Срочные новости раздела
Кот гуляет по Москве: Марина Брусникина отправила зрителей в путешествие

Кот гуляет по Москве: Марина Брусникина отправила зрителей в путешествие

На Москву предложено посмотреть глазами... животины из семейства кошачьих по кличке Савелий. Впрочем, у него, как у всякого большевика-подпольщика, будет много имен — Август, Сергеич, кто-то там еще. Это не простой кот, а кот-философ, который бродит по Москве в поисках смысла жизни. Фантазия? Конечно, но весьма убедительная, обаятельная, ироничная и очень московская.

Марина Брусникина, режиссер для РАМТа не новый, вывела своего котика из здания Академического театра на улицу. Зрителей собирают в фойе, не оснащают, как это часто бывает в театральных бродилках, никакими наушниками, а предлагают пройти на экскурсию по родному городу. Кот хоть и бродячий, но «Дни Савелия» не типичная бродилка.

За очень короткий отрезок маршрута, огибающего здание РАМТа, а заодно и станцию метро «Театральная», получаем информацию о Большом и Малом театрах, о частной опере Зимина и других заведениях позапрошлого века, располагавшихся в этой локации. Экскурсия как экскурсия, но вскорости гид заведет зрителей (не более 60 человек) в подворотню, и они окажутся в небольшом пространстве с баннерами разного назначения — магазин, реклама, всякая хрень, иногда не видимая со стороны фасадов домов. Типичный московский двор где-то на Таганке, а именно в Шелапутинском переулке — здесь-то в коробке из-под бананов и появится на свет миляга-котенок вместе с двумя сестрами и двумя братьями. Мама-кошка (Нелли Уварова) разродится посреди двора, рассказывая по ходу дела, что чувствовала, кто появился на свет и как она нарекла детенышей.

Режиссер Брусникина, которая всегда удивительно тонко и умело работает с прозой, в «Днях Савелия» буквально превзошла себя. И это превосходство над собственным мастерством заключается в особой, точно бесшовной режиссуре: когда текст, произнесенный актерами, совершенно незаметным образом перетекает в действие и тут же возвращается к слову. Все просто, естественно, как будто и не театр перед тобой вовсе, а сама московская жизнь, по которой путешествует Савелий, — до боли знакомые и любимые наши площади, парки, переулки, городские туалеты на бульварах. Москвичи — одинокие и семьями, счастливые и одинокие, мечтающие о своем кусочке счастья.

И вслед за ним путешествуем мы: из первого двора проследуем в узкий, как садовый шланг, коридор с низким потолком — он упирается в обычную уборную, где в это время слесарь что-то починяет, да еще и ворчит. Оттуда по старой лестнице попадаем во второй двор, где уже для нас приготовлены трибуны — занимайте, граждане, свободные места. В нем-то пройдет большая часть жизни Савелия.

Брусникина займет все пространство, захватит лестницы, несколько окон, и мизансцены, таким образом, будут в перекличке: земля–небо–высота. Что важно понимать — за некоторыми окнами в это же самое время идет обычная жизнь театра, например, бухгалтерии, где сводят дебет с кредитом, или отдела кадров. В этот момент сотрудники вынуждены пригибаться, чтобы их не было видно зрителям и чтобы невольно не поломать мир, что в данный момент выстраивает режиссер с артистами.

У восьми актеров, занятых в необычном спектакле, множество ролей — человеческих, кошачьих, и только один среди них — кот Савелий — незаменим. Виктор Панченко совершенно замечателен в своей кошачьей независимости и свободе, философии москвича, а не приезжего. Его окружают — разные поколения, разные характеры, студентки, карьеристы, смотрительницы и охранники в Третьяковке, алчные менты и простодушные гастарбайтеры и даже живодеры… Москва и москвичи со своим прошлым и настоящим. Попадая в семью, Савелий остроумно поведает историю внезапной страсти между молодыми людьми, результатом которой на свет появился мальчик Витя, который на улице подберет Савелия и назовет его Августом. А Савелий, сфотографировавшись со всем семейством Вити на фоне живописного ковра, покинет этот добрый дом и попадет в другой — к самодостаточной поклоннице йоги Галине.

Двор, где одна история сменяется другой, видимо, особым образом влияет на существование артистов в спектакле — их игра удивительно свободна, легка и бодрит своим азартом, как прозрачный осенний воздух. Великолепная девятка — Виктор Панченко, Дарья Семенова, Нелли Уварова, Алексей Блохин, Тарас Епифанцев, Денис Баландин, Мария Рыщенков, Вера Зотова и самая юная Антонина Писарева обаяли зрителя, и тот не видит себя со стороны — как сидит и беспричинно лыбится. Причина одна — талантливая игра в талантливо придуманном и сделанном спектакле по талантливому сочинению.

Вот на импровизированной эстраде квартет барышень, наверное, как из 50–60-х годов, поет «Московскую ночь» из репертуара Шульженко. А через какое-то время Тарас Епифанцев на этой же эстраде даст такого Стаса Михайлова, заставив всех танцевать под его «Для тебя — рассветы и закаты, для тебя...» чего-то там еще. И эта мизансцена станет тестом на зажим — но не артистов, а публике. Только истинно свободные граждане покинут трибуны и будут отрываться в неистовом танце во дворе перед эстрадкой.

Но... Среди персонажей, как животного, так и человеческого происхождения, ходит одна Персона и довольно долго не включается в общее действие. Только потом станет ясно почему. Это кошка, которая гуляет сама по себе и которую встретит Савелий, полюбив ее на всю жизнь, и наконец обретет смысл жизни, который искал. На площадке металлической лестницы, выстроенной давным-давно во дворе где-то на уровне второго и третьего этажей, эта пара исполнит шутливый «Дуэт кошек» Россини. Музыкальный руководитель постановки Алена Хованская очень тонко выстроит музыкальное оформление спектакля из звуков, советских песен, шансона, прелюдии Баха…

Хорошо, что осень в Москве в этом году выдалась на редкость не холодная, но постановщики как чувствовали, что через час зритель начнет подмерзать и его надо уводить погреться. Последняя локация «Савелия» — котокафе, где находят приют Савелий с возлюбленной Гретой. Котокафе, как и другие локации, очень хорошо показывают современную Москву не только по внешним приметам, но и по реалиям дня. Вообще, это очень московский роман и очень сегодняшний московский спектакль. Со своими радостями, маленькими трагедиями, зеркалящими глобальные. И печалями, точно как у героев Шекспира.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Последствиями популярности «Игры в кальмара» стали и неприятные, если не сказать убийственные, эпизоды - пишут, что в якобы в Панаме на вечеринке в стиле сериала члены враждующих банд перестреляли
подробнее...

Начало праздника в стиле «режь последний огурец» вышло, однако, несколько тревожным: рок-банда Би-2 с кратким конспектом уже нашумевшей программы New Best под инфернально грохочущие звуки трагического
подробнее...

Я сам об этом узнал от телевизионщиков, – рассказывает "МК " Артур Васильевич. – Позвонили с телевидения, сообщили, стали расспрашивать. Даже не знаю как они меня нашли.– Расскажите о ваших отношениях
подробнее...

Понятно, что все сейчас волнуются и нервничают. Ведь для театра это -  особая постановка и в особый для него год - 100 лет все-таки! Все помогают друг другу, советуют, подсказывают. Два князя -
подробнее...

- Мы решили отказаться от традиционного принципа хронологического построения экспозиции, - пояснил директор ГИМ Алексей Левыкин. – Вместо этого попытались создать образ Российской империи, -
подробнее...

Как стало известно «МК», Валентина Александровна чувствовала себя неважно с конца сентября. 1-го октября ей даже пришлось вызвать «скорую» - возникли серьезные проблемы по линии урологии. Но
подробнее...

Еще недавно эта номинация называлась «Лучший фильм на иностранном языке». Претендующая на участие в ней картина «Разжимая кулаки» талантливого молодого Киры Коваленко недавно получила главный приз
подробнее...

Он также подчеркнул, что в настоящее время Савочкин чувствует себя нормально.Игорь Савочкин сыграл почти в 100 фильмах и сериалах. В частности, он отметился ролями во многих российских блокбастерах,
подробнее...

Уточняется, что запись обнаружил у себя на чердаке 77-летний композитор Суреш Джоши по прошествии более чем 50 лет после того, как она была записана в лондонской музыкальной студии. Музыкант просто
подробнее...

Сам факт, что каким-то чудом из Франции приехал театр, преодолев множество преград, да еще накануне официальной московской премьеры было позволено присутствовать на прогоне, все это создавало
подробнее...

Сколько точно бывших ермоловцев выступят против кадровой политики театра, станет известно в ближайшие дни. Есть данные, что несколько артистов смирились с расчетом по соглашению сторон. Но остальные
подробнее...

В переводческой номинации награды удостоилась Ольга Седакова — за переложение на русский язык «Фуги смерти» гениального Пауля Целана (об ужасах холокоста и еврейском народе, поднимающемся «в небо как
подробнее...

Соберите, суммируйте наиболее яркие метафорические идиомы наиболее ярких, что называется, культовых или лично вам помнящихся произведений и представьте: они вплетены в общую упряжь, нанизаны на нить
подробнее...

Опасная однодневная выставка-перформанс, которая состоится 18 ноября, готовится со всеми возможными предосторожностями. У павильона «Лодочная станция» на Острове Мечты будут дежурить медсестра, чтобы
подробнее...

Новый генеральный директор МХАТа имени Горького Владимир Кехман сообщил о намерении провести сокращения нетворческих работник культурного учреждения.По его словам, сейчас в театре полностью нарушен
подробнее...

Картина происходящего в чем-то напоминала театр абсурда. Ночь, Кремлевская стена в окнах, навороченная сцена посреди выставочного зала, мощный звук, замысловатые видеопроекции и полсотни человек
подробнее...

— С каким настроением встречаете свой день рождения? Как собираетесь его отметить?— Настроение рабочее, хорошее. Если бы не происки американской военщины, вообще сказал бы: отличное. В последние годы
подробнее...

Игорь Савочкин родился в Саратовской области и мог бы, наверное, так и прожить всю жизнь в селе, тем более, что окончил институт механизации сельского хозяйства. Однако судьба распорядилась иначе, и
подробнее...