Срочные новости раздела
“Услышать сон” Пушкина и Булгакова: театр Маяковского поставил спектакль, где главный - звук

“Услышать сон” Пушкина и Булгакова: театр Маяковского поставил спектакль, где главный - звук

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется, деревянных. Тут же пианино с обнаженным нутром. У артистов, одетых в защитного цвета комбинезоны, лётные шлемы и очки, в руках - здоровенные раструбы, или их миникопии, посредством которых они переговариваются друг с другом. Странного вида люди, производящие странные действия, работают как на планшете сцены непосредственно перед зрителем, так и над ними, на антресолях. Про патефон и прочие приборы, названия которых известны только специалистам по акустике, а также песок и другие  сыпучие материалы, присутствующие на сцене, и говорить нечего – все приведено в действие ради сна, да еще русской, а ни какой то там немецкой или египетской,  ночью. 

Его визуальный образ не имеет первостепенного значения, поскольку подчинён акустическому. Да, да, русский сон у режиссера Айду нужно слушать, ибо он, в данном случае, не сколько режиссёр, сколько исследователь, который ставит даже не спектакль, а  выстраивает из звуков перфоманс. 

У него свой метод, и он заключается в тщательном изучении трактатов об искусстве прошлых веков и воплощении их на сцене в синтезе с современными идеями и технологиями. По этому поводу у Айду несколько проектов - в частности, «Сон в русскую ночь» можно отнести к жанру акустического театра. То есть он состоит из звуков, извлекаемые артистами, в основном молодыми, из разных приборов и натуральных материалов. В помощь им приданы архаичная машинерия в виде шумовой машины, машины-ветер, рупоров и ещё бог знает чего. Но что немаловажно: современные электроакустические системы вмонтированы в костюмы артистов, за счёт чего звуковая волна перемещается по залу вместе с ними. 

Театральной игры в привычном смысле слова здесь нет и быть не может. Заряженные электроакустикой артисты и используемая ими машинерия рисует звуковые картины. Чего же? Например, летнего дня из рассказа Василия Шукшина «Там, вдали» с щебетом птиц, плеском воды, стрекотом кузнечиков в траве, шагами по песку в обуви и без, что на первом плане проделывает актриса, у которой одна нога босая, а вторая то в туфельке с каблучком, то позже обута в солдатский сапог. 

От Шукшина, с которого начали театрально-акустический эксперимент, перешли к Платонову («Глиняный дом в уездном саду»), затем звучал фрагмент поджога родового гнезда Дубровских. Однако апофеозом стал пролёт Маргариты по ночной Москве, и разгром квартиры критика конъюктурщика Латунского. И такой гармоничной какофонии, замечу,  не достигла ни одна прежняя театральная постановка  или экранизация великого романа. В театре Маяковского это было нечто - звон разбитых  стёкол мешался с разрывом металлических внутренностей  одиноко стоящего  пианино и ещё бог знает что звучало, рисуя нам образ полета булгаковской красавицы.

При этом звучал текст упомянутых выше произведений, но произнесённый посредством акустических приборов больших и малых форм не всегда был узнаваемых. Впрочем, это не столь важно, как занимательно и неожиданно для звукового прочтения в театральном пространства. На наших глазах велись  как будто научные работы, поддержанные  художником (Катя Бочавар), автором инсценировки (Анна Литкенс) и, разумеется, артистами, самоотверженно убравших свое актёрское эго ради творческих (в данном случае звуковых) экспериментов. Немаловажный фактор данной работы  - продолжительность театрально-акустического перформанса оказалась совсем не мучительным: он  закончился как раз в тот момент, когда еще чуть-чуть и новые знания утомили бы зрителя - ровно через час. В общем, чувство меры режиссера точно не подвело. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Незадолго до нового года Виктор Глазунов сообщил, что заболел. Позже выяснилось, что артист находился в больнице после инсульта.«Когда это выяснилось, — с горечью рассказывает Марк Розовский, — Мы
подробнее...

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

- Женя, когда узнала о своем онкологическом диагнозе, говорила только одно: «Я словно во сне. Я не верю, что это происходит со мной», - рассказывает Николай Скорик. – Она удивительным была человеком –
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Так прокомментировали в столичном Ленкоме слух о том, что народная артистка Александра Захарова, дочь бывшего худрука популярного театра Марка Захарова, покинула труппу.Она по-прежнему числится в
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

- Но это был тот редкий случай, когда Женя стала любимицей Татьяны Васильевны Дорониной, - рассказала «МК» Ирина Корчевникова, которая в то время работала в театре заместителем директора. – За два
подробнее...

В интервью «МК» Эмир Кустурица рассказывал о своем замысле: «Я хочу снять фильм по Достоевскому, в котором будут идеи, разработанные итальянским неореализмом. А его героями становились хорошие люди,
подробнее...