Срочные новости раздела
Машков обратился к повести Бориса Васильева, чтобы ответить на вопрос, зачем Россия проводит СВО

Машков обратился к повести Бориса Васильева, чтобы ответить на вопрос, зачем Россия проводит СВО

Роль старшины Степана Матвеевича, исполненная Машковым, отнюдь не ключевая. Понятно, что «война — дело молодых» и юного лейтенанта, прибывшего в Брестскую крепость накануне 22 июня 1941 года и ставшего ее последним защитником, сам Машков сыграть не мог. Но мог же он как-то выпятить мудрость и жизненный опыт старшины и сделать так, чтобы мир спектакля вращался вокруг его персонажа. Признанному Мастеру в принципе нужно иметь большое мужество, чтобы уйти на второй план, выступив закадровым голосом, направляющей силой, наставником, кем угодно, но предоставив возможность быть первыми юным актерам.

Фронтовую пару возлюбленных у Машкова играют очень толковые ребята — 26-летний выпускник Театральной школы Табакова Владислав Миллер (кстати, лауреат Театральной премии «МК») и студентка 4-го курса того же учебного заведения Алена Морилова. Дотошные журналисты во время пресс-подхода пытались «утопить» Владислава каверзными вопросами типа «читали ли вы повесть Васильева или только сценарий?». На что юноша ответил, что прочел несколько раз, причем открыл для себя произведение, будучи школьником, когда и не мечтал воплотить образ Николая Плужникова на сцене.

Впервые напечатанное в журнале «Юность» в 1974-м, гениальное произведение Васильева неоднократно ставилось и экранизировалось в СССР, в спектакле Марка Захарова роль Плужникова исполнял Абдулов, в фильме Андрея Малюкова 1995 года «Я — русский солдат» — замечательный щепкинец Дмитрий Медведев («Грозовые ворота», «Штрафбат»). В спектакле Машкова и в большей степени в киноверсии 2025 года ослепшему бойцу, продержавшемуся до апреля 1942 года в подвалах крепости и гордо отказавшемуся назвать захватчикам свое имя и звание, явно придали черты Христа, чего не было в трактовке середины 90-х. Но в наши дни православное переосмысление образов советских героев стало трендом. И если киноистязание фашистами комсомолки Зои напоминает сцены из «Страстей Христовых» Гибсона, то почему Плужников, которому фашисты оказывают последние воинские почести, не может быть похожим на Сына Божьего, идущего на Голгофу? (Сравните слова бойца «крепость не сдалась, а истекла кровью, я — ее последняя капля» с литургическими словами «сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая».)

Спектакль Машкова и киноленту с Машковым можно было вообще не сравнивать, но это вынуждает делать жанр постановки, представляющей собой совмещение отдельных, достаточно «рваных» эпизодов, сыгранных на сцене, и отрывков из фильма, показанных на заднике сцены. Немного огорчило то, что многие ключевые события оказались по ту сторону спектакля, а не по эту. Да, в сравнении с киноиндустрией возможности театра ограничены, но пахнуло же жаром на зрителей спектакля в секунды, когда каратели заживо сожгли огнеметом тетю Христю (Яна Сексте). Почему же тогда выход героя из подвала — почти на 100% показали, Гитлера и Муссолини, приехавших в Брестскую крепость, — показали, попытку спасения беременной возлюбленной Плужникова, пытавшейся уйти из крепости вместе с пленными женщинами, разбирающими руины, и казнь Мирры показали?

Даже эффектные вылазки «подпольщиков» против врагов на сцене длились две минуты, так сказать, мотивационная часть, остальное — ролик.

Но принцип раздела повествования на потустороннюю и посюстороннюю половины я, кажется, разгадал. Там все батальное. Здесь — русский психологический театр, о котором говорил на встрече с прессой Машков. Если так, самое ценное, что есть в спектакле, — диалоги убежденного в личной правоте и коллективной правоте народа-победителя Плужникова с «сомневающимися» — будущим предателем Федорчуком (Евгений Миллер) и пограничником Денищиком (Никита Уфимцев). Получив приказ биться до последнего в первые дни вторжения нацистов, растерянный, казалось бы, брошенный Родиной пограничник спрашивал:

— Я не пешка, я понимать должен, для какой стратегии я тут по кирпичам ползаю. Кому они нужны?

Плужников ему возражал:

— Это наши кирпичи, наши! Под ними советские люди лежат. Товарищи наши лежат…

В отличие от труса Федорчука, далее по сюжету Володя Денищик пожертвовал собой ради спасения командира. И как раз в диалогах с ним Борис Васильев сформулировал дилемму разрушения городов, которые приходится освобождать порой страшной ценой. Да, 80 лет Победы — понятный повод для фронтового спектакля, но есть еще и СВО. И людям нужно объяснять, зачем России руины Угледара, Авдеевки или Дзержинска. Ответ искать не нужно, его нашим оппонентам полвека назад дал Борис Васильев. Я повторю: это наши кирпичи.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

С «Кухнями» все получилось довольно забавно, причем со всех сторон. Высказывание «Бонда С Кнопкой» на тему хрущевок, с которым в свое время весьма преуспели участники группы «Бумбокс», получилось
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

По данным британских СМИ, в предисловии отмечается, что Уинстон Смит — «проблематичный» персонаж, и что его взгляды на женщин могут оскорбить современных читателей. Такое высказывание, по мнению
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...