Срочные новости раздела
Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Евгения Добровольская прожила много жизней в кино: дитя перемен, вечная бунтарка, страдалица и королева

Фильм вышел в 1983 году, и это был невероятный старт для дебютантки с последующей чередой ролей юных бунтарок. Финальный взгляд из окна уходящего автобуса школьницы Олеси, которую сыграла Женя Добровольская, теперь, после ее преждевременного ухода из жизни, вспоминается прежде всего. Столько в нем тоски и надежды. Олеся и сама, как канарейка в неволе, дитя перемен.

В героинях Добровольской был внутренний свет и музыка, о которой говорит ее Олеся в «Клетке для канареек» приставшему на вокзале парню: «В тебе нет музыки. В каждом человеке должна всю жизнь звучать музыка, а в некоторых ее нет». И как только она кончится, сама Олеся умрет. Отец, которого она так ждет на вокзале и который все никак не приедет из Риги, однажды, когда Олеся умирала, спас ее. Для этого понадобилось всего лишь сказать: «Если ты очень захочешь, то выздоровеешь».  

Когда Евгения Добровольская уже угасала в хосписе и отсчет шел на дни и часы, Полина Осетинская каким-то чудом нашла рояль и выступила в больнице, чтобы подарить ей на прощание ее любимую музыку.

На съемках «Клетки для канареек» Женя Добровольская познакомилась с молодым актером и учеником Татьяны Лиозновой Вячеславом Барановым. Он сыграл парня на вокзале, который прилип к ее героине. Вячеслав был чуть старше и стал ее первым мужем. Он тоже рано ушел из жизни – в 53 года.

 Удивительно, что Евгения Добровольская чаще всего  играла  юных и неприкаянных девушек с обнаженными нервами и раной в душе, а позднее - женщин с неустроенной судьбой, готовых совершить побег не важно куда. А казалось бы, родилась будущая актриса в благополучной московской семье. Отец был начальником цеха на закрытом предприятии, мама - замминистра химической промышленности. Женя  была поздним и единственным ребенком, училась в элитной школе, занималась хореографией и музыкой – никто не заставлял, это был ее выбор. Она занималась в театре-студии на Красной Пресне, которой руководил Вячеслав Спесивцев, а это тогда был чистый космос. 

При этом не с первого захода поступила в театральный институт, ушла из дома, начала самостоятельную жизнь, работала уборщицей в театре. И случилось чудо: ее утвердили на главную роль в фильме Павла Чухрая, за которую Женя позднее получила награду на Международном кинофестивале молодых кинематографистов соцстран в Польше. Только после выхода фильма ей удастся поступить в ГИТИС, где ее педагогами станут Владимир Левертов, Людмила Касаткина и Сергей Колосов. 

Евгения Добровольская снялась более чем в 100 фильмах, продолжая активно работать в театре и воспитывая четверых детей. И так на протяжении тридцати с лишним лет. Удивительно, как она с этим справлялась. И ведь ни одной провальной роли при этом не было. Другое дело, что по таланту и мастерству ей полагались роли совсем другого порядка. У Евгении была сумасшедшая энергетика, особенно поражавшая в начале ее пути, пришедшегося на предперестроечные годы и начало 90-х.  

«Первый этаж» давно уже живущего в Париже Игоря Минаева, где она сыграла постсоветскую Кармен, снимался на Одесской киностудии как раз в 1990-е. Фильм участвовал в «Двухнедельнике режиссеров» Каннского кинофестиваля. Парикмахер Надя встретила в милицейской машине свою первую настоящую любовь - 18-летнего дружинника, который спас ее от стражей порядка. Столько поэзии было в обшарпанной коммуналке, где они встречались: отблески света, тени фикусов на стене. Среди беспросветной обыденности и тьмы Добровольская выглядела королевой, которой суждено умереть. 

За роль в «Первом этаже» ее наградили на знаменитом «Золотом Дюке» в Одессе и на Женевском кинофестивале «Звёзды завтрашнего дня».  

В своем предпоследнем спектакле «Космос» в МХТ им. А.П. Чехова, вышедшем в 2023 году, по «смешной пьесе про несмешную жизнь», она сыграла учительницу английского языка. Ее героиня ждет встречи с бывшим одноклассником, ставшем космонавтом, а параллельно общается с иностранцем, который для нее все равно что молодой Микки Рурк.   

Перед премьерой Евгения Добровольская сказала: «У нас полно женщин, которые одиноки, сами воспитывают детей. Моя Татьяна работает в школе с детьми, но живет не в этом мире, в другом, где лучше, чище и прекрасней. Женщины острее, чем мужчины, чувствуют одиночество и свою ненужность. Женщина нужна, чтобы приготовить, убрать, погладить, выслушать, но не получает того, чего бы хотела, - ласки и заботы, принца на белом коне. Каждый день приходится  совершать подвиг просыпания и вступления в жизнь, которая неизвестно еще какие сюрпризы принесет.  И надо с этим справляться».   Говорила словно про себя и своих героинь, которые все время чего-то ждут и верят в чудо. 

Им важно, чтобы прилетел космонавт. Они в плену самообмана. В мелодраме «Муха» Владимира Котта Добровольская сыграла одну из таких героинь, которые желают познакомиться, готовы все стерпеть, лишь бы был кто-то рядом, совсем не принц на белом коне, готовы именно ему рожать детей, даже не себе. Но герою Алексея Кравченко ее жертвы не нужны.

В «Артистке» Станислава Говорухина ее Анна Петрова тоже как вариация на заданную тему. Она все время чего-то ждет – ролей, счастья, любимого. А сама актриса дарила веру в лучшее миллионам подобных женщин. Гораздо реже ей выпадали совсем другие роли – царственные, как в «Королеве Марго» Александра Муратова по роману Александра Дюма.

Добровольская могла сыграть все: от королевы до провинциального библиотекаря вроде Любы в «Механической сюите» Дмитрия Месхиева – одна из лучших ее работ, до медсестры в «Кризисе среднего возраста» Гарика Сукачева, где она снималась со своим вторым мужем Михаилом Ефремовым и командой его друзей, претендовавших на поколенческое высказывание, но не удержавших этого знамени. 

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

Что такое актриса, хорошая актриса, настоящая? Это перевоплощение. Проживание тысячи жизней. Показ самых тончайших нюансов характера. А это все Талызина и есть на самом деле. Большая актриса,
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...