Челюсти динозавров-теропод становились сильнее по мере эволюции

Большинство теропод были хищниками, реже — всеядными и растительноядными (к тероподам, кстати, сегодня относят и современных птиц). Они передвигались на двух ногах, что позволяло им бегать быстрее остальных динозавров. Еще у них был более широкий угол обзора, а свободные от ходьбы передние лапы могли выполнять другие функции: например, придерживать добычу во время поедания.

Тираннозавр © Wikimedia Commons

Такая биомеханика, впрочем, несла в себе минусы для крупных животных — скажем, для тираннозавров. На большой скорости малейший неверный шаг мог привести к оглушительному падению гиганта, а значит, к возможным увечьям. Тероподы составляли около 37 процентов всех известных родов нептичьих динозавров.

Новое исследование международной команды ученых, возглавляемой палеонтологами из Бирмингемского университета (Великобритания) показало, что в процессе эволюции у динозавров-теропод появились более крепкие и изогнутые челюсти — чтобы питаться более жесткой пищей.

Исследователи создали цифровые 3D-модели свыше 40 нижних челюстей пяти различных групп теропод, включая таких хищников, как тираннозавр и велоцираптор, а также менее известных травоядных: орнитомимозавры, теризинозавры и овирапторозавры. Выяснилось, что челюсти укреплялись как у хищников, так и у растительноядных ящеров. Это давало возможность и тем, и другим расширить рацион питания.

Впрочем, происходило это не в одночасье, а заняло 165 миллионов лет эволюции. Ведь тероподы начинали как плотоядные, а лишь со временем некоторые из них переходили на «вегетарианскую» диету. Например, у плотоядных, таких как тираннозавриды, ранние формы (Гуаньлун — мелкий хищный ящер родом из Китая) имели относительно тонкую и прямую челюсть. Однако более поздние формы — например, тарбозавр и тираннозавр — развили более мощные челюсти, передняя часть которых изгибалась вверх, что повышало ее прочность.

Но особенно важным было укреплять челюсти травоядным тероподам, поскольку они подвергались большим нагрузкам в связи с пережевыванием жесткой пищи. Поэтому у растительноядных, таких как эрликозавр и каудиптерикс, нижние челюсти изогнуты очень сильно. Это помогало животным сохранить их в целости и сохранности. По мнению ученых, изменения механики питания этих существ — ключ к пониманию изменений в этой сфере у других позвоночных.

Статья опубликована в журнале Current Biology    Источник: naked-science.ru

Вирусологи идентифицировали 5504 новых вида вирусов в образцах океанской воды. Вирусы были обнаружены с помощью алгоритма машинного обучения при обследовании 35 000 проб воды со всего мира.

Группа астрономов при помощи Очень Большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) наблюдала новый вид звездных взрывов — вспышку микроновой. В ходе каждой такой вспышки, происходящей на