Срочные новости раздела
«Биомеханика» на электрическом стуле

«Биомеханика» на электрическом стуле

Радикальное звено Московской консерватории с футуристическим названием ЦЭАМ (Центр электронной и акустической музыки) открыл в Рахманиновском зале мультимедийный фестиваль «Биомеханика». Он проводится уже во второй раз и является представительным форумом, демонстрирующим достижения экспериментальных жанров современного академического искусства. На концертах фестиваля можно познакомиться с авторами, которые позиционируют себя как адепты электроакустической музыки и мультимедиа.

Рахманиновский зал был почти полон. Что вселяло оптимизм, учитывая особенности эстетики мероприятия, как говорится, «не для всех». XXI век, получивший в наследство от ХХ-го музыкальный авангард в виде законсервированного, перенасыщенного стабилизаторами продукта, давно потерявшего натуральный вкус, цвет и запах, остро нуждается в апгрейде безнадежно устаревших форм. Все уже было — и атональность, и диссонансы, и сонористика, и конкретная музыка, и использование звуков сверла, отбойного молотка, перфоратора, бензиновых сваекрутов, не говоря уже о сваевертах, а также всевозможных шумов, которые способны выдавать динамики и акустические системы. Все эти приемы как назло были уже в хвост и гриву отработаны композиторами ХХ века. Но ведь и сегодня авторам, не умеющим и не желающим работать на традиционной музыкальной территории, хочется славы, простите, творчества. Как поступить?

Фестиваль «Биомеханика» отвечает на этот вопрос: надо взять все то, что «культура» прошлого уже освоила — шумы, бензопилы, ревущие динамики, перформансы, — и наложить их на новые возможности Интернета и видеоконтента. На авансцене Рахманиновского зала — длинный стол, на котором в ряд выстроены разнокалиберные настольные лампы — штук 20, не меньше. Четверо исполнителей «работают» с выключателями. Нажимая на них в разных довольно простеньких ритмах, они выстукивают нечто напоминающее степ. Лампочки зажигаются и гаснут, синхронизируясь со стуком. Это сочинение венгерского композитора Матьяна Веттля «Ноктюрн». Сам Веттль — лауреат композиторских конкурсов. «Ноктюрн», как было сказано с экрана студентом-теоретиком, представлявшим данный номер программы — его лучшее сочинение.

Следующий номер вызвал желание обратиться в какую-нибудь лигу защиты исполнителей авангардной музыки (есть ли она?). Это была российская премьера композиции датского автора Симона Лёфлера под названием «В» для трех исполнителей. Как пояснил комментатор (тоже студент-теоретик), название «В» (то есть латинская буква «бе») — не более чем повод для собственных ассоциаций. Для исполнения этой вещицы четырех милых юных ребят посадили на стулья и… внимание… пропустили через них статическое электричество. То есть, считайте, сидели дети на электрических стульях. Они дергались в конвульсиях, вызывая своими судорожными движениями адские электроакустические шумы и периодическое включение люминесцентных ламп… Вот уж действительно — б…

Пришла очередь немецкого авангарда. Сначала ударили «Караваном» Микаэля Байля, в котором выжившие после предыдущего номера юные герои-мученики переоделись в майки с рисунками «искусственного интеллекта» (об этом с экрана сообщил все тот же всезнайка-студент). Звуки были примерно теми же — всевозможные «пуки и хрюки» частотной наводки. Движение перформеров, транслирующиеся на экран в виде паттернов, были прикольными, хотя иной раз правая рука того или иного участника опасно вскидывалась в известное сомнительное приветствие… Короче говоря, кино и немцы.

Финал парада европейских шедевров завершился Шубертом. Исполнители, сидевшие на электрических стульях, стучавшие на выключателях и махавшие руками, на этот раз обросли музыкальными инструментами: фортепиано, кларнет, флейта, ударные… И зря: все те же шумы и долбежка особого исполнительского мастерства не требовали, что лишний раз свидетельствует: не все Шуберты одинаково полезны. Мультижанровое шоу под названием F1 с элементами домашнего видео и курортной анимации затрагивало актуальные европейские беды. Главный герой в ростовом карнавальном костюме — то ли панды, то ли крысы, то ли зайца — явно требовал от зала толерантности. Но вместо этого его преследовала виртуальная смерть, явившаяся по команде F1, по всей видимости, с востока. Признаться, сила произведения херра Шуберта оказалась слишком ошеломляющей для обозревателя «МК». Размышляя на тему актуального искусства, он вставил в уши наушники и включил бетховенский 111-й opus. В голове появилась мысль: «И почему это Ленин назвал музыку Бетховена нечеловеческой? Просто не слышал Ленин настоящей нечеловеческой музыки… А нам довелось…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Кино нашего детства. Такое нельзя было пропустить. Сделано, снято в ГДР, Югославии. Где эти страны? Нет их больше. И не вернуть. Как наше детство. Гойко Митич, благородный герой, Чингачгук, где ты?
подробнее...

Отметим, что в «БАЛЕТЕ» на данном этапе отметились артисты Большого театра Ильдар Гайнутдинов, Алексей Путинцев, Елизавета Кокорева и Альбина Латипова, Наталия Ляскова из Пермского театра оперы и
подробнее...

В настоящий момент только Союз театральных деятелей ДНР в плане культурной интеграции с «материковой» Россией немного отстает, хотя осенью 17 артистам Донецкой муздрамы в Москве вручили членские
подробнее...

По этому случаю генеральный директор доронинского МХАТа Владимир Кехман в большом зале собрал артистов. Представление Галины Полищук начал весьма неожиданно.— Служить в театре — значит добровольно
подробнее...

Проводить сейчас звездные сборища и раздавать награды могут разве что отчаянно смелые люди. Предсказать, кто завтра будет в фаворе, а кого неожиданно запишут во враги народа, не могут даже
подробнее...

Губаха ведет свою историю с середины XVIII века. У нее своя особая история. В 1986 году там возник детский театр «Диалог», преобразованный в 2000-м в Молодежную студию-театр «Доминанта». В Интернете
подробнее...

Впрочем, Моцарт появится не сразу: сначала возникнет кукла Моцарта — ей управляют два кукловода, которые сами как фантастические персонажи: то ли птицы, то ли люди. И только потом вылетит этот шалопай
подробнее...

  На самом деле, странно в появившемся документе разве что совпадение дат. 9 февраля Трегулова по идее уже летела в Индию и издалека наблюдала за разворачивающейся вокруг скандала с ее снятием драмой.
подробнее...

  – В 1910-х годах наблюдался упадок скульптуры – вещи делались все больше эклектичные, вялые, было много повторов, а после революции случился невероятный взлет. Конечно, политическая обстановка
подробнее...

 Дина Корзун, открытая для кино в конце 90-х Валерием Тодоровским, пригласившим ее вместе с Чулпан Хаматовой в «Страну глухих», сыграла в театре «Практика» автобиографический моноспектакль «Как я
подробнее...

Главная тема нынешнего фестиваля – «Коренные народы мира». Если подходить формально к заявленному лозунгу, то многое покажется случайным и нереализованным до конца. Но как верно заметил один из членов
подробнее...

ИЗ ДОСЬЕ "МК"Актриса родилась в Орле. В 2008 году окончила Театральный институт имени Бориса Щукина (курс В.В.Иванова) и в том же году была принята в труппу Театра имени Евгения Вахтангова. Через
подробнее...

За несколько часов до того, как получить награду за вклад в кинематограф, без пяти минут лауреат Сергей Гармаш резко отчитывал журналистов, как он это умеет, хотя никто не собирался его обижать.
подробнее...

Детектив Джейсон Рыбак, занимавшийся расследованием арт-преступления, рассказал местной прессе сенсационные подробности дела. Оказывается, параллельно работало три группы мошенников, которые делали
подробнее...

Стартует кругосветный тур в Москве фильмом «Капкан». Его режиссер Галина Уразова живет на хуторе Родники в Воронежской области, где и сняла свой дебютный фильм почти без слов — о близких людях,
подробнее...

Музыка балета «L.A.D.» написана Леонидом Десятниковым в разное время и совершенно для других целей. Идея сложить этот музыкальный пазл именно в таком драматургическом единстве принадлежит Алексею
подробнее...

Мотивация Наставшевса, решившего сегодня поставить «Онегина», абсолютно понятна: ну, устали все от этого надоевшего, набившего оскомину, осточертевшего хуже горькой редьки оперного хита. Сколько можно
подробнее...

В зале Союза писателей собралось несколько десятков мастеров слова, выражающих свой талант в самых разных жанрах. Всего в списке премии — 17 номинаций: от поэзии и мемуаров до арт-книги и музейного
подробнее...