Срочные новости раздела
Поэзия о Великой Отечественной: от «Жди меня» до «Можем повторить»

Поэзия о Великой Отечественной: от «Жди меня» до «Можем повторить»

За душегубами вдогонку

Поэзию о Великой Отечественной войне удобнее всего классифицировать по хронологическому принципу. И тогда в первый раздел у нас попадут поэтические высказывания авторов, заставших войну в сознательном возрасте и бывших ее непосредственными участниками: Бориса Слуцкого, Александра Твардовского, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Юлии Друниной, Константина Симонова и многих других. Для них свойственно отношение к воинской службе как священному долгу, безоговорочная вера в справедливость войны, которую вел советский народ.  К примеру, Симонову как военному корреспонденту побывавшему на всех фронтах, удалось вложить в сорок строк стихотворения 1941 года «Жди меня» удушающий кошмар многолетнего ожидания миллионов матерей и жен:

Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой. 

И детская «страшилка» «Дети в подвале играли в гестапо» или стихотворение Бродского «На смерть Жукова» (о котором мы скажем сегодня отдельно) для Константина Михайловича могли бы быть более сильным потрясением, чем любая бомбежка. Потому что для него нацисты, сжигающие деревню, — реальность, синхронный пласт жизни. Как для Друниной — вой снарядов и ближние рукопашные бои.

В 1943 году девушка, записавшаяся добровольцем в санитарную службу, пережившая несколько авианалетов и спасавшая солдат с осколком снаряда в шее, написала бессмертное:

Я только раз видала рукопашный,  Раз наяву. И сотни раз — во сне...  Кто говорит, что на войне не страшно,  Тот ничего не знает о войне.

Да и Анна Ахматова, темой ранней поэзии которой могла быть перчатка, надетая не на ту руку девушкой, идущей на последнее свидание (понятно, что потом был эпический «Реквием», но начало было любовно-легкомысленным), отозвалась на вероломное нападение «Мужеством»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, — И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Еще одним непревзойденным шедевром военной тематики следует признать «Кельнскую яму» Слуцкого, поэта-фронтовика, повествующую о 70 тысячах военнопленных, замученных нацистами в сердце Европы:

О граждане Кёльна, как же так?  Вы, трезвые, честные, где же вы были,  Когда, зеленее, чем медный пятак,  Мы в Кёльнской яме с голоду выли? 

Наконец, мы не можем не вспомнить «Преследование» Бориса Пастернака, рассказавшего о солдатах, нашедших в овраге трупик девочки, «которой тешились канальи», и помчавшихся за душегубами:

В неистовстве как бы молитвенном От трупа бедного ребенка Летели мы по рвам и рытвинам За душегубами вдогонку. 

В таком поэтическом контексте невозможно сомнение в справедливости возмездия, невозможна «дегероизация» в любых ее формах. 

Спросите у жены моей...

Уже для следующего поколения поэтов — «шестидесятников» — война была детским воспоминанием. Евгению Евтушенко, например, в 1941-м было девять лет, как и Роберту Рождественскому, а Вознесенскому было только восемь. Поэтому Евгений Александрович признавался: «Фашизм я знал по книгам и по фильмам». Тем не менее он создал в 1961 году поколенческое стихотворение «Хотят ли русские войны», где вступил — неосознанно или сознательно — в полемику со слоганом «можем повторить»:

Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою на землю грустную свою. Спросите вы у матерей, спросите у жены моей, и вы тогда понять должны, хотят ли русские войны. 

Собственно, полемизировал Евтушенко не с нами, а с поэтом-песенником Михаилом Дудиным  — это его «Солдатскую песню» мы слышим в фильме «Максим Перепелица», и, как считается, оттуда начала свое распространение известная фраза:

Пусть враги запомнят это: Не грозим, а говорим. Мы прошли с тобой полсвета. Если надо — повторим. 

Но если тщательнее поискать первоисточник, «можем повторить» обнаруживается среди надписей, оставленных красноармейцами на стенах поверженного рейхстага, и даже в довоенной пропагандистской поэзии. Но важно другое — Дудин участвовал в Финской кампании, работал во фронтовых газетах, пережил блокаду — и считал себя частью поколения, «породнившегося со славой». 

Евтушенко же и его ровесники были не теми, кто гиб под пулями, а теми, ради кого погибали. Эту разницу четко осознавал Рождественский, извинявшийся перед отцами за то, что «в ту — войной затоптанную осень — мы были не на фронте, а в тылу». 

Вот и для Евтушенко она была чем-то необязательным, как для дворян после указа о вольности. И получилось: воевать умеем, но не хотим, чтобы... И здесь гуманизма, если посмотреть пристрастно, столько же, сколько и желания оставаться в зоне комфорта. Просто эта личная заинтересованность прикрывалась — в духе эпохи и «громкой поэзии» — задекларированным желанием, чтобы «люди всей земли/Спокойно ночью спать могли». 

Сейчас в социальных сетях популярна картинка, где старшее поколение говорит: «Мы будем тяжело работать, чтобы нашим внукам жилось легче». А когда эти внуки стали «жить легче», упрекает их, что они не ценят каждую копейку. И это не просто мем или прикол, а отголосок важной проблемы. 

Отец Иосифа Бродского был капитаном ВМФ, фотокором на трех страшных войнах. Детство будущего лауреата Нобелевской премии по литературе омрачилось голодом, блокадой, военной и послевоенной бедностью. И когда в эпическом стихотворении «На смерть Жукова» в 1974 году Бродский разрушает образ полководца, в нем говорит временная и этическая дистанция от идей и представлений о событиях, казавшихся четверть века тому назад незыблемым монолитом. «Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую?» — вопрошает поэт, обращаясь к «в регалиях убранному трупу» и саркастически описывая его посмертную судьбу:

Маршал! поглотит алчная Лета эти слова и твои прахоря*. Все же прими их — жалкая лепта родину спасшему, вслух говоря. Бей, барабан, и военная флейта, громко свисти на манер снегиря.  (*Прахоря — воровское название сапог.)

Но при этом Бродский не сомневается, что в русской истории хватит страниц для тех, «кто в пехотном строю смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою».

То есть он низвергает с пьедестала Жукова, Сталина, кого угодно и что угодно — но не простых честных воинов, узнававших в Василии Теркине себя, разворачивая пахнувший типографской краской номер «Красноармейской правды» в 1942 году.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сюжет сериала «Рик и Морти»Шоу было основано на серии короткометражных мультфильмов Джастина Ройланда, которая выходила под общим названием «The Real Animated Adventures of Doc and Mharti». Они
подробнее...

Совершить революцию в поэзииКогда началась Великая Отечественная, Евгению Евтушенко было неполных девять лет, но и предвоенные годы сложно назвать лучшим временем для счастливого детства. А потом
подробнее...

Первое, что вспоминается о совместных проектах, — это «Избранные» Сергея Соловьева с Леонидом Филатовым и Татьяной Друбич. Картина снималась в начале 1980-х в Колумбии. Были еще редкие совместные
подробнее...

Да, не так много украинских исполнителей решились приехать на музыкальный сейшн в Витебск. Не было украинских участников в детском музыкальном конкурсе, не значатся они и в списке конкурсантов
подробнее...

Сам проект уже можно назвать многострадальным. Съемки должны были начаться еще два года назад, но по разным причинам они откладывались несколько раз. Но в подобной ситуации исполнительница главной
подробнее...

Через двадцать лет после премьеры «Бригада» все еще выглядит чем-то вроде классики жанра, хотя идеальным проектом на эту тему картину назвать сложно. Он вышел в эпоху, когда сериалы часто обозначали
подробнее...

«Острые козырьки» — это британская криминальная драма об истории знаменитой банды Острых козырьков, разворачивающаяся в начале 20 века. Первый сезон был показан в 2013 году. На сегодняшний день вышло
подробнее...

О чем будет «Дом дракона»История «Дома дракона» развернется за два столетия до начала «Игры престолов», примерно в 129-131 годах от Завоеваний Эйгона по хронологии вселенной.Центральным событием
подробнее...

4 апреля Андрею Тарковскому исполнилось бы 90 лет. Он умер в 1986 году в Париже в 54-летнем возрасте, и недавно довелось увидеть никому не известное посмертное фото, сделанное во французской клинике:
подробнее...

Как гласит поговорка, подарок явно пришелся ко двору. А также – к месту и ко времени. Тема русскости и гордости за эту русскость - более чем разогретая на данный исторический момент, и одно название
подробнее...

Сюжет сериала «Женщина-Халк»История сериала будет посвящена юристке Дженнифер Уолтерс, кузине Брюса Бэннера.По сюжету с Дженнифер произойдет несчастный случай, после которого ей понадобится
подробнее...

- Тихон, у тебя есть цикл стихотворений «Друг всех птиц», в нем упоминаются крачки, удоды, горихвостки, сычи. А еще ты называешь в поэзии каменок, жаворонков, зимородка, уток, ходулочника, бекаса,
подробнее...

Программы, в которых люди пытаются стать лучшими версиями самих себя, давно признаны перспективным форматом. Особенно если в сюжет заложены щекочущие нервы детали. Но если перевоспитание жутких
подробнее...

Сложно себе также представить, чтобы без вмешательства потусторонних сил (или, на худой конец, пластических хирургов) после столь радикального похудения у женщины сохранилось ее роскошество – большая
подробнее...

Проект начинается как раз с лаконичных работ, свидетельствующих о редукции визуальности. В качестве преамбулы приводятся работы Александра Родченко и Варвары Степановой, Тимура Новикова и Виктора Цоя.
подробнее...

Итак, как всегда в Большом императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Николая II за столом президиума руководители Большого и модератор конференции, начальник пресс-службы
подробнее...

Сюжет фильма «Серый человек»«Серый человек» — это экранизация одноименного романа американского писателя Марка Грини. Эта книга для Грини стала дебютной, после ее успеха он сразу занялся написанием
подробнее...

Составлен очередной ежеквартальный рейтинг лидеров мнений россиян в категории "Театр и кино". Это сделано холдингом "Ромир". Топ-10 возглавил актер и режиссер Никита Михалков. Второе и третье места
подробнее...