Срочные новости раздела
Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

Названы имена победителей на фестивале «Голоса истории»

«Голоса истории» — это биеннале: за два года устроитель фестиваля — Вологодский драматический театр - успевает собрать афишу из спектаклей на исторические темы, что не так-то просто. Поэтому нынешний, шестнадцатый по счету смотр, доукомплектовывали спектаклями (в основном, премьерными) по Пушкину, чей юбилей мы будем праздновать до конца года, и даже по Островскому и Чехову. Всего российские театры северного и северо-западного регионов представили на суд жюри и зрителей двенадцать постановок, так или иначе отражающих исторические события в жизни страны. 

Большую часть из них начинали играть за два часа до полуночи во дворе Консистории Вологодского Кремля, заложенного по указу Иоанна Грозного в 1567 году. Здесь установили трибуны для 600 зрителей, а вековые  стены, купола храмов, колокольня так «работали» мощной декорацией, что казалось, будто никакой другой и не надо.  Колокольный звон спонтанно подзвучивал спектакли, накрывая прописанные для них саунд-треки. Вот она, сила судьбы! – подумала я.

Вероломное колокольное вмешательство носило порой мистический и метафорический характер. Особенно это ощущалось на спектакле, открывавшем фестиваль, — «Борис Годунов» по драме Пушкина. Это премьера Вологодского ТЮЗа в постановке Бориса Гранатова. Хитрым ходом пошли тюзовцы, построив пролог на письмах Пушкина, который своим адресатам явно морочил голову, сообщая, что «Борис» у него то комедией, то трагедией, а, скорее всего, драмой выходит. За переход одного жанра в другой отвечал рассказчик, он же — режиссер, который сидел у края сцены и делал ремарки или мог войти в действие каким-нибудь персонажем. И своими действиями, скажу к чести артиста, ни разу не нарушил ритма постановки. Так и играли «Бориса» — иронично, насмешливо, местами карикатурно, но в результате пришли к подлинной драме — и народа, и власти. Народ, как всегда, безмолвствовал, был несчастлив, а власть, признавая, что, мол, «тяжела ты, шапка Мономаха», теряла не только трон — детей.

 

— Консисторский двор, его сценическая площадка — это что-то фантастическое, — говорит драматург и режиссер Александр Пудин. — И когда сцена и слово резонируют с колоколами, просто отбивающими время, и герои это улавливают, отыгрывают, появляется поразительная глубина смысла. 

«Бориса Годунова» жюри отметило своей «Маской». Но не золотой, а кружевной (Вологда без своего великолепного кружева — не Вологда вовсе) с формулировкой как «убедительно раскрывающий историческое событие». Еще одна «Маска», выполненная в традиции северного чернения,  осталась в Вологде, у хозяев фестиваля — в местной драме, которая к «Голосам истории» подготовила премьеру «Барышни-крестьянки» и тоже по Пушкину. Сентиментальный жанр, в котором написана одна из «Повестей Белкина», перевели в фарс, поэтому зрители на спектакле больше смеялись, чем вздыхали по трогательной любви юных представителей враждующих семей, но не с таким фанатизмом как  Монтекки и Капулетти. В общем, в вологодской постановке все остались живы. 

Поразила всех «Чайка» (режиссёр Анастас Кичик), прилетевшая в Вологду из Северодвинска. Неожиданно чеховская пьеса, с натяжкой подходящая к контенту фестиваля, в прочтении северодвинцев оказалась фаворитом. «Я и предположить не мог, что пьеса, которую я видел несчётное количество раз, может быть настолько необычно и интересно прочитана в неизвестном мне театре, - считает член жюри, худрук московского театра «Человек» Владимир Скворцов. - Теперь я обязательно буду следить за его развитием». «Чайка» из Вологды тоже улетела с черненной «Маской».

22 июня в день памяти и скорби показали три спектакля о войне – «А зори здесь тихие» (Котлас), «Ради жизни» по поэме Твардовского «Василий Теркин» (Череповец) и «Долина гнашей памяти» - два из них увезли спецпризы фестиваля.  За «успешное освоение средствами театра историко-архитектурного пространства» (что в переводе на русский означало «театр органично освоил и присвоил себе исторические стены и здания Кремля») первым оказался Национальный театр Карелии со спектаклем «Куллерво». Театр для детей и молодежи из Череповца  «убедительно соединил классический текст с традициями фольклора русского Севера, показав версию своего «Теркина» - это второй специальный приз. Третий же ушел не спектаклю, а актрисе Лилии Сергеевой из Новгородского областного театра драмы им. Достоевского, виртуозно сыгравшей роль Филицаты в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому. 

«Долину нашей памяти» привезли из Коми, и в фестивальной афише это был единственный спектакль в формате Театра.doc. Он рассказывал о работе поисковиков-добровольцев, которые по останкам солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, по обрывкам документов, ложкам, истлевшим в земле гимнастеркам восстанавливают имена безымянных героев, тем самым хоть на единицу уменьшая бесконечный список пропавших без вести. И уникальность этого спектакля в том, что трудный, кропотливый поиск ведут сами актеры театра. Пропущенный ими через себя материал, собственный опыт давал спектаклю честную и искреннюю эмоцию. И зрители, не дожидаясь финала, как по команде встали с мест, устроили овацию артистам, какой не получал ни один спектакль фестиваля. Постановщикам прощался искусственный ход повествования, без которого можно было вполне обойтись – боль, отзывающаяся сегодня на далекие события той войны, затмевает недостатки постановки, которых было не так уж и много. А то, что не дали «Маску»… Что ж, не ради же наград  они это делают - ради памяти. И себя, молодых, -  честно,  без громкого,  на показ  патриотизма, который сегодня стал инструментом карьерного роста. А тема исторической памяти прозвучала в исторических стенах Вологды, равно как и  на других площадках,  достаточно убедительно. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Еще в августе он рассказывал журналистам о ней: «Я играю сварливого деда, которому недолго осталось после смерти жены. Он не разделяет современных тепличных методов воспитания, потому что жизнь - это
подробнее...

- Мы с Романом Сергеевичем работали в 2018 году над семейной картиной о спорте «Команда мечты», где он сыграл Виктора Сурова — отца главного героя. Для творческой команды было счастьем, что он
подробнее...

По словам Богомолова, память о Виктюке сохранят в специальном разделе сайта. В конце октября будет сыгран спектакль «Отравленная туника» — из прежнего репертуара. Также будет открыта ранее обещанная
подробнее...

На днях журнал «Юность», основанный классиком на заре «оттепели», обнародовал список финалистов премии им. В. Катаева за лучший рассказ. В перечне авторов, чье творчество отражает стремление
подробнее...

При этом для самого Богомолова главным было озвучить планы на новый сезон двух работающих под его началом театров.Театр на Бронной начнет сезон премьерой от Марины Брусникиной — «Калина красная» по
подробнее...

Сначала блюз-стар отметил клубным выступлением 60-летие Егора Летова, спел хрестоматийные нетленки «Моя оборона», «Русское поле», «Все как у людей», «Отряд не заметил», «По плану» и другие песни
подробнее...

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр
подробнее...

Надо сказать, что за 30 лет существования премии  это не первая попытка реформировать «Золотую маску». Ее девять (!!!) раз редактировали, (это не  плохо и не хорошо, а говорит о том, что значит люди
подробнее...

«Абсолютно честный человек»— Вячеслав, мы практически не видим вас на светских мероприятиях и в новостных сводках ваше имя почти не фигурирует. Вы специально бежите от популярности?— Несмотря на то
подробнее...

Я с ним играла в двух спектаклях в антрепризе. Причём это он перенёс в антрепризу спектакль «Наливные яблоки»: сам восстановил и две роли в нем играл. Как показывал любую роль, неважно какую -
подробнее...

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

На ней прозвучал, кажется, окончательный ответ на вопрос, почему в июле было принято решение о переименовании.На вопрос представительницы прессы, прозвучавший из зала, Богомолов заявил следующее:- Имя
подробнее...

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень
подробнее...

Идея выставки состоит в том, чтобы показать, что творчество Пушкина, подобно зеркалу души и мысли, отражает его взгляды на жизнь страны — политическую и культурную, причем не только через призму
подробнее...

Десять месяцев прима-балерина не выходила на сцену Михайловского. Травму стопы она получила в ноябре прошлого года на спектакле «Спящая красавица». Но травма такого характера оказалась коварной:
подробнее...