Срочные новости раздела
В Театре Камбуровой спели оду Петербургу

В Театре Камбуровой спели оду Петербургу

Публика заходит в зал под торжественные звуки «Гимна великому городу» Рейнгольда Глиэра. И каждый, кто часто ездит из Питера в Москву на ночном поезде, узнает эту музыку с первых тактов, даже не зная, кто ее автор. Но все знают точно – это про Питер.

Зрительный зал выстроен по горизонтали: ряды тянутся вдоль длинного сценического подиума, поначалу закрытого от публики прозрачным занавесом. Он падает - открывается миниатюрная Нева и фасады домов на набережной. Публика смотрит на город, как бы с другого берега реки. В глубине расположился оркестр, который то закрывается от зрителей черными занавесками, то предстает во всей своей красе. И в этом читается определенная драматургическая идея. Верхний ярус сценического пространства – балконы домов, но уже в натуральную величину. Вот такая перепутанная перспектива, которая очень точно воспроизводит перепутанный мир человеческого воображения. 

Четыре актрисы – Елена Веремеенко (она же является автором идеи), Анна Комова, Виктория Тихомирова и Лейла Эгамова – это ангелы Петербурга. Они заботливо подготавливают город к наступлению утра. Украшают набережную. Следят за тем, чтобы в окнах зажигался свет, чтобы Нева не выходила из берегов. Они отвечают за ритм жизни Петербурга-Петрограда-Ленинграда, во всем соглашаясь с его историей, не противоборствуя ей, а лишь содействуя чудесам этого гения места.

И чудеса, надо сказать, на самом деле свершаются на глазах зрителей на протяжении всего спектакля. Нева течет и несет в своих водах все то, что мы связываем с культурой Петербурга: фонари, перо и чернильницу Пушкина, Нос майора Ковалева, топор Раскольникова, статую Медного всадника… Ангелы следят за тем, чтобы ничего не застревало, летело по невским водам, но при этом успевают петь прекрасное четырехголосие, в которое Олег Синкин превратил гениальную побочную партию первой части 5 симфонии Шостаковича.

А потом наступает время Петрограда. И в действие включается музыка другого автора – Владимира Дашкевича. Хор из его до сих пор не поставленной оперы «Двенадцать» по Блоку «Идут, идут, идут» - олицетворение «колыбели революции», которая уж точно никого не успокоила. Приходит новое время. Отныне Ленинград живет идеями коммунизма, и его ангелы вместе с ним: одетые в комбинезоны и красные косынки, они бодро украшают фасады крошечными алыми стягами и поют один из немногих песенных шлягеров Шостаковича «Нас утро встречает прохладой». И – как ответ на песню, текст которой написал Борис Корнилов, расстрелянный в 1938 году, наступает следующий эпизод. В исполнении Елены Камбуровой на высочайшем трагическом градусе звучит в записи композиция Владимира Дашкевича на текст Осипа Мандельштама «Ленинград». Однако это лишь начало трагедии – дальше война, рев самолетов, взрывы, блокада, ритм метронома. Трогательный до слез момент – когда ангелы бинтуют фасады домов, защищая их от ударов артиллерии и бомб. Конечно, все это происходит на фоне темы нашествия из Седьмой симфонии. И когда на инструментальное звучание накладываются стонущие голоса певиц, напряжение достигает высшей точки.

На изумленных глазах зрителей вода в реке застывает и покрывается льдом. Идет снег. А по дороге через сугробы движется машина. Она застревает в снежных сугробах, но замерзшие руки ангелов, освобождают лед от завалов, превращая его в дорогу жизни. Постепенно лед оттаивает, вода вновь начинает движение, но радости в этом мало: Нева окрашивается кровью, и по ней плывут гробы, саночки, человеческие тела, завернутые в простыни. Это очень страшно, если честно. И очень честно со стороны художников, рискующих погрузить зрителя в настоящую высокую трагедию.

Хочется, но нельзя поддаваться соблазну и подробно рассказывать о каждом трюке, придуманном Иваном Поповски и разработанном конструктором Константином Лебедевым. Скажу лишь о финале. Для образа сегодняшнего Питера был выбран бриг «Россия» под алыми парусами, который традиционно проплывает по Неве в период белых ночей на празднике выпускников. И, конечно, это попадание в «десятку». В этот момент звучит песня «Родина слышит» - экстатическое сочинение Шостаковича, которое в аранжировке Олега Синкина приобретает еще более молитвенное звучание. Вообще о работе Синкина в этом спектакле можно написать, как минимум, курсовую работу в консерватории. И начать надо с его собственной фуги на тему D ES C H – монограмма Шостаковича, которой композитор не раз «подписывал» свои сочинения.

В финале зал устроил настоящую овацию. И казалось, что и авторы, и участники спектакля, да и все зрители, могли бы присоединиться к словам Шостаковича, сказанным им о Петербурге-Петрограде-Ленинграде: «Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...