Срочные новости раздела
О пользе страшных сказок: дайте ребенку возможность войти в «черную комнату»

О пользе страшных сказок: дайте ребенку возможность войти в «черную комнату»

Современные родители очень часто стараются оградить своего ребенка от негативных впечатлений и эмоций, и с каждым годом все явственнее проявляется тенденция не читать детям современных сказок. Даже Билибина нынче принято считать «жестоким» художником. На одной моей лекции часть аудитории бурно поддержала маму, которая с гордостью заявила, что никогда не показывали билибинских рисунков своим детям и именно благодаря этому они выросли спокойными. Вынуждена таких родителей разочаровать. Они не спасают, а калечат своего ребенка.

Я понимаю, что все знают, как воспитывать детей, писать книги и рисовать иллюстрации, а еще — как лечить и учить в школе. Но! Психология и филология такие же точные науки, как математика и физика. И чтение страшных фольклорных сказок не только желательно, но и необходимо для формирования личности ребенка и его взросления.

Русские сказки, как и сказки любого другого народа, весьма «кровожадны», с обывательской точки зрения, но особенной жестокостью отличаются сказки немецкие: сестрам и мачехе Золушки голуби выклевывают глаза, несчастным девицам отрезают пятки и большие пальцы — чтобы нога влезла в туфельку. А в сказке «Можжевельник» ребенка вообще разрубают на куски, а потом готовят из него суп, который скармливают отцу мальчика.

Самая древняя сказка, известная человечеству, а именно древнеегипетская сказка «Два брата», относящаяся к 19-й династии, т.е. к 1200 году до н.э., уже содержит мотивы самокастрации, убийства и расчленения мертвого тела.

Испугала? Так вот сейчас удивлю еще больше. Дети фольклорных «ужастиков» не боятся. Они воспринимают их совершенно по-другому, чем взрослые. Уже в начале XX века психологи отмечали тягу ребенка к страшным сказкам. Так, например, классическим стал пример, описанный известным немецким ученым Б.Беттельхеймом: трехлетняя девочка при первом знакомстве с «Красной Шапочкой», где, как известно, страшный волк съедает и саму Шапочку, и ее бабушку, очень испугалась, но через некоторое время родители обнаружили настойчивость малышки в просьбе еще раз прочитать ей сказку про ужасного волка. Когда же мама пошла ей навстречу, малышка зажмуривалась от сладкого ужаса, слушая про коварного хищника, и радостно хлопала в ладоши, когда бабушку доставали из его пуза.

Стоит вспомнить, как все мы в детстве рассказывали в темноте друг другу страшилки, начинавшиеся со слов «в черной-черной комнате»... Ребенку необходимы такие страшные истории, потому что описываемые в сказках ситуации, направленные на преодоление препятствий, содержат кодифицированные страхи ребенка — страх потеряться, страх поступить дурно, страх перед неизвестным, страх покинуть отчий дом, страх чудищ.

И когда вместе с родителем или самостоятельно, научившись читать, ребенок проживает сказку, проходя все страшные испытания и приходя к неизменно счастливому концу, он учится не бояться трудностей. И более того — он понимает, что при правильном решении задач и проявленном упорстве получит награду. Так формируется его характер.

Ребенок стремится пережить описываемые в сказке мучения и жестокости, чтобы понять собственные инстинкты, учится благодаря предлагаемым в сказке типичным моделям поведения побеждать темные силы и бороться за себя и свое «я». Психологи давно доказали, что жестокость в сказке выступает не только как наказание за зло, неосторожность и наивность, но и как присущий самому герою мотив преодоления испытаний. Ребенок отождествляет себя с героем сказки и тем самым получает возможность преодолеть собственные страхи и решить собственные проблемы.

Отчаяние открывает дорогу смерти, но одновременно оно и предвестник возрождения и трансформации, и ребенок интуитивно это понимает и стремится к «жестокой» сказке, а не к сказке «выхолощенной». За жестокостью сказки скрывается процесс развития личности. Психологи отмечают, что всем людям уже с раннего детства свойственно стремление повстречаться с жестокостью, поскольку человеческая природа двойственна и состоит не только из добра, но и из зла.

Именно свою темную сторону ребенку необходимо повстречать в сказке, чтобы осознать и преодолеть ее, научиться с ней бороться и побеждать ее. Причем часто такой путь борьбы со злом в собственной душе избирает не только ребенок, но и взрослый человек, что с успехом используется в психоанализе. Жестокость же в сказке является ее неотъемлемой составляющей, которую невозможно обойти или опустить.

Очень часто матери сыновей жалуются, что их ребенок инфантилен и не может взять ответственность во взрослом возрасте за семью, не в состоянии зарабатывать деньги и заботиться о близких, в том числе и о родителях. Виноваты часто в этом они сами. Например, отказываясь от чтения сказок о злых мачехах, родители не хотят показать ребенку, что есть семьи, где матери и отцы недобрые, где родных детей могут выгнать из дома. И тем самым лишают свое собственное дитя возможности научиться состраданию, любви, заботе. Они воспитывают морального эгоиста и кастрата, потому что сами своими собственными руками отсекли возможность пройти при помощи фольклора процесс взросления и обрести новый психологический опыт и социальный статус. Мир такого ребенка однолинеен, а сам он не готов бороться со сложностями жизни.

Сказка способствует развитию не только воображения и фантазии ребенка, но и формирует основу его представлений о жизни. Если хотите, его культурный код и нравственную позицию.

Сказки вызывают у детей напряженное внимание к чудесам и приключениям, учат новым словам и главное — добру, как бы это ни звучало высокопарно. Ребенок при чтении сказки начинает сравнивать себя с героем и невольно задает себе вопросы: «А кто я?», «Как возник мир?» и даже «В чем смысл жизни?». Эти жизненно важные вопросы осмысливаются им не абстрактно, потому что в «сказочном возрасте» ребенку еще сложно мыслить отвлеченными категориями, а через сказку в игровой форме. Он требует повторения «страшилки», часто настаивает на повторении всех деталей и даже сам дополняет их, чтобы уяснить для себя важные основополагающие вещи. Детям необходим порядок в окружающем их мире, он дает им чувство защищенности и успокоение. И счастливый «стереотипный» конец дает ребенку уверенность, что и в жизни все у него будет хорошо. И часто мнение взрослого ему совсем не нужно, ему достаточно самой сказки.

Б.Беттельхейм описывал, как пятилетний мальчик после чтения с мамой сказки о Хансе Победителе Великанов, спросил, бывают ли великаны. Пока растерянная мама думала, как правильно ответить, сынишка сам с собой поговорил и сам себе ответил: «Ну да, есть взрослые, они как великаны. И Ханс смог их перехитрить. Значит, и я смогу». То есть ребенок сам себя уверил в том, что сможет одолеть неприятеля. Он вырастет и всех победит. И он сам себя запрограммировал на успех в жизни.

Родители часто забывают, что маленький человечек находится в зависимом от них положении, что очень часто его желания не выполняются. Когда мама или бабушка не дают ребенку набраться собственного опыта, падают в обморок при виде разбитых коленок и не пускают лазить по деревьям, они лишают малышей возможности проживать собственную жизнь. Родители из самых лучших побуждений зачастую всё решают за ребенка, но в результате подавляют его волю, устремления, желания и не дают совершать поступки. Однако ребенок находит выход из положения и компенсирует неудачи и социальную зависимость в сказке, где все решается «по справедливости» и где он самый сильный, смелый и добрый герой, который может успешно выйти из самой страшной битвы с драконом.

При этом каждый ребенок — отдельная Вселенная, и не стоит насильно читать ему страшные сказки. Если он начинает плакать и пугаться, слушая про сказочные «ужасы», значит, он еще маленький и не готов воспринимать такие сказки чисто психологически. Когда он созреет, он сам попросит прочитать ему и про Бабу ягу, и про Кощея Бессмертного — и тем самым преодолеет свой страх.

В ужасах сказки главное не сам страх, а борьба с ним. И взрослые часто забывают, что дети воспринимают мир совершенно иначе, чем они. Ребенок благодаря страшной сказке учится всему спектру эмоций, он понимает, что в жизни есть не только добро, но и зло, которое можно и нужно побеждать. Он формирует собственное отношение к миру, которое поможет ему в самых стрессовых ситуациях, когда у них не возникнет паника и он не получит психологическую травму. Благодаря страшной сказке ребенок научится не только переживать страх, но и успешно справляться с ним.

На подсознательном уровне, как утверждают психологи, родители оберегают своего ребенка от ужасов мира и страшной сказки, в том числе потому, что опасаются отпускать его в реальный мир из лона семьи. Совершенно понятное стремление. Но тем самым родители зачастую лишают детей шанса самонастроиться на уверенность в собственных силах и преодоление любых жизненных подстав.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...