Срочные новости раздела
Не стало композитора Софии Губайдулиной

Не стало композитора Софии Губайдулиной

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые оставили значимый след в отечественной музыке? Широкая публика, скорее всего, тоже ограничится лишь именами Софии Губайдулиной и Александры Пахмутовой (знатоки, может быть, назовут еще Елену Гнесину). Угасла одна из самых сияющих композиторских звезд — не стало Софии Асгатовны. Она ушла у себя дома в Германии в ночь на 13 марта.

Осенний городок, оркестр, дирижер с суровым лицом взмахивает палочкой, и разливается грустный вальс — так начинается знаменитая картина Ролана Быкова «Чучело». Это одна из тех работ в кино, которая принесла Софии Асгатовне большую всенародную любовь. Пожалуй, большинству на ум придет именно эта музыка, когда речь пойдет о Софии Губайдулиной, — знаменитая мелодия у медных духовых, так точно дорисовывающая портрет Лены Бессольцевой и ее детскую трагедию. А ведь, казалось бы, это всего лишь стилизация под вальсы, которые раньше часто можно было услышать в городских садах (кстати, эта музыка значительно отличается от всего, что писала Губайдулина!). Музыка к этому фильму далеко не единственная в кинобиографии композитора. Были еще и «Балкон», «Великий самоед», «Крейцерова соната», а также мультфильмы «Маугли», «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Человек и его птица» — всего 25 работ. И это при том, что в ее жизни не было цели стать кинокомпозитором, да и тогда это считалось не очень-то и престижным ремеслом, ради денег, а не творчества. Приоритетом для Губайдулиной было формирование своего «истинного слышания». Этому она и посвятила всю свою жизнь, следуя завету Шостаковича, шла своим путем, ни на чей не похожим.

В академической музыке она и нашла свое призвание, посвятив Великому делу всю себя. «Сосредоточенность — вот ее сакральное слово, заменяющее привычное «вдохновение», — так охарактеризовала Губайдулину музыковед Валентина Холопова. И правда, София Асгатовна была сконцентрирована на композиции и жила почти затворницей. Казалось, что в ее жизни нет ничего, кроме творчества. Настолько, что даже свою маленькую дочку композитор отдала на воспитание своей маме — так было нужно и для работы, и по жизни — ей самой тогда приходилось нелегко… И все потому, что была не как все.

Из Казани в Москву Губайдулина приехала в хрущевскую эпоху. Ее композиторский расцвет произошел в компании композиторов-авангардистов, где ее коллегами были Альфред Шнитке и Эдисон Денисов — золотая тройка, которая смело неслась по своей собственной дорожке, вопреки непониманию и непринятию их музыки современниками — снова все как завещал Дмитрий Дмитриевич. В 1960-е годы действительно нужно было быть смелым человеком, чтобы писать экспериментальную электронную музыку, чем и занималась София Асгатовна в те годы. Свою «неправильность» композитор проявила и в другом вопросе. Вообще, ее зовут Сания, но Софией она стала окончательно (прежде так ее называли лишь близкие), когда приняла православие в начале 1970-х годов — и это в советском атеистическом обществе, будучи уроженкой Татарстана и внучкой муллы!

Ее «творческие протесты», которые она выражала на языке музыки, не нашли понимания у главы Союза композиторов Тихона Хренникова — уж слишком своеобразным он посчитал ее музыкальный язык. Хотя в свое время он же и говорил ей, чтобы писала как все: «Будешь как сыр в масле кататься». Но в ответ было лишь короткое: «Я так не могу». Так она и попала в «хренниковскую семерку» — своеобразный «черный список» неугодных композиторов. Позднее София Асгатовна скажет, что не обижалась на коллегу за гонения, потому что старалась не впускать в свою душу такое чувство, как обида. Более того, она признавалась, что прощает ему все неприятные сцены за один его большой поступок: Тихон Николаевич в свое время выбил двухкомнатную квартиру Сергею Разоренову, который тогда был старенький, болел и бедствовал, но едва получил комфортное жилье — выздоровел.

Может быть, в нежелании обижаться ни на кого и в умении видеть в каждом доброе и заключался секрет ее долгой творческой жизни и большого успеха? В 2022 году, когда Софии Асгатовне был 91 (!) год, ее в третий раз номинировали на одну из самых престижных музыкальных премий «Грэмми» за произведение «Гнев Божий» в категории «Лучшая современная классическая композиция». Но казалось, что никакие премии ей не были нужны. Главной ее наградой была возможность служить Музыке.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...