Срочные новости раздела
«Смерть кончилась, началась жизнь»: в залах Музея В.А. Тропинина представили необычный взгляд на Победу

«Смерть кончилась, началась жизнь»: в залах Музея В.А. Тропинина представили необычный взгляд на Победу

В первом зале экспозиции «Сорок пять сорок пятого. Искусство радости» бросается в глаза картина Бориса Иогансона «Салют Победы». 9 мая 1945 года в Москве в честь Победы прозвучали 30 залпов из 1000 орудий. Размах народного ликования и отразился в хрестоматийном полотне художника. Картина яркая, праздничная — на Красную площадь высыпала толпа, кто поет под гитару, кто кричит, кто обнимается… Война закончилась!!! Но в то же время возникает вопрос: как жить дальше? Какой будет жизнь после Победы? Ведь жизнь совсем другая. Не было ни одной семьи, которая не столкнулась бы с горечью и ужасом потерь. И об этом здесь напоминает скульптурный портрет Елизаветы Чайкиной, выполненный Николаем Томским. Смелый и твердый взгляд девушки, защитницы. В ноябре 1941 года партизанку схватили фашисты и пытали — хотели узнать расположение партизанского отряда. Чайкина вынесла все мучения, не сдала своих. 23 ноября 1941 года ее расстреляли. У Томского целая серия работ, посвященных героям войны, но Лиза Чайкина занимает особое место. И таких жертв миллионы — как жить дальше?

Вопрос, витавший в то время в воздухе, подхватили художники: Грабарь, Дейнека, Кончаловский и многие другие. Возвращение к жизни во всей ее полноте и красках. Вопреки. Такова идея выставки. Отправной точкой для экспозиции стал пейзаж ученика Левитана - Соколова «Караван на Волге». У художника той весной родилась внучка, и он, очевидно, был окрылен радостным событием. Полотно, пропитанное ощущением покоя, радости, света, течение речной воды как символ продолжения жизни во всех смыслах…Младший современник Соколова, художник Пластов описывал свои ощущения так: «…ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся — смерть кончилась, началась жизнь…». И если в первом зале все еще есть ощущение свежей раны, которая будет долго затягиваться, то во втором наступает ощущение спокойствия и тихой, теплой радости — в нем есть огонек надежды, который постепенно проникает в людские души и исцеляет их.

Простой и милый сердцу лирический пейзаж Николая Ромадина «Нарядная зимка». Вспоминаются жуткие документальные кадры блокадного Ленинграда: на фоне тяжелого серого зимнего неба вдоль Невы идут люди в тулупах, по снегу они тащат за собой саночки… Здесь же история совсем другая: тоже зима, но небо светлое, ясное, снег отражает солнечные лучи, а вдоль забора по поселку идут люди — дама в нарядной красной шапочке и женщина с ребенком. Абсолютный покой, ни следа тревоги.

Продолжается и жизнь культурная. В годы Великой Отечественной войны Петр Кончаловский остался в Москве и занимался работой. Тогда он создал серию портретов творческих людей, одной из героинь которых стала Вера Дулова, знаменитая арфистка, которая прослужила в Большом театре более полувека. Вспоминаются строки Твардовского: «Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»

Особенный трепет вызывает трогательная работа Аркадия Пластова «Рисующий у окна. Портрет сына». У окошка сидит юноша, лицо его освещено солнечными лучами. Перед ним в вазе стоят полевые цветы, а сам мальчик занят созданием копии иконы «Илия Пророк». Сам Пластов был убежден, что после войны художникам необходимо создавать искусство радости. И эта картина - тому прямое подтверждение.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...