Срочные новости раздела
Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Эту выставку открыли в Международный день сна, который пришелся на Полнолуние. «Ускользающий сон» начинается с двух десятков подушек, которыми завешан весь коридор учебного заведения для дизайнеров. Наталья Скопина показывает изнанку сна – у ее подушки пуховые перья наружу. Другая – «Рваный сон» Виктории Мамоновой – подушка с дырками напоминает мягкую скульптуру Жоана Миро. Следующий «портал» в сны показывает ритм бессознательного – кардиограммой, вышитой черной нитью. Работа Алены Хажиновой поэтично называется «Сон на изломе».

Подушка второкурсницы Анны Снежко с землей внутри - «Рост», из нее пробиваются зеленые побеги. Она напоминает, что человек растет во сне: только в этом состоянии вырабатывается гормон роста — соматотропин. Рядом с ней подушка полностью из сушеной травы – огромный чайный пакетик «Неспящий Улун».

Такими студент Степан Горячев не дает себе провалиться в мир грез, когда готовится к экзаменам. Подушку Анастасии Буковой, из которой струится песок, автор живо комментирует: «Закрывая глаза, мы думаем, что время во сне идет очень медленно, но, отрывая их, понимаем, что оно «высыпалось». Ее подруга Дарья Варламова иллюстрирует способ быстрого засыпания: «Нужно представить, что ты смотришь затылком». Ее подушка светится как большая лампочка Ильича. По словам автора, это затылок, свет из которого символизирует «открывающийся во сне «третий глаз».

Все экспонаты, созданные студентами-дизайнерами 1-3 курсов, – часть партиципаторного проекта Марины Звягинцевой. Принцип «искусства участия» – вовлечённость в процесс создания произведения. В данном случае со-участниками стали 25 студентов, которым был предложен один и тот же материал для превращения его в арт-объект на сновидческую тему. А именно – подушка размером 45 на 45 см. Каждую идею студент иллюстрировал эскизом, который утверждали художница и ректор института дизайна Марина Волынкина. В коридорную тотальную инсталляцию вошли лучшие работы.

«Сон – не бессмыслица, а замаскированное осуществление желания. Согласно теории Фрейда, не осуществлённые желания вытесняются из области сознания и переходят в область бессознательного, где сохраняются», – считают психологи. «Подушечный эпиграф» продолжает живописный проект Марины Звягинцевой о сне в разных его фазах. Своего рода воротами в светлый зал служат вертикально стоящие железные кровати. По полупрозрачной ткани, застилающей койку вместо матраса, написаны названия глав сновидческого проекта – фаза засыпания, фаза медленного (глубокого) сна, фаза быстрого (легкого) сна. Это и названия разделов – и краткий экскурс в структуру сна, физиологически необходимого человеку. Вкупе с функцией «подзарядки» сон играет роль портала в пространство бессознательного.

Пробуждение материализовано в виде кровати, превращенной в гигантский будильник, и картины под названием «Рассвет». А засыпание иллюстрируют живописные работы Марины Звягинцевой в техники биотипии (живопись на воде) за 21 год – с 2004 по 2025 годы. Примерно тогда художница «просыпалась» – выходила за рамки плоскости в объемные инсталляции и за музейные стены с уличными проектами. В 2009-м Марина затеяла проект «Спальный район», который работал по тому же принципу, что и подушечный эксперимент. Она раздала 70 кроватей современным художникам, которые превратили их в арт-объекты, и выставила у забора на входе в парк Кузьминки – «Тележка супермаркета», «Многоэтажка», «Кровать-Мангал», «Кровать-Самолет»... «Спальный район» потом стал многосерийным, разросся в большое исследование спального вопроса с разных сторон. Но каждый раз – все оборачивается по Фрейду. Сон – всегда ребус, как и современное искусство, его нужно разгадывать.

Каждый холст выставки «Ускользающий сон» комментирует профессиональный психолог. Есть здесь работа, которая дала название проекту. «Ускользающий сон» символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти, несмотря на их эмоциональную насыщенность. Сон, наполненный энергией и символами, которые трудно выразить словами, часто оставляет в душе ощущение некой незавершённости, а также чувство утерянной важности», – комментирует изображение психолог Яна Галиева.

Картины похожи на магические шары, из которых выплывают образы. Слитые воедино сюрреалистичные головы на фоне средневекового замка – это картина «Сознание и подсознание». Сюжет с руками, обнимающими подушку, называется «Трудности засыпания». В полотне «Полнолуние» время утекает сквозь пальцы. «Ворох воспоминаний» вангоговскими волнами выплескивается из дорожной сумки, внутри которой едет оранжевый автомобиль. В финале вернисажа каждый может погрузиться в сон. Для этого на полу лежит гигантская подушка, с не менее гулливерской маской для сна. Венчает спальное место картина с наглядным примером – это автопортрет художницы, в нежных небесно-голубых и прозрачно-серых тонах.

«Сон меня будоражит давно. Подсознание разговаривает при помощи сна. Психологи просят вести дневник снов, у меня он живописный. Сон – это дверь в подсознание, а с помощью искусства можно расшифровывать сновидения, искусство – тоже проявленное подсознание», – считает Звягинцева. Проявление подсознания Марины написаны либо от бессонницы, либо становятся воспоминанием сна – но в том и другом случае это воспроизведение бессознательного образа. Любопытно, как сюжеты, вокруг которых «ходит» автор уже два десятка лет, спроецировались в работах молодых дизайнеров. Студенты не знали, что будет на самой выставке. Здесь сработало коллективное бессознательное. Так, Анастасия Чванова изобразила одиночество так же как и Марина – в виде рук, крепко обнимающих подушку, а вышивка гипнагонии (промежуточное состояние между бодрствованием и сном) Катерины Шмидт, где мысли обретают гротескные черно-фиолетовые очертания, вторят упомянутой картине «Ускользающий сон».  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...