Срочные новости раздела
Мессереру посвятили отдельный зал с лучшими эскизами: «Ромео и Джульетта», «Левша», «Спартак»

Мессереру посвятили отдельный зал с лучшими эскизами: «Ромео и Джульетта», «Левша», «Спартак»

В здании музея на Гоголевском бульваре, 10, побывал корреспондент «МК».

Сравнения в таких случаях неизбежны, тем более что нынешняя выставка независимо от желания организаторов стала классическим сиквелом, когда во второй части нашумевшего фильма дают «все то же самое, но в два раза больше». И этим выставка «Калейдоскоп времени» прекрасна.

Потому что в Доме Ильи Остроухова в Трубниках нам показали один, тарусский, портрет Беллы Ахмадулиной (Мессерер был четвертым супругом поэтессы), а в ММСИ — «Красный портрет Беллы» (1974–1976) и внушительное, во всю стену, полотно «Белла Ахмадулина. Портрет в интерьере» (1974–1980).

В прошлый раз был один, размером с советский ламповый телевизор, стереоскопический макет спектакля «Школа жен» 2014 года. А теперь Мессереру как театральному художнику посвятили отдельный зал, где собрали эскизы к постановкам за полвека: сцена бала из балета «Ромео и Джульетта» (1968), «Левша» (1976), «Спартак» (1980),«Светлый ручей» (1982 год, Театр оперы и балета в Ереване, затем Большой театр, 2003 год). И, наконец, совершенно волшебный макет декораций к балету «Конек-горбунок», от которого одинаково можно прийти в восторг и в пять, и в пятьдесят лет.

И в остальном творчество Бориса Асафовича стремились представить панорамно и в хронологическом порядке. Ранние портреты (пример — «Одноглазый лодочник» 1954 года, его автору — 21), пейзажи, и в первую очередь коктебельские, 1960-х, «Большие абстракции» (1970-е), и так — до пейзажей первого десятилетия XXI века и цикла «Живописные беспредметные композиции» 2020-го.

Отдельно нужно рассказать об объединенных в некое целое инсталляциях «Реквием по Веничке Ерофееву» и «Ветер перемен», которые разделяют по времени создания два года (2000/2002). Первая представляет собой сумму советских бутылок с этикетками крепких напитков, упомянутых в поэме «Москва—Петушки», свечей, «растущих» из горлышек бутылок, пачек папирос, пожелтевших газет, деревянных ящиков и досок, изображающих настил старого железнодорожного перрона.

«Ветер перемен» — еще более замысловатая конструкция: вращающаяся мельница, ее лопасти — русские счеты, костяшки которых на каждом обороте съезжают по спицам с характерным звуком.

Причем эта мельница — внушительной высоты, в три, а то и в четыре человеческих роста. Возле нее ощущаешь острое одиночество и задор Дон Кихота, рвущегося в бой с метафорой неутомимого хода времени и хрупкости человеческой жизни. 

Тогда, в 2002-м, Мессереру — к счастью, поныне живущему мастеру — было 69. И, кажется, прибегая к кинетической форме выражения смысла, он пытался сказать то же, что Ахмадулина вложила в одну строфу, «процитированную» на выставке:

Близ Паршино и поворота к Тарусе

Откуда мне знать, сколько минуло лет?

Текущее вверх, в изначальное устье,

все странствие длится, а странника нет.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...