Срочные новости раздела
«Маяки» Донбасса и других новых регионов показали в центре Москвы

«Маяки» Донбасса и других новых регионов показали в центре Москвы

Советский союз, когда Донбасс ощущался частью единой страны, распался давно. И поэтому, словно Куприну, передавшему в повести «Молох» дыхание Юзовского (то есть донецкого) металлургического завода, после присоединения к России ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, для тысяч людей открывать «новые регионы» приходится заново.

Прекрасно служит этой цели ретроспективная выставка Музея современной истории России, получившая название «От курганов до терриконов: маяки русского мира».

На входе посетителей действительно ждут созданные архитектором Алексеем Комовым маякоподобные конструкции, символизирующие две республики и две области. Но слово «маяки» буквально воспринимать не нужно. Речь, конечно же, о великих деятелях – Владимире Дале («Казаке Луганском»), Сергее Прокофьеве (родившемся в недавно освобожденном селе Сонцовка/Красное в ДНР), Сергее Бондарчуке (появившемся на свет в Херсонском уезде Российской Империи), Григории Чухрае (место рождения: Мелитополь, Запорожская область) и об Иосифе Кобзоне, уроженце Часов Яра под Донецком.

Интересно, учитывали ли создатели проекта спетое Лепсом и Чичериной стихотворение Влада Маленко «Русские маяки», в котором изложена аналогичная концепция:

Сквозь туман петроградский, Всем дождям вопреки, Видел в небе Вернадский Русские Маяки!

В каждой секунде - веха. Ставни открой, а там Станиславский и Чехов, Тютчев и Мандельштам…

(И далее дана связка людей и городов через перечисление: Владивосток, Выборг, Грозный, Таганрог, Новосибирск, Тула,

Керчь, Калининград и «Севастополь-Апостол»). Но в любом случае о Маленко, которым вполне могли вдохновляться создатели, на выставке не упоминают.

Зато там есть обширный пласт современной живописи о героях СВО: бойцы в форме армии России, обозначение «Z» на БТР и военных грузовиках (речь о картинах Василия Кураксы, Егора Смирнова и других авторов), стилизованные под советские плакаты в духе «Родина надежно защищена!» и «Подвигу наших отцов верны». Причем в том же зале выставили картину с Путиным, который едет в поезде и пьет чай (правда, почему-то из чашки, а не из культового стакана в подстаканнике).

Отмотаем выставку на два зала назад и увидим драматические страницы новейшей истории Донбасса: опаленные и пробитые осколками православные кресты из разрушенных обстрелами храмов. А также спасенное иноками в 2024-м году из огня Евангелие (экспонат передан из Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в Никольском, известного благодаря схиархимандриту Зосиме, главному «будителю» народа Донбасса).

О «промышленном» зале можно написать отдельную статью, но крупнейшие изображенные здесь объекты это, конечно же, возведенные силами всесоюзных строек Каховская ГЭС (ее мы видим на картине Сергея Федоровича Шишко) и запорожский Днепрогэс, который по итогам ВОВ один раз уже восстановили (об этом рассказывает полотно Исаака Лайзерова 1946 года).

В отличие от Днепрогэса, находящегося на российской, но неподконтрольной территории, Каховская гидроэлектростанция перешла под контроль нашей армии, о чем свидетельствует размещенная в одной из витрин «трофейная» пачка документов на украинском языке: приказы об отпусках персонала и прочее...

Остается упомянуть, что «иммерсивные» элементы на выставке также присутствуют. Так, трехчастная живописная панорама Донецка (Свято-Преображенский собор, памятник «Слава шахтерскому труду», библиотека Крупской, гостиница «Донбасс-Палас» и другие узнаваемые объекты) «озвучена» воем сирен и разрывами снарядов. Отблески «бахов» реалистично проецируются на полотно с помощью проектора. В сумме технические ухищрения создают неплохой эффект присутствия – у тех, кто жил в Донецке в 2014-м году, появляется желание лечь на землю и накрыть голову руками.

И да, если выбирать экспонат номер один, я проголосую за живописное полотно А.А. Крюкова «Саур-Могила». Знаменитая высота (курган поднимается на 278 метров над уровнем моря) в годы ВОВ стала местом кровопролитнейших боев с немецкими захватчиками, в 2014-м здесь ополченцы схлестнулись с армией Незалежной, пришедшей «усмирять» мятежный регион - и победили. По итогам боев обелиск воинам Красной Армии сильно пострадал, теперь его уже восстановили, а картина отражает недавнее «фронтовое» состояние памятника. И тепло нарисованной на ней лампады можно ощутить почти тактильно, настолько хорошо художник справился со своей задачей.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, артист цирка, недавно стал преподавать искусство клоунады. В интервью для «МК» любимец публики рассказал о том, зачем на самом деле люди ходят в цирк
подробнее...

После первой части этих «Пусть говорят» создалось впечатление, что вся его жизнь и судьба, прежде всего творческая, были лишь прелюдией к финалу. Тому финалу, который все видели по ТВ, когда ведущие
подробнее...

Уже несколько десятилетий песни «Кино» остаются нескончаемым источником вдохновения. Их перепевают, делают танцевальные ремиксы, превращают в симфоническую музыку, а в последнее время привлекают
подробнее...

Кто-то бульдозерно уперся в спину. Мелькнуло: забавляется какой-нибудь знакомый — узнал с тыла и прикалывается. Но, обернувшись, увидел злобную небритую харю.— Быстрее, хрен моржовый, ходить надо, —
подробнее...

Несчастье случилось в середине первого действия, во время эпизода «взятие Казани». Михаил делал круг жете ан турнан и прямо во время «полета» упал на сцену. Резко схватился за ахиллово сухожилие и не
подробнее...

Дайан Китон, одна из самых популярных кинозвезд за последние 50 лет, скончалась в возрасте 79 лет в Калифорнии, The Guardian.Эту новость подтвердил журнал People. По словам представителя семьи, на
подробнее...

Антураж премии уже больше десяти лет служит своего рода островком стабильности в бурлящем потоке того, что здесь принято называть музыкальной индустрией. Мода, стили и здравый смысл могут совершать
подробнее...

Все это странно, учитывая тот факт, что Клим Шипенко – официально признанный режиссер, снявший «Вызов» в космосе, куда он летал вместе с актрисой Юлией Пересильд. Кроме того, Шипенко снял «главный
подробнее...

Кинематографисты регулярно наведываются в священное для них место, с которым связаны памятные события, премьеры, воспоминания о некогда бурной творческой жизни. Они наблюдают за процессом его
подробнее...

Я начинал свой творческий путь в группе «Интеграл» в 1978 году, о чем уже рассказывал в своих колонках, а в начале 1980-х, когда воздух был уже заряжен переменами, покинул «Интеграл» и создал
подробнее...

«Появилась на официальном сайте Союза писателей России странная информация, в которой сообщалось, что «старая команда ЦДЛ ушла», а вот новая уже с полной отдачей работает, готовя плодотворный сезон, в
подробнее...

До начала в тесном фойе первого этажа собрали худруков и директоров столичных театров, артистов, художников, сотрудничавших с Пушкинским в прошлом и настоящем, словом, всех тех, кто знает и понимает
подробнее...

Задворками называют место у дома, обычно скрытое от посторонних глаз, где-то там, в глубине двора, где ходят только свои. Но панковские «Задворки» начинаются прямо у проезжей части Малой Дмитровки,
подробнее...

Конструктивистское прошлоеУгол Тверской и Большой Садовой улиц, где сейчас располагается филармония, знал много хозяев. Прежде чем здесь закипела богатая музыкальная жизнь, тут разгорались театральные
подробнее...

В Музее-заповеднике «Коломенское» предлагают посмотреть на время с самых разных сторон. Для этого в залах Дворца царя Алексея Михайловича подобрали более 800 интереснейших предметов, связанных со
подробнее...

Закрытие смотра студенческих спектаклей было столь же оригинальным, как и его открытие. Вишенка на торте — робот Гарик, покоривший всех своей непосредственностью и эрудицией в день открытия фестиваля.
подробнее...

Времена, когда в 1990-х канал, выросший в целую международную корпорацию, доминировал в общем телевизионном бизнесе, тоже давно в прошлом. После более чем сорока лет на телеэкранах во многих странах
подробнее...

Не думали так и после первой игровой кинороли Гаги в фильме «Мачете убивает (Третье обличие Хамелеона)» в 2013 году, иронизируя в основном по поводу «копирования капризов Мадонны или Дженнифер Лопез»,
подробнее...