Срочные новости раздела
«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

«Вдыхал жизнь в арт-процесс одним своим присутствием»: Москва простилась с искусствоведом Бажановым

Друзья и коллеги начали собираться на Петровке в полдень. Одним из первых появился Михаил Швыдкой, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, — на нем лица не было. Кажется, он пришел с еще одного прощания, которое в тот же день проходило в Москве, с актрисой Евгенией Добровольской.

На втором этаже в актовом зале не протолкнуться: художники, кураторы, директора музеев молчаливо обнимали друг друга или просто кивали. Фоном негромко звучал любимый джаз Бажанова. Все важные слова говорили в микрофон, установленный справа от гроба, который утопал в белых и красных цветах. Много эпизодов из профессиональной и личной жизни вспоминали близкие друзья и те, кто почти не знал Леню. Одну из самых точных, трогательных и пронзительных речей произнесла Марина Лошак, ныне главный куратор петербургского музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского»: «Наверное, самое важное — это то, что Леня Бажанов был одним из самых достойных и благородных людей, которых я знаю. Есть у каждого такие люди-маяки, на которых хочется ориентироваться, с чьим мнением хочется сверять свое. И Леня был именно таким», — сказала Марина Дэвовна.

Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания, добавила: «У него был невероятный интерес ко всему живому. Он вдыхал жизнь и энергию в арт-процесс одним своим присутствием и словом».

Леня всего несколько месяцев не дожил до своего 80-летия, которое отметил бы в конце марта. Новый год он встретил в реанимации, врачам не удалось его спасти. Многие не знали о последних месяцах его жизни, потому что Бажанов регулярно появлялся на открытиях и фестивалях, придавая тем самым им еще большее значение. В последние годы он работал в Школе дизайна НИУ ВШЭ профессором факультета креативных индустрий и руководил научной программой «Современное искусство», которую сам же инициировал. С приходом в 2017 году Леонида Бажанова во ВШЭ там началась новая эра: образование в области современного искусства вышло на новый уровень.

Любопытно, что путь самого Бажанова в искусстве был тернист. Прежде чем поступить в МГУ на отделение истории и теории искусства, он успел поучиться в шести разных вузах: сначала в авиационном (МАИ), потом в Политехническом в Нижнем Новгороде, куда на время уехал к отцу. В итоге судьба сама его вывела в искусство. Кстати, Бажанов рассказывал, что написал первый в истории искусствоведческого отделения университета диплом по современному искусству. После окончания вуза писал искусствоведческие статьи и постепенно входил в нон-конформистскую среду. В 1986 году он основал объединение «Эрмитаж». Оно стало первой независимой институцией современного искусства в Советском Союзе. Юный искусствовед мечтал о создании своего Центра Помпиду на родине. И у него почти получилось.

После «Эрмитажа» в 1988-м создал Центр современной художественной культуры на Якиманке, где работали первые галереи современного искусства. Это уже был небольшой Центр Помпиду. А после распада СССР появился Государственный центр современного искусства, который стал флагманом для российской арт-сцены. Со временем, в 2004-м, ГЦСИ получил собственное здание на Зоологической и открыл филиалы по всей стране, которые ныне входят в состав Пушкинского музея, и почти удалось построить свой Центр Помпиду на Ходынском поле. Проект по своему масштабу и архитектурному решению не уступал тому же Центру Помпиду, Tate Modern, музею Гуггенхайма. Однако в 2018 году проект свернули, так что чуда не случилось. Но то, что удалось создать силой и волей Леонида Бажанова, — фундаментально. Он стал своего рода крестным отцом для многих художников, кураторов, искусствоведов и — что важно — развенчал шаблонный образ чиновника: Бажанов был красив, как античный Аполлон, всегда максимально сдержан, интеллигентен и честен. Спокойный, уравновешенный, благородный человек совершил переворот в культурной среде, поменяв ее систему координат. И оставил о себе долгую память, вписав свое имя в историю отечественного искусства.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

Что такое актриса, хорошая актриса, настоящая? Это перевоплощение. Проживание тысячи жизней. Показ самых тончайших нюансов характера. А это все Талызина и есть на самом деле. Большая актриса,
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...