Срочные новости раздела
Валентина Теличкина к юбилею открыла выставку и рассказала о любимых праздниках

Валентина Теличкина к юбилею открыла выставку и рассказала о любимых праздниках

2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное время она вызвала бы ажиотаж, а в праздники все было тихо, скромно и концептуально. Называется выставка «Любимые праздники». В воображении Теличкиной они как сны в заснеженном саду, как грезы в летний день.

25 ее работ разных лет запечатлели картину некоего идеального мира. В соседних залах представлены картины известной наивной художницы Люси Вороновой «Цветики-семицветики», работы самоучек, таких, как Владимир Мизинов, у которых нет профессионального образования. Воображение способно унести их в дальние дали, например отправиться с Пушкиным на Кавказ. Вот и Теличкину окончательно причислили к представителям наивного искусства.

Свои работы она пишет на холсте акрилом. «Зимние каникулы» — это сельская картина с одноэтажными и двухэтажными домами, магазином «Рог изобилия», где парень по грудь увяз в снегу, а деревенские красавицы надели коньки и вышли на лед. Елка там словно расцвела то ли красными яблоками, то ли спелыми гранатами.

На картине «Сон перед Рождеством в зимнюю ночь» — кровать в заснеженном саду, а на ней под бело-голубым пододеяльником спит девушка. Рядом — заснеженные деревья и сказочная Жар-птица. «Скоро Новый год» — все та же елка в яблоках и женщина в нарядном платке, несущая корзину с подарками и напоминающую пирамиду елочку. А за ее спиной — повозка, которой управляет самый настоящий Дед Мороз.

Дальше — «Святки», где кружат деревенские царицы, «Крещение» с прорубью, самоваром, коврами на снегу для ныряльщиков. Среди любимых праздников актрисы — Пасха, такая, какой она была в ее родном селе Красном под Арзамасом тогда еще Горьковской области. Теличкина — седьмой ребенок в большой и дружной семье, которую не миновали беды и раскулачивание.

На открытии выставки она вспоминала, как у них принято было на Пасху катать разноцветные крашеные яйца. Их надо было положить в желоб, так, чтобы они летели как с горки. Стукнул чье-то яйцо — можешь его забирать. Про родное село Теличкина написала повесть «Целую, потому что жалко».

Она не может объяснить, как рождаются ее сюжеты. Они как сны. Однажды она написала триптих, посвященный Вере, Надежде, Любви, показала сыну Ивану. Через некоторое время он привел в дом девушку, похожую на ту, что была изображена в работе матери. Так у Валентины Ивановны появилась невестка, которую она словно предугадала.

Теличкина может прийти к кому-то в гости, взять кисти и разрисовать кухонный шкаф, так что из типового он на глазах превратится в уникальный. Недавно в нашем разговоре она посоветовала расписать старый стол и не думать о том, что ничего не получится без навыка. «Вы увидите, что можете все. Рука сама поведет. Попробуйте», — вдохновляющий совет.

Именно так сама Валентина Теличкина и начала рисовать в начале 1990-х, чтобы отвлечься от пессимистических мыслей, связанных с отсутствием работы в кино. Такое было время, зато на свет появилась ее наивная живопись, которую теперь кураторы выставки связали с архетипами рая.

Но кино есть и будет в ее жизни, поскольку Теличкина — прежде всего актриса, да еще такая самобытная. Ее карьера началась в 1964 году с курсовой работы Сергея Соловьева «Стригу и брею в субботу», где она сыграла невесту. Ей часто давали роли невест и имя персонажам оставляли ее собственное. Была у нее еще одна вгиковская работа целой группы молодых режиссеров из мастерской Михаила Ромма «Случай на станции Кочетовка» по рассказу Солженицына и роль Вали, был «Таежный десант» молодых Ускова и Краснопольского и опять роль невесты.

Страна узнала Теличкину в 1967-м, после выхода «Журналиста» Сергея Герасимова, где она сыграла курьера и машинистку провинциальной газеты Валю Королькову. Потом уже ее героиня доросла до журналиста в герасимовской картине «У озера».

Много было хороших режиссеров и ролей в советской жизни актрисы — в «Осенних свадьбах» Бориса Яшина, «Чайке» Юлия Карасика, «Пяти вечерах» Михалкова, «Начале» и «Вассе» Панфилова, «Трясине» Григория Чухрая… Были «Зигзаг удачи» Рязанова, «Не может быть!» Гайдая, «Портрет жены художника» Панкратова… После сериала «Бригада» к Теличкиной подходили на улице и в магазинах молодые люди и благодарили за «сына» — Сашу Белого в исполнении Сергея Безрукова.

Из относительно недавних работ прежде всего вспоминается роль директрисы хореографического училища в «Большом» Валерия Тодоровского — неожиданно жесткая, и Зоя из «Огорода» Ларисы Садиловой, как раз представительница поколения дожития, неожиданно встретившая свою странную и позднюю любовь.

«Сценарий писался в расчете на Валентину Теличкину, хотя она об этом не знала и еще не дала согласия, — вспоминает Лариса Садилова. — Валентина Ивановна очень похожа на мою тетю, но это собирательный образ, в котором есть черты и моей бабушки, и мамы, и тети, которая ездит по сорок километров на дачу и обратно иногда каждый день. Для меня Зоя — воплощение русской женщины, и Валентина Ивановна тоже». Про свою героиню сама актриса говорит словно о самой себе: «Зоя умеет сохранять достоинство при любых обстоятельствах, никогда не взваливает на других свои беды, не жалуется, со всем управляется сама. Она — хозяйка своей жизни». В Валентине Теличкиной тоже немало мягкой силы, действующей беспроигрышно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Незадолго до нового года Виктор Глазунов сообщил, что заболел. Позже выяснилось, что артист находился в больнице после инсульта.«Когда это выяснилось, — с горечью рассказывает Марк Розовский, — Мы
подробнее...

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

- Женя, когда узнала о своем онкологическом диагнозе, говорила только одно: «Я словно во сне. Я не верю, что это происходит со мной», - рассказывает Николай Скорик. – Она удивительным была человеком –
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Так прокомментировали в столичном Ленкоме слух о том, что народная артистка Александра Захарова, дочь бывшего худрука популярного театра Марка Захарова, покинула труппу.Она по-прежнему числится в
подробнее...

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется,
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

- Но это был тот редкий случай, когда Женя стала любимицей Татьяны Васильевны Дорониной, - рассказала «МК» Ирина Корчевникова, которая в то время работала в театре заместителем директора. – За два
подробнее...