Срочные новости раздела
Чеховские «Три сестры» за полтора часа — пожар, подвал, песни и настойка

Чеховские «Три сестры» за полтора часа — пожар, подвал, песни и настойка

Театральную программку украшает апокалиптическая фотография, запечатлевшая то ли останки древнего городища, где когда-то кипела жизнь, а теперь ее нет, то ли две скалы посреди каменного плато. Почему не три — по количеству сестер?

Перед спектаклем к публике выходит режиссер и предупреждает, что будут пиротехнические эффекты, не надо пугаться. И правильно делает, иначе зрители от неожиданности могут запаниковать, принять хлопок за реальный взрыв. Время такое.

Авторы заранее уведомляют: «В нашем спектакле мы собираемся в подвале и ждем приближающегося конца с ощущением потерянной надежды. Конечно, мы будем в этом подвале и петь, и шутить». Умирать — так с музыкой.

Казалось, что время подвалов, где в 90-е кипела театральная жизнь, безвозвратно ушло, но времена возвращаются. Да еще два в одном. Зрители пришли в театр, располагающийся в подвале, и чеховские герои забились в свой подвал в подвале. Художник Маруся Павлова заполнила тесное пространство массой ненужных вещей: старыми шкафами, где прячутся от внешнего мира сестры Прозоровы и подполковник Вершинин, банками, одеждой, видавшим виды радиоприемником, светильниками. Только среди старья, доставшегося от покойного отца, сестрам более или менее спокойно.

Попасть в подвал не так легко. Посторонним туда вход запрещен. Ирина, которую играет Ольга Лерман, как страж стоит на лестнице, ведущей вниз. Те, кого туда не пускают, подают голоса за дверью. И все они мужские. Но блокада падет, и мужчины оккупируют подвал.

Его окна расположены высоко, из них видны только ноги прохожих, и можно подсмотреть сцену объяснения Андрея и Наташи, опять же на уровне ног. А когда вспыхнет пожар, то сам Андрей застынет у окна, взобравшись на шкаф, и будет долго наблюдать за пламенем. За окном хоть потоп, а в подземелье хорошо и безопасно, хотя это иллюзия. Кто-то из сестер, кажется, Ольга (прекрасная работа Инны Сухорецкой), скажет, сославшись на методичку, что пожар — чрезвычайное событие, после которого возврат к прошлому невозможен.

На протяжении всего спектакля кто-то непременно предлагает выпить чаю, но никакого чая не будет. И это превратится в какое-то безумное чаепитие, как у Льюиса Кэрролла в «Алисе в Стране чудес»: «Хочешь печенья?» — любезно спросил Мартовский Заяц. Алиса, взглянув на стол и ничего, кроме чая, не обнаружив, заметила: «Но я не вижу здесь никакого печенья». — «А его и нет», – согласился Мартовский Заяц. — «В таком случае очень невежливо с вашей стороны предлагать печенье, которого нет», — обиделась Алиса».

Пьют герои только вишневую настойку. В основном барышни глушат в ней тоску. Благо вишневый сад рядом и всегда можно сделать запасы. Перепуганные сестры еще сохраняют следы благородства, а их брат Андрей (Александр Моровов) напоминает парня с окраины. Он в клетчатой рубашке, и академических знаний в нем не заподозришь.

Вершинин обращается к дорогому, глубокоуважаемому шкафу, как Гаев в «Вишневом саде», и это очень уместно и иронично. Сестер называют Ира (не Ирина), Маша, Оля (не Ольга). В их доме появляются военные, напоминая о прежней жизни, когда еще здравствовал отец. Барон Тузенбах (Владимир Комаров) молод и носит шорты, но полюбить его невозможно. Дуэли тоже не будет. Зачем такому Тузенбаху с кем-то стреляться? 

Вершинин Максима Виторгана — огромный, как валун. В крохотном пространстве подвала он чувствует себя слоном в посудной лавке. Забавно, когда Вершинин берет на руки хрупкую Машу, а ее муж, учитель Кулыгин (Сергей Мелконян), покорно ждет. Как только великан опустит его маленькую девочку, можно будет унести ее в норку.

Машу играет Мария Смольникова. Она плакса, постоянно хнычет, шелестит, как Акакий Акакиевич Башмачкин. Смольникова — трагическая клоунесса, и одна из зрительниц не выдержала ее монолога, покинула зал. Потом призналась, что никогда ничего подобного не видела и оказалась эмоционально не подготовлена. Мария Смольникова работала с Андреем Маником на других проектах, в том числе и в Пространстве «Внутри», сыграла у него шекспировского Ричарда III. Почему бы и нет? Играла же Сара Бернар Гамлета. 

Ряженые, которых так ждут сестры Прозоровы, все-таки придут, несмотря на возражения Наташи. Это трио музыкантов, превративших финальную часть спектакля в небольшой концерт, поднимающий настроение. Под их аккомпанемент Маша споет, как Пиаф, а Ольга — «А я иду, шагаю по Москве». Их брат Андрей наденет концертный сверкающий пиджак и вопреки указаниям жены исполнит хит из репертуара «Модерн токинг». Соленый (Гоша Токаев), словно вернувшийся из салона красоты, споет как Высоцкий. Интеллигенция еще способна на неожиданные проявления. С ней не заскучаешь. Она жива, пусть и в подвале.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...

Награда за лучшую роль второго плана в итоге досталась не ему, а американскому актеру Кирану Калкину, младшему брату Маколея Калкина («Один дома»). Он номинировался с картиной «Настоящая боль» Джесси
подробнее...

Вот только если бы премьера «Иронии…» состоялась прямо сейчас, уверен, никогда это не дало бы такого умопомрачительного рейтинга, как тогда, 1 января 1976 года. Потому что тот зритель середины 70-х
подробнее...

Такая цифра - не шутка, хотя новогоднее шоу все было построено именно на шутках, трюках, иронии и музыке. Но самое главное, что исходной точкой для этого стали последние премьеры Волковского - «Сказка
подробнее...

Незадолго до нового года Виктор Глазунов сообщил, что заболел. Позже выяснилось, что артист находился в больнице после инсульта.«Когда это выяснилось, — с горечью рассказывает Марк Розовский, — Мы
подробнее...

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Если только лишь взять да послушать песни Максима, его композиции — это удовольствие, каких мало. То, что он сделал в кино, в мюзиклах — просто шедевры. И «Три мушкетера», и «Мэри Поппинс», и
подробнее...

2 января, когда Москва погрузилась в новогоднюю дрему и коллеги рассеялись по домам и дачам, в Музее русского лубка и наивного искусства открылась персональная выставка Валентины Теличкиной. В иное
подробнее...

- Женя, когда узнала о своем онкологическом диагнозе, говорила только одно: «Я словно во сне. Я не верю, что это происходит со мной», - рассказывает Николай Скорик. – Она удивительным была человеком –
подробнее...

Раньше я никогда это не смотрел, плевался, ругался, брезговал. Потому что вот так смеяться, как там — гы-гы-гы — ну просто себя не уважать, да, ниже своего достоинства. А тут включил все же
подробнее...

Легендарный композитор, несмотря на почтенный возраст, находится в отличной форме и по-прежнему активно работает. Недавно Александр Сергеевич побывал в редакции «МК» и рассказал нам о своей жизни. На
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки,
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Так прокомментировали в столичном Ленкоме слух о том, что народная артистка Александра Захарова, дочь бывшего худрука популярного театра Марка Захарова, покинула труппу.Она по-прежнему числится в
подробнее...

На Малой сцене и не только, как говорится, картина маслом из далёких времён: и без того небольшое пространство третьего этажа заставлено немыслимыми приборами в виде больших колёс, разумеется,
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...