Срочные новости раздела
Клинт Иствуд: в чем секрет творческого долголетия 95-летнего актера и режиссера

Клинт Иствуд: в чем секрет творческого долголетия 95-летнего актера и режиссера

Родился он в 1930 году, пережил Великую депрессию, на его годы пришлись Вторая мировая война, а также войны в Корее и во Вьетнаме. Иствуд служил в армии, чистил бассейны и ждал своего шанса. Позднее он даже мэром успел побыть. Отец Клинта не слишком поддерживал увлечения сына. Как и вся семья, он был занят выживанием. Сам Клинт вспоминает, что в 30-е годы, во времена Великой депрессии, отец постоянно искал работу, и они часто переезжали. Новое окружение, новая среда — и постоянная необходимость доказывать, что тебе позволено быть собой под холодным солнцем. Это закалило характер Клинта.

Работая в бассейне и слушая байки актеров, Иствуд отправился на драматические курсы, но главные уроки он впитал от тех, с кем работал. Серджо Леоне, Дон Сигел — почерк этих режиссеров чувствуется в работах самого Клинта. Он занял свою нишу в кинематографе, при этом не обладая особыми актерскими талантами. Однако из того, что он освоил, Иствуд выжал абсолютный максимум: никто лучше него не умел хмурить брови, выхватывать револьвер и передвигаться, точно демон, несущий возмездие.

Сначала в карьере Иствуда был сериал «Сыромятная плеть» — и первый успех, далее он начал сниматься у Серджо Леоне в спагетти-вестернах. Первым из них стал «За пригоршню долларов» с как раз-таки Клинтом Иствудом. Многие картины этого жанра воспринимались в те времена не всерьез, однако со временем прописались в истории массовой культуры. Иствуд же стал идеальным воплощением ковбоя, выхватывающего пушку, чтобы наказать врага, пристрелив его пулей и убийственным взглядом. В героях Клинта есть особый магнетизм, позволивший критикам говорить, что высоченный ковбой (1 метр 93 см) потеснил на олимпе вестернов легендарного Джона Уэйна.

Но что в основе этого магнетизма? Сдержанность. Очень мужская, очень решительная. Это не маскулинный альфа-самец, привлекающий женщин и подавляющий мужчин, — герой Иствуда выше банального мачизма. Он максимально сконцентрирован внутри, он пружина, готовая вмиг распрямиться, чтобы вершить судьбы. Это есть в «долларовой трилогии», это есть и в его более поздней работе «Грязный Гарри». Там Клинт сыграл культового детектива Гарри Каллахана, циничного и беспощадного, заявляющего преступнику, что его «Магнум» — самая мощная в мире пушка.

Роли в лентах Леоне и Сигела принесли Клинту Иствуду не только славу, но и умения. Он учился у них, чтобы позже самому занять режиссерское кресло. Говорят, что произошло это прямо во время съемочного процесса одной из картин. Вообще Иствуд — человек, который учится постоянно, осмысливает происходящее, отчасти подстраивается под обстоятельства, но в то же время, как бы банально ни прозвучало, остается собой. Даже если разбивает, деконструирует образ, который сам же и создал. Это позволяет ему возвыситься, лучше понимать суть человеческих отношений.

Ковбой в пончо, с сигарой во рту и револьвером в руках — образ, созданный Иствудом, — столь же легендарная часть массовой культуры, как, например, и Дарт Вейдер из «Звездных войн». Однако сам Клинт простился с ним в ленте «Непрощенный» 1992 года. Там герой-одиночка больше не самоуверен — он сломан, полон рефлексии и сожалений о том, что вынужден убивать. Мачо тоже плачут, да еще как! Несчастный мучается от насилия, которое стало и его работой, и средой обитания, а в конечном счете и сущностью. Тот же слом есть и в картине «Малышка на миллион». И это уже совсем другой Клинт Иствуд — как режиссер, исследующий надлом и травму человека, его столкновение с внешней средой, с обстоятельствами.

Достоевский создавал многие свои произведения, и прежде всего статьи в «Дневнике писателя», оттолкнувшись от новостей и заметок в газетах. Иствуд в своих главных киноработах делает, в общем, то же самое. Его фильмы рождаются из газетных публикаций и вырастают в эпическую историю борьбы со злом снаружи и внутри человека. Так происходит с картинами «Чудо на Гудзоне» и «Дело Ричарда Джуэлла», где в центре сюжета — несправедливое обвинение.

Так случается с лентой «Наркокурьер», где Иствуд играет пенсионера, перевозящего наркотики через границу — сначала из-за ошибки, а после ради денег. И все же он находит силы для покаяния. При этом очень трогательно ухаживает за умирающей женой. Эта нежность часто появляется в фильмах Иствуда, проступая через насилие, страх, жестокость. Пожалуй, больше всего ее в романтической ленте «Мосты округа Мэдисон» — мелодраме о любви пожилых людей.

Есть эта милосердная нежность и в блистательной работе «Гран Торино», где Иствуд играет отставного ветерана Уолта Ковальски, пытающегося ужиться с соседями-китайцами, которые напоминают ему убитых корейцев, но прежде всего он старается ужиться сам с собой, с собственными разочарованиями, потерями, страхами. Фильм построен на контрастах и противопоставлениях — западной и восточной культуры, одиночества и общества, коллективного и личного, политики и реальной жизни. И на разломах, столкновениях высекается искра настоящего. Кто-то считает этот фильм историей перевоспитания шовиниста, но это пошлое прочтение библейского посыла.

Меж тем и сам Иствуд во многом противопоставляет себя и современному Голливуду, и Америке, и глобалистскому миру в целом. Он делает это не ради дивидендов, не напоказ. Вероятно, Клинт сам по себе человек старой формации, помнящий ту, глубинную, настоящую Америку, чтящий американскую мечту и с трудом принимающий перемены. Но это не закостенелость, нет — скорее желание сохранить настоящее, то, что нельзя потерять, то, за что нужно держаться. И Клинт по-прежнему стоит на вершине, потому что держится корней — и, возможно, в этом секрет его долголетия.

Поразительно, что свои лучшие работы Иствуд создал уже после шестидесяти, а может быть, и после семидесяти лет. И это действительно авторское кино — с фирменным почерком, сделанное в характерной манере. Созданное во многом как напоминание о том, что человек должен проявлять не только упорство в борьбе за высшие ценности, но и внимание к людям.

Когда-то у Конфуция спросили: «Есть ли качество, руководствуясь которым можно прожить всю жизнь?» И мудрец ответил: «Да, это снисходительность». Так вот, в режиссерских фильмах Клинта Иствуда снисходительность удивительным образом сопряжена с принципиальностью — и это действительно убеждает. Мощнее, чем «Магнум».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Сюжет очень простой: Жиль (Андрей Барило) после травмы головы потерял память, а его супруга Лиза (Светлана Малюкова) пытается помочь ему вернуться к прежней жизни. По возвращении мужа из больницы она
подробнее...