Срочные новости раздела
Толстого сверили с Кантом: в Институте философии открылась выставка о вневременном «диалоге» гениев

Толстого сверили с Кантом: в Институте философии открылась выставка о вневременном «диалоге» гениев

«Иммануил Кант и Лев Толстой: философские диалоги» — это стендовая выставка, от таких проектов не стоит ждать размаха, надеясь увидеть в светящейся стеклянной витрине фрак Канта, а рядом — дубовый антикварный стол из Ясной Поляны. К тому же Институт философии — это не музей, так что там в одном из холлов просто развесили на стенах пару десятков рамок с иллюстрациями, копиями рукописей и машинописей.

Во многом это выставку нужно читать, а не смотреть. Но и визуальная составляющая опять-таки завязана на тексте, а точнее — на багаже прочитанного посетителями. Речь об иллюстрациях «Солнце Аустерлица» Александра Николаева (снабженных цитатой из «Войны и мира») или о созданной в 1943 году иллюстрации Лисснера к рассказу «Севастополь в мае» — к сцене «Перемирие» с цитатой о цветущей долине, наполненной смрадными телами, — эту изнанку войны видел Лев Николаевич, и она была созвучна страшным картинам, представшим перед глазами нашего народа в годы ВОВ.

Князь Нехлюдов из романа «Воскресение» также дан в сопровождении кусочка текста, отражающего попытку классика проникнуть в саму суть человека, что до XIX века, то есть до времени становления психологического романа, мало кому удавалось сделать.

И здесь Лев Толстой — не столько литератор, сколько философ, потому что это слово — синоним слову «мыслитель»:

«С Нехлюдовым не раз уже случалось в жизни то, что он называл «чисткой души». Чисткой души называл он такое душевное состояние, при котором он вдруг, после иногда большого промежутка времени, сознав замедление, а иногда и остановку внутренней жизни, принимался вычищать весь тот сор, который, накопившись в его душе, был причиной этой остановки».

Из всех возможных обложек книг Толстого создатели выставки решили показать только одну — издание «еретического» сочинения — «Исповеди», изданной в Москве в 1906 году.

В отличие от картинок, кстати, эта обложка — подлинник, а не воспроизведение.

Но листок с черно-белым шрифтом мало что скажет вам, если не понимать, что этот труд — результат жгучего душевного кризиса, который яснополянский затворник пережил в 1870-е годы, так называемого «перелома».

Куратор выставки Юрий Прокопчук, кандидат исторических наук, работающий одновременно в Госмузее Льва Толстого и в Институте философии, подчеркивает, что «перелом» в мировоззрении произошел в том числе в результате знакомства Льва Николаевича с сочинениями Канта, причем читал он их в подлиннике — на немецком, а также в переводах на французский и русский языки.

Называются конкретные труды Канта, которые писатель изучил тщательно: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Религия в пределах только разума» — плюс изучал биографию философа.

Понятно, что Лев Николаевич и Иммануил Кант жили в разные эпохи и отчасти — в разных странах (в XVIII веке Кёнигсберг принадлежал Российской империи четыре года — с 1758 по 1762 год, до и после оставаясь прусским городом), к тому же Толстой появился на свет через 24 года после смерти Канта.

Но, как говорит руководитель сектора философии культуры Института философии Надежда Касавина, в «Большом времени» культурно-исторического процесса — чему учил великий филолог Михаил Бахтин — встречаются и Данте, и Шекспир, и Толстой, и Кант.

Все остальные материалы выставки буквально побуквенно доказывают совпадение взглядов мировых гениев — вплоть до того, что Толстой адаптирует, делает понятной тысячам людей академически сложную «максиму» Канта (формулировку морального правила или принципа).

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», — говорил прославленный немец.

«Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому — поступай так же, как я», — «упрощенно» говорит Лев Николаевич, но это новозаветная простота, восходящая к «золотому правилу нравственности»: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

Но этих примеров недостаточно, чтобы доказать тезис о «единстве мнений». Позволим себе еще две цитаты. Первая — классическая выдержка из «Критики чистого разума»:

— Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.

А вот, для сопоставления, текст «Анны Карениной»:

— Левин прислушивался к равномерно падающим с лип в саду каплям и смотрел на знакомый ему треугольник звезд и на проходящий в середине его Млечный Путь с его разветвлением... И точно так же, как праздны и шатки были бы заключения астрономов, не основанные на наблюдениях видимого неба по отношению к одному меридиану и одному горизонту, так праздны и шатки были бы и мои заключения, не основанные на том понимании добра, которое для всех всегда было и будет одинаково и которое открыто мне христианством и всегда в душе моей может быть поверено.

Заметим также, что кантовского-толстовскую выставку нельзя было обойти вниманием еще и потому, что в день ее открытия музей и Институт философии договорились сотрудничать в плане исследования и популяризации философского наследия Л.Н.Толстого. Госмузей Льва Толстого обязался предоставлять свои площадки для научных семинаров, а Институт — проводить музейные мероприятия в своих стенах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

- Меня с Валентиной Илларионовной объединяло то, что я одновременно хорошо знал Романа Виктюка, они же с ним были однокурсниками. Талызина часто посещала мой салон, а поскольку я жуткий театрал, то и
подробнее...

Ей уже было трудно, и мизансцены выстраивались так, чтобы она поменьше вставала. На сайте театра им. Моссовета еще объявлена «Пиковая дама»,  намеченная на август.Прощание с актрисой состоится в
подробнее...

Надо сказать, что Турандот сильно повезло с погодой: накануне дожди, холод, а тут — как по заказу теплый летний вечерок. Знатные гости, популярные артисты.И ведущие приступили к выполнению своих
подробнее...

Три из четырех артистов, выступивших на открытии, старательно эксплуатировали фольклорную тему и делали это, прямо скажем, с огоньком. Ielele собрались в Москве, но являются продолжателями дела
подробнее...

Два трехчастных вечера подряд показывали две программы, частично совпадающие (в первом и втором отделении, но представлявшие в них разных учеников), частично отличающиеся третьим отделением: в первый
подробнее...

На Арт-платформе в Новом Манеже состоялась премьера «Дон Кихота» Театра Москвы в постановке хореографа Ксении Михеевой. Пластический спектакль поставлен по мотивам одноименного романа Мигеля де
подробнее...

В саду «Аквариум», прилегающем к зданию на Большой Садовой, с утра начали собираться зрители — практически заполнился к полудню и театр. Если учесть, что партер главной сцены вмещает примерно триста
подробнее...

10 июня в Иране начались Дни российской культуры, где и проходили концерты Государственного академического Большого симфонического оркестра им. Чайковского под управлением молодого дирижера Арсентия
подробнее...

Тогда героиню Яковлевой звали Надежда, теперь – Вера. В «Далеких-близких» она появлялась ближе к финалу и ставила точку во всем понятной человеческой истории. С Надеждой познакомилась в соцсетях
подробнее...

- Господи, что ж такое? Прямо подряд! Такой печальный возраст пошел, что просто, просто…., - Тамара Петровна с трудом подбирала слова. – О Господи, ошарашили вы меня!Семина на протяжении многих лет
подробнее...

Надо отдать должное китайским кинематографистам. Они представляют хорошо оснащенные проекты, относятся с уважением к российским зрителям. Если режиссер не смог приехать, то записывает видеообращение,
подробнее...

Архитектура выставки задумана таким образом, чтобы посетитель, глядя на одну картину, видел сразу и другие, потому что глаза разбегаются и поначалу трудно зацепиться за что-то одно, внимательно
подробнее...

Владимир Щегольков и сам в прошлом актер. Режиссуре он учился в мастерской Вадима Абдрашитова во ВГИКе. В его послужном списке - «Москва. Центральный округ», «Виола Тараканова», «Забытый» и другие
подробнее...

Термин «уникальный» в данном случае — не формальная фигура речи, а исключительно содержательное определение: рекордные 70 тысяч зрителей, многие из которых еще с утра стояли длиннющей очередью в кассы
подробнее...

- Я ее видела, говорила с ней, подарила цветы, мы обнялись. После случившегося я пребываю в потрясении. Когда передача выйдет в эфир, она станет последним появлением Талызиной на экране.В последних
подробнее...

Домик-путешественник перевезен в Москву в 1934 году по инициативе директора музея «Коломенское» Петра Барановского. Его восстановили, а затем открыли как музей. А историю свою деревянная избушка ведет
подробнее...

- Как случилось, что Валентина Талызина так вас полюбила?- Она полюбила меня потому, что я понял то, что все самые острые слова и колкие замечания, которые могут обижать людей, - это идущий от чистого
подробнее...

Сюжет очень простой: Жиль (Андрей Барило) после травмы головы потерял память, а его супруга Лиза (Светлана Малюкова) пытается помочь ему вернуться к прежней жизни. По возвращении мужа из больницы она
подробнее...