Срочные новости раздела
Дирижер Клевицкий – о Силантьеве и Пахмутовой: «Исправлял ей ошибки»

Дирижер Клевицкий – о Силантьеве и Пахмутовой: «Исправлял ей ошибки»

- Александр, вы столько лет возглавляете Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева. Это случайность или вы действительно мечтали о работе в оркестре?

- Эстрадную музыку я полюбил еще в детства. Тогда оркестр Юрия Васильевича Силантьева практически не сходил с экранов, постоянно звучал на радио. И по вечерам, когда я ложился спать, я мечтал о будущем и представлял себе, как я стану… дирижировать этим оркестром. Не поверите, но я всегда был уверен, что так будет! Причем именно знал, а не фантазировал.

- И что же вы почувствовали, когда это произошло?

- Так получилось, что мой путь в музыке был очень непростым. Сначала меня выгнали из капеллы мальчиков за детские шалости и не дали рекомендацию, поэтому я не мог поступать в консерваторию. Думал поступать в ГИТИС, потом в полиграфический институт. В итоге окончил Институт культуры. А дирижером я стал в армии. Потом был довольно долгий перерыв, сложный путь. Но в итоге я оказался там, где должен был оказаться. И это работа – огромная и очень дорогая мне часть моей жизни. Но в начале, конечно, дрожь в коленках была. Пришлось много учиться, даже поступил в 67 лет в Консерваторию (потому что по образованию я был хоровым дирижером) и, похвастаюсь, закончил ее с красным дипломом! 

- Вы не застали Юрия Васильевича Силантьева?

- Нет, к сожалению, не застал, но, надеюсь, смог сохранить ту традицию, которую мне передали музыканты, с ним работавшие. Это был выдающийся музыкант! 

- Наверняка вам рассказывали о нем какие-то истории?

- Их было множество! Юрий Васильевич был очень острым на язык. Как-то у оркестра была запись в Государственном доме радиовещания и звукозаписи, куда впервые был куплен многоканальный магнитофон. И вот они все отрепетировали, какие-то партии с музыкантами отработали, и Силантьев поворачивается к звукорежиссеру, сидевшему за стеклом, и говорит: «Коля, включай свой башлемет!» А Александра Николаевна Пахмутова рассказывала, как приносила Силантьеву свои первые партитуры, и он исправлял ей ошибки.

- Он ей?

- Да! И когда он находил какую-то ошибку, он обводил ее красным карандашом, делал стрелочку на поля и писал «10 р.». Это, конечно, была шутка, и никаких денег он с Александры Николаевны не брал, но у меня до сих пор попадаются партитуры, помеченные рукой Юрия Васильевича с такими вот «10 р.»! 

А еще забавный случай вспомнился, как на конкурсе «Красная гвоздика» к Силантьеву подошел Марк Минков, который никак не мог дождаться своей очереди на прогон. Он спросил: «Юрий Васильевич, а вы будете  репетировать мою песню?». Силантьев ответил: «Маркуша, не переживай, мы будем репетировать  твою песню ровно столько, сколько она звучит!»    

- Сегодня оркестр им. Силантьева исполняет и классическую музыку, и киномузыку, и джаз – совершенно невероятный репертуар. А какие концертные программы, исполненные с оркестром Силантьева, вам лично особенно дороги?

- Да, к юбилею мы пришли с высоко поднятой головой! И да, оркестр сегодня абсолютно универсален, для него не существует никаких границ. У нас даже есть шутливый девиз «В любых тональностях для любых национальностей»! Но, это конечно, мы так шутим. А если говорить о любимых программах, то мне особенно дороги ещё не сыгранные программы, которые мы только сейчас готовим и репетируем, которые рождаются сейчас. Всё сыгранное – оно уже существует, оно уже прозвучало, оно уже родилось. Так что любимой программы как таковой у меня нет, но есть отдельные любимые произведения – увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта», увертюра к «Укрощению огня» Андрея Петрова…

- Говорят, оркестр – это тот же инструмент, но каждая нота – отдельная личность, человек со своими амбициями и желаниями. У вас дружный оркестр?

- Да мы очень дружны, очень бережно относимся друг другу, у нас не бывает ссор и интриг. Я считаю оркестр своей семьей. Я знаю про членов своей команды абсолютно всё, я для них старший товарищ, более опытный в силу возраста. Мне нужно, чтобы каждый из них отдавал свою энергию по максимуму. Достигаю я этого самыми разнообразными способами, но чаще всего призывами, зачастую в шутливой форме. Но музыканты уже ко мне привыкли и понимают, чего я от них жду. Я иногда стою за дирижёрским пультом, и мне хочется себя ущипнуть: «Неужели это мой оркестр так играет?»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...