Срочные новости раздела
Евгений Миронов сыграл обыкновенную смерть

Евгений Миронов сыграл обыкновенную смерть

Входишь в камерное пространство Малой сцены и оказываешься в ритуальном зале: мрачные и массивные стены, еще пустой катафалк, искусственные цветы в напольных вазах. Букеты темных роз, которые приносят зрители, воспринимаются как часть скорбного ритуала.

Сценография Алексея Трегубова функциональна и намеренно обезличена. Люди в черном суетятся в ожидании покойника. И вот рабочие сцены вносят гроб. На их одежде - надпись «Ритуальные услуги». Все остальные - герои своего времени в соответствующих костюмах. Есть еще одна привязка к современности –неизвестный, у которого зазвонит мобильный телефон. И зрители начнут озираться, кто же забыл его выключить. Незнакомец, как соглядатай, следит за тем, куда уходит время.

Гроб устанавливают, открывают крышку, и тут становится не по себе. На ложе покойника – Евгений Миронов, играющий судейского чиновника Ивана Ильича. Как он отважился на такое? Но действует этот фокус беспроигрышно, и выйти из шокового состояния уже невозможно.

Звучит траурная музыка, словно с заезженной пластинки. В атмосфере растворена целая симфония звуков, шорохов, отголосков прежней жизни. Спектакли Валерия Фокина начала 1990-х, прежде всего, «Нумер в гостинице города NN», завораживали музыкальной партитурой. И вот теперь он об этом напомнил. 

Кому-то жутко, кому-то смешно. Вспоминается давний разговор с Кирой Муратовой, ее слова: «Как думаете, почему дети так неестественно ведут себя на похоронах и начинают смеяться? Потому что испытывают неловкость, не знают, как себя вести». Теперь взрослая публика ведет себя по-детски. В какие-то моменты действительно становится трагически смешно, начинаются веселые похороны, но только не в начале. 

Сослуживцы Ивана Ильича (Кирилл Быркин, Антон Ескин, Владимир Белостоцкий), сияющие лысинами, бубнят одно и тоже: жалко усопшего, надеялись, что он выкарабкается, кого теперь назначат на освободившееся место.  «Доктор то-то и то-то» (Авангард Леонтьев), как его назовет герой Миронова,  пребывает в растерянности. Он ставил обтекаемый диагноз, лечил покойного непонятно отчего, повторяя «то-то и то-то».  

Красавица жена (Марьяна Спивак) и дочь Лиза (Глафира Лебедева) плачут, но у них своя жизнь, это ясно. Скоро они побегут в театр на Сару Бернар, займутся другими делами. Как же они похожи. Какая-то чужая порода. Иван Ильич словно впервые это понял. Рядом как натянутая струна стоит его статная сестра, которую почти без слов, но так выразительно и  пластично играет дивная актриса Елена Морозова.   

Вскоре Иван Ильич поднимется из гроба, но никто этого не заметит. Родственники продолжат причитать, сослуживцы говорить о том, что жалко покойного. А он заглядывать в их скорбные лица, задается вопросом, почему уходит он, не они.  

Потом появится некто в белой сорочке, вылитый Иван Ильич, начнет подниматься по лестнице, чтобы поправить гардину. Тут уж начинаются какие-то записки сумасшедшего.  Двойника, хрупкую копию Ивана Ильича, окончательно превратившегося в бестелесный дух, легко, словно танцуя, сыграл Леонид Тимцуник. Его так удивительно загримировали, что он похож на Евгения Миронова. Даже затылки у них одинаковые. 

Иван Ильич проматывает свою «последнюю ленту Крэппа», смотрит на себя отстраненным взглядом. Миронов очень точно и деликатно передает его внутреннюю растерянность. Он тихо -тихо говорит, и надо прислушиваться к его одинокому голосу.  Проклятая гардина! Кажется, что с нее все началось – болезнь, преждевременная смерть. Вот так любая случайность может стать началом конца, все изменить.  Иван Ильич не раз повторяет, что жил «легко, приятно, прилично».  Почему смерть выбрала его? 

На сцене появляются вагоны метро, станция «Площадь Ильича». В них - вся родня, сослуживцы, все живые. Они наперебой кричат, дают советы лечиться иконам и в сталактитовых пещерах. От этого ада можно сойти с ума, и  Ивану Ильичу хочется заткнуть уши.  

Перефразируя строки Державина «Где стол был яств, там гроб стоит», рядом с катафалком устанавливают хорошо сервированные столы. Люди пьют и закусывают, забыв про покойника, говорят обо всем на свете, о том,  что в театре «Чайку» дают. 

Только в детства все естественно и правдиво. Сын Васенька лишний раз этого подтверждает. Только он остается у гроба, когда другие увлечены закусками с поминального стола. Да еще простой человек Герасим (Никита Волков) с состраданием, все понимает и преисполнен сочувствия. 

В кинохронике похорон Льва Толстого есть поразительные кадры. Толпы людей, как гигантский рой, клубятся в траурной процессии, следуя за гробом. И вдруг стоп-кадр и тишина, вечный покой. Только яснополянская могила и вокруг ни души. Вот это состояние глобального одиночества Евгений Миронов сумел грандиозно передать.  

«Основная идея нашего спектакля — показать, как суетное, автоматическое, наполненное событиями, но не делами, существование человека меркнет при приближении смерти. И в эти последние мгновения приходит осознание его истинного предназначения, нравственное возрождение его души, - говорит Валерий Фокин. – «Прошедшая история жизни Ивана Ильича была самая простая и обыкновенная, и самая ужасная» — с этой фразы в повести начинается жизнеописание ее главного героя. Толстой как будто ставит знак равенства между этими двумя понятиями. Судьба Ивана Ильича — лишь частный пример общего принципа; его жизнь ужасна в той же степени, что и жизнь любого человека, который живет неосознанно, «как все».

С Евгением Мироновым Валерия Фокина связывают несколько спектаклей, начиная с «Карамазовы и ад» , поставленного в 1995 году. Потом были «Последняя ночь последнего царя», «Ещё Ван Гог…», фильм «Превращение» по мотивам Франца Кафки 2002 года, где он сыграл насекомое без технологических ухищрений.  И вот теперь – коридор памяти по Толстому.

Для Валерия Фокина тема эта не новая, он пришел к ней давно. В спектакле «Литургия Зеро», поставленном им в 2012 году по «Игроку» Достоевского, его герой Алексей Иванович тоже проходил по коридорам сознания, следуя от рокового конца к началу. И тоже был обречен на тотальное одиночество.  

В фантастическом, инопланетном фильме «Петрополис» 2022 года герой Фокина возвращается туда, где еще недавно кипела жизнь, а теперь это пристанище призраков. На съемочной площадке точно воспроизвели японское кладбище, какое можно встретить в Токио во дворе какой-нибудь многоэтажке в центре города. И зрителя отправляли в параллельные миры.  Алексей Трегубов выстроил коридор памяти, по которому бежал главный герой. Но тогда не удалось приблизиться к тому, что теперь получилось в Театре Наций.   Валерий Фокин поставил один из лучших своих спектаклей. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, артист цирка, недавно стал преподавать искусство клоунады. В интервью для «МК» любимец публики рассказал о том, зачем на самом деле люди ходят в цирк
подробнее...

После первой части этих «Пусть говорят» создалось впечатление, что вся его жизнь и судьба, прежде всего творческая, были лишь прелюдией к финалу. Тому финалу, который все видели по ТВ, когда ведущие
подробнее...

Уже несколько десятилетий песни «Кино» остаются нескончаемым источником вдохновения. Их перепевают, делают танцевальные ремиксы, превращают в симфоническую музыку, а в последнее время привлекают
подробнее...

Кто-то бульдозерно уперся в спину. Мелькнуло: забавляется какой-нибудь знакомый — узнал с тыла и прикалывается. Но, обернувшись, увидел злобную небритую харю.— Быстрее, хрен моржовый, ходить надо, —
подробнее...

Несчастье случилось в середине первого действия, во время эпизода «взятие Казани». Михаил делал круг жете ан турнан и прямо во время «полета» упал на сцену. Резко схватился за ахиллово сухожилие и не
подробнее...

Дайан Китон, одна из самых популярных кинозвезд за последние 50 лет, скончалась в возрасте 79 лет в Калифорнии, The Guardian.Эту новость подтвердил журнал People. По словам представителя семьи, на
подробнее...

Антураж премии уже больше десяти лет служит своего рода островком стабильности в бурлящем потоке того, что здесь принято называть музыкальной индустрией. Мода, стили и здравый смысл могут совершать
подробнее...

Все это странно, учитывая тот факт, что Клим Шипенко – официально признанный режиссер, снявший «Вызов» в космосе, куда он летал вместе с актрисой Юлией Пересильд. Кроме того, Шипенко снял «главный
подробнее...

Кинематографисты регулярно наведываются в священное для них место, с которым связаны памятные события, премьеры, воспоминания о некогда бурной творческой жизни. Они наблюдают за процессом его
подробнее...

«Проходите на лифт, пятый этаж», — приветливо говорит девушка у входа в жилой многоквартирный дом, где в одной из квартир происходило таинство рождения сценографии Давида Боровского. Мастерская была
подробнее...

Пластинка получила название Someone’s Ugly Daughter («Чья-то Уродливая Дочь») и создавалась параллельно с записью легендарного Daydream, названного многими критиками «одним из лучших альбомов 1995
подробнее...

Что тут скажешь? Действительно, думать, что золотой медалью с портретом Нобеля наградят одного из вечных «второгодников»: Мишеля Уэльбека, Мураками или Улицкую* (лицо, включенное Минюстом РФ в список
подробнее...

Я начинал свой творческий путь в группе «Интеграл» в 1978 году, о чем уже рассказывал в своих колонках, а в начале 1980-х, когда воздух был уже заряжен переменами, покинул «Интеграл» и создал
подробнее...

До начала в тесном фойе первого этажа собрали худруков и директоров столичных театров, артистов, художников, сотрудничавших с Пушкинским в прошлом и настоящем, словом, всех тех, кто знает и понимает
подробнее...

«Появилась на официальном сайте Союза писателей России странная информация, в которой сообщалось, что «старая команда ЦДЛ ушла», а вот новая уже с полной отдачей работает, готовя плодотворный сезон, в
подробнее...

Задворками называют место у дома, обычно скрытое от посторонних глаз, где-то там, в глубине двора, где ходят только свои. Но панковские «Задворки» начинаются прямо у проезжей части Малой Дмитровки,
подробнее...

Конструктивистское прошлоеУгол Тверской и Большой Садовой улиц, где сейчас располагается филармония, знал много хозяев. Прежде чем здесь закипела богатая музыкальная жизнь, тут разгорались театральные
подробнее...

В Музее-заповеднике «Коломенское» предлагают посмотреть на время с самых разных сторон. Для этого в залах Дворца царя Алексея Михайловича подобрали более 800 интереснейших предметов, связанных со
подробнее...