Срочные новости раздела
Сценарист Роман Кантор получил награду киноведов и кинокритиков за «Мастера и Маргариту»

Сценарист Роман Кантор получил награду киноведов и кинокритиков за «Мастера и Маргариту»

Роман родился в Находке, в Москве он с 17 лет. Окончил журфак МГУ и какое-то время жил во Франции. Профессиональным сценаристом стал в 2010 году, написав «Хорошего мальчика» в соавторстве с Михаилом Местецким. Это, как говорит Роман, — первая ступень на его профессиональном пути. «У меня много проектов написано задолго до того, как они были сняты. Обычно пять-шесть лет проходит между написанием и съемками. Первый сериал «Мертвое озеро» я написал в 2012-м, а снят он в 2018-м. С «Эпидемией» и ее выходом на Netflix связано серьезное изменение статуса. Третий этап — «Мастер и Маргарита».

Роман написал сценарий сериала «Анна К» для Netflix по роману Льва Толстого, перенеся действие в наши дни. Два года прошло с окончания монтажа, но дальнейшая судьба фильма неизвестна.

Дважды вместе с режиссером они отказались от «Мастера и Маргариты», не понимая, как вместить роман в 2,5 часа. В итоге сценарий написали за год. О Булгакове и замысле Роман Кантор может говорить часами. Он проделал огромную работу филологического свойства, изучал не только тексты Булгакова, но и все то, что о нем было написано. На ранней стадии работы к ним подключились сотрудники музея Булгакова, «обожженные опытом взаимодействия с кинематографистами». «Они зашли, как в чумной барак, посмотреть, что мы собой представляем, и посоветовали нам разные источники, прислали уникальный сборник документов о взаимоотношении власти и интеллигенции. Это стало основой одной из сцен в фильме. В какой-то момент у нас возникли опасения, что мы закопались в материале. Я так сильно им загорелся! Это был единственный случай, когда я изучал архивы, после чего меня словно сковало. Я понял, что не могу что-то придумывать, зная, как это было в реальности».

Текст романа он знает наизусть. Самой сложной стала знаменитая сцена на Патриарших прудах. Если бы Роман просто переложил двадцать страниц текста, то потребовалось бы 25 минут экранного времени. Пришлось уложиться в семь минут. А у Булгакова, как говорит Роман, нет ни одного случайного слова.

Был момент, когда хотели на радость продюсерам полностью отказаться от библейской линии, но, написав первую версию сценария, поняли, что это невозможно. «В итоге мы сделали версию, где эта линия была больше, чем в фильме, — вспоминает Роман. — Миша в этом смысле очень ресурсный автор. Он может так придумать, чтобы было дорого и богато. Ради сохранения библейской линии пришлось отказаться от бала сатаны в полном масштабе. Мы должны были снимать на Мальте, но туда нас не пустили из-за ковидных ограничений. За границу в принципе было сложно выехать. В итоге снимали в Хорватии. Многие сцены потом пришлось сильно сократить. Актер Клас Банг, сыгравший Понтия Пилата, потом сказал, что никогда больше не будет в таких фильмах сниматься. Ему пришлось выучить роль на арамейском. «Ради пяти минут в фильме — это слишком», — сказал он.

Многое пришло из ранних версий романа Булгакова, а приступил он к нему в 1929 году. Он пишет про трамвай на Патриарших, а его там не было. Пришлось провести собственное исследование. Выяснилось, что павильон на Патриарших использовался как помещение, где грелись водители трамваев. Кое-кто из знатоков Москвы утверждает, что на Патриарших все-таки были временные трамвайные пути.

В фильме Воланд прибывает в достроенную Москву, согласно генплану 1935 года, которую в реальности так и не построили. «Патриаршие пруды мы хотели сделать другими. Они какие-то сельские, от них не веет масштабом изменений, поэтому захотелось закатать их в гранит и бетон. Сцена на Патриарших снималась в Питере на Московском проспекте, который хорошо символизирует тот стиль. Он напоминает Москву, которую до конца так и построили», — говорит Роман Кантор.

Любопытно, что мы находились в зале, на стенах которого висят портреты философа Алексея Лосева в шапочке почти как у Мастера. Арт-директор Олег Ефимов рассказывает, что тайна монашества Лосева стала известна после его смерти в 1988 году, так что это шапочка не простая. У Лосева и Булгакова был общий друг, и совершенно точно, что он рассказывал Михаилу Афанасьевичу об удивительном русском Платоне, у которого собирался тайный кружок на Арбате. Как и булгаковский Мастер, Лосев написал книгу о Боге («Диалектика мифа»), ради которой пошел на крест. Он был арестован в Страстную пятницу.

Роман Кантор в ответ напомнил о судьбе Даниила Андреева, который тоже написал книгу, был в психушке и тюрьме. Сцена бала сатаны в сценарии вышла именно из мира Андреева. Понятно, что Булгаков писал в те годы, когда он был совсем молодым, но мистическая связь между ними существует.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...