

Из «старичков» на выставке есть арт-группа «Провмыза» (Галина Мызникова 1968 г.р. и Сергей Проворов 1970 г.р.), как раз представленная незаезженным проектом «Oratorium SARX SOMA»: на видео на подвесных крюках двигаются вниз-вверх живые и мертвые твари божьи – от собак до полуистлевшей лошади и спрессованных автомобилей, исполняющих завораживающий траурный вальс. Впрочем, есть на выставке и «свежая кровь». Например, Екатерина Муромцева (род. в 1990), представленная проектом «То, что бывает с другими». Проект, впрочем, тоже не новый – 2017 года, однако в контексте сегодняшнего дня звучит актуально. «То, что бывает с другими» рассказывает историю некой страны, не называя ее, как сказку, но сразу понятно, что речь о Советском союзе. 

«В этой стране люди работали, работали, работали. О себе совсем не думали. Людям было неважно, что они едят, где спят, как отдыхают. В этой стране люди не обращали внимания на одежду. В этой стране был красный флаг, поэтому в моде был красный цвет. В этой стране были очереди. За колбасой – 20-метровые… Эта страна больше не существует, но в это не полностью можно верить», – звучит голос художницы на видео, где на экране разворачивается театр теней: детский, но очень взрослый спектакль. Напротив экрана масштабный рисунок, на котором изображены жители этой страны в красном и в руках у них белые плакаты без текстов. В той стране, о которой рассказывает Екатерина, были митинги и люди ходили туда как на праздник. В той стране, в которой мы живем сегодня, подобных митингов нет. 

Еще один молодой участник выставки Ян Гинзбург (1988 г.р.) представляет еще один неканонической пример работы с памятью. Проект «Закрытая рыбная выставка» обращается к легендарному арт-событию 1935 года, считавшемуся мифом, и его оригинальной реконструкции 1990 года Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Ян сплетает в своем проекте обе выставки, предлагая собственную версию. Художник нашел, например, на одном аукционе портрет Сталина работы Исаака Бродского и добавил к нему «штрихи» в стиле концептуалистов-корифеев Елагиной и Макаревича (трубочку, пенсне, градусник), создав свой коллаж о прошлом, по-своему интерпретирующему историю искусства…

Словом, на выставке номинантов Премии Кандинского немало достойных работ, но все они из прошлого – в прямом и переносном смысле. Не только потому что прошли определенную проверку временем, так как созданы несколько лет назад, но и потому, что  большинство авторов, отвечая на вопрос – как нам пережить настоящее – оглядываются назад, в далекое советское. Может, так совпал выбор экспертов конкурса, но нечто мистическое в этой «оглядке» определенно есть.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Последствиями популярности «Игры в кальмара» стали и неприятные, если не сказать убийственные, эпизоды - пишут, что в якобы в Панаме на вечеринке в стиле сериала члены враждующих банд перестреляли
подробнее...

Начало праздника в стиле «режь последний огурец» вышло, однако, несколько тревожным: рок-банда Би-2 с кратким конспектом уже нашумевшей программы New Best под инфернально грохочущие звуки трагического
подробнее...

Я сам об этом узнал от телевизионщиков, – рассказывает "МК " Артур Васильевич. – Позвонили с телевидения, сообщили, стали расспрашивать. Даже не знаю как они меня нашли.– Расскажите о ваших отношениях
подробнее...

Понятно, что все сейчас волнуются и нервничают. Ведь для театра это -  особая постановка и в особый для него год - 100 лет все-таки! Все помогают друг другу, советуют, подсказывают. Два князя -
подробнее...

- Мы решили отказаться от традиционного принципа хронологического построения экспозиции, - пояснил директор ГИМ Алексей Левыкин. – Вместо этого попытались создать образ Российской империи, -
подробнее...

Как стало известно «МК», Валентина Александровна чувствовала себя неважно с конца сентября. 1-го октября ей даже пришлось вызвать «скорую» - возникли серьезные проблемы по линии урологии. Но
подробнее...

Еще недавно эта номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке». Претендующая на участие в ней картина «Разжимая кулаки» талантливого молодого Киры Коваленко недавно получила главный приз
подробнее...

Он также подчеркнул, что в настоящее время Савочкин чувствует себя нормально.Игорь Савочкин сыграл почти в 100 фильмах и сериалах. В частности, он отметился ролями во многих российских блокбастерах,
подробнее...

Уточняется, что запись обнаружил у себя на чердаке 77-летний композитор Суреш Джоши по прошествии более чем 50 лет после того, как она была записана в лондонской музыкальной студии. Музыкант просто
подробнее...

Сам факт, что каким-то чудом из Франции приехал театр, преодолев множество преград, да еще накануне официальной московской премьеры было позволено присутствовать на прогоне, все это создавало
подробнее...

Сколько точно бывших ермоловцев выступят против кадровой политики театра, станет известно в ближайшие дни. Есть данные, что несколько артистов смирились с расчетом по соглашению сторон. Но остальные
подробнее...

В переводческой номинации награды удостоилась Ольга Седакова — за переложение на русский язык «Фуги смерти» гениального Пауля Целана (об ужасах холокоста и еврейском народе, поднимающемся «в небо как
подробнее...

Соберите, суммируйте наиболее яркие метафорические идиомы наиболее ярких, что называется, культовых или лично вам помнящихся произведений и представьте: они вплетены в общую упряжь, нанизаны на нить
подробнее...

Опасная однодневная выставка-перформанс, которая состоится 18 ноября, готовится со всеми возможными предосторожностями. У павильона «Лодочная станция» на Острове Мечты будут дежурить медсестра, чтобы
подробнее...

Новый генеральный директор МХАТа имени Горького Владимир Кехман сообщил о намерении провести сокращения нетворческих работник культурного учреждения.По его словам, сейчас в театре полностью нарушен
подробнее...

Картина происходящего в чем-то напоминала театр абсурда. Ночь, Кремлевская стена в окнах, навороченная сцена посреди выставочного зала, мощный звук, замысловатые видеопроекции и полсотни человек
подробнее...

— С каким настроением встречаете свой день рождения? Как собираетесь его отметить?— Настроение рабочее, хорошее. Если бы не происки американской военщины, вообще сказал бы: отличное. В последние годы
подробнее...

Игорь Савочкин родился в Саратовской области и мог бы, наверное, так и прожить всю жизнь в селе, тем более, что окончил институт механизации сельского хозяйства. Однако судьба распорядилась иначе, и
подробнее...