Срочные новости раздела
Богатырские фантазии в ритме джаза: на открытии фестиваля в Московской филармонии было не протолкнуться

Богатырские фантазии в ритме джаза: на открытии фестиваля в Московской филармонии было не протолкнуться

Зал Московской филармонии битком. На сцене тоже не протолкнуться — сегодня фестиваль открывается выступлением московских «оркестров в квадрате» — не по очереди, а одновременно. Как сказал Игорь Бутман: «Два московских государственных оркестра» — один симфонический, а другой — джазовый. Первым управляет Иван Рудин, а вторым (не по значимости, разумеется) — Игорь Бутман. Возникает вопрос: сколько дирижеров нужно для полного счастья? Как шутят сами музыканты: «Один дирижер — хорошо, а два…». Впрочем, конфликтов не было, несмотря на то, что на одной кухне оказались две хозяйки (вернее, хозяина). Каждый оркестр слушался своего руководителя, а вместе Рудин и Бутман оказались превосходной командой.

Программа всего вечера посвящена классической музыке. В первом отделении — Модест Мусоргский и его цикл пьес «Картинки с выставки» — произведение, которое многие знают еще со скамьи не только музыкальной школы, но и из уроков музыки в обычной, хрестоматийное, из разряда «надо знать». Но здесь прозвучит не совсем то, что задумывал композитор, а фантазия на «Картинки с выставки» Мусоргского Николая Левиновского в оркестровке Алексея Попкова. Уже с первых нот, когда вдруг в тему «Прогулки» вклинилась мелодия песни Варлаама «Как во городе было во Казани» из оперы «Борис Годунов», тоже Мусоргского (хотя, может, нам и послышалось…). Хулиганских, но убедительных элементов в течение вечера замечено много. Такое видение Мусоргского пришлось публике по душе — это и правда было вкусно. Прозвучала не пошлая джазовая обработка классики, как это часто бывает, а удачная и качественная интерпретация, а не «интертрепация».

Любопытно, что Мусоргский в последние несколько лет стал популярным композитором — вырисовывается настоящая тенденция, мода на его музыку. Буквально весной к этому же фортепианному (!) циклу обратился Илья Иофф, решившийся на переложение «Картинок» для струнного оркестра — тоже удачно, кстати. В обоих случаях важной задачей было не опошлить, не испортить исходник. И оба раза с нею справились, отнесясь к оригиналу с пиететом.

Во втором отделении, едва руки пианиста Олега Аккуратова коснулись рояля, сразу те, кто хорошо знаком с оригиналом, заподозрили неладное: зазвучала основная тема Прелюдии Рахманинова До-диез минор, но что-то не то было с темпом… Так исполнять может только тот музыкант, у которого по жилам вместо крови течет джаз. В общем, начиналось все почти как полагается. А потом тему подхватил оркестр — разрабатывал, препарировал ее в деталях. Рахманинов все еще узнаваем, но скорее обладателями подготовленного уха. Музыка стала совсем другой, но зритель принял ее с заслуженным восторгом. Один из солистов, кстати, был тромбонист Олег Бородин, внучатый племянник Александра Бородина, о музыке которого чуть позже.

Подхватили программу три версии «Марта» Чайковского:

«Нет чтобы сыграть одну версию апреля… 1 апреля мы познакомились с моей супругой, 1 апреля мы поженились — через несколько лет, и день Рахманинова (композитор родился 1 апреля. — М.Ч.) совпал с Днем смеха. И в честь этого события — «Март», ничто не предвещало… Месяц до!» — разоткровенничался и пошутил Бутман.

Наконец, гвоздь программы — премьера «Фантазии на темы Бородина», снова музыка Николая Левиновского и Алексея Попкова. Нафантазировали они на «Богатырскую симфонию» и на материал из оперы «Князь Игорь», где хитом была тема хора «Улетай на крыльях ветра» из сцены Половецких плясок. Впрочем, нам опять слышались мотивы, взятые из других произведений. В соло на рояле, например, вдруг возникла третья ария Далилы из оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» — ух и хулиган же Олег Аккуратов! Но ему можно. Сочинение зрители приняли на ура.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Этим интернациональный состав не исчерпывается. Актеры Андреа Баррос, Андре Раваско, Марко Антонио Баррето и Сара Алис — из Бразилии. Художник по свету Клаудио Мендель и художник по костюмам Нур Кедер
подробнее...