Срочные новости раздела
Луначарский оказался Ломоносовым своей эпохи

Луначарский оказался Ломоносовым своей эпохи

Проект ГМИРЛИ им. В.И. Даля, получивший название «Товарищ Наркомпрос!», становится первым за десятилетия выставочным «байопиком» о Луначарском. Благодаря геометрии здания на Зубовском бульваре, 15, жизнеописание первого наркома просвещения РСФСР можно смотреть в хронологическом порядке (от детских фотокарточек на входе до некрологов, опубликованных в прибалтийской прессе, — на выходе). Либо — зайти не в ту дверь и увидеть судьбу и деятельность Анатолия Васильевича в «обратной перемотке» — и это, кстати, крайне интересный вариант.

И здесь нужно пояснить, что глава Наркомпроса тогда — это как три министерских портфеля сегодня: министра культуры, министра просвещения и министра науки и высшего образования одновременно. И Луначарский — в силу энциклопедических знаний, множества созданных им литературных произведений и публицистики, огромного числа культурных инициатив всесоюзного масштаба и мощном влиянии на историю, внимания к живописи, музыке, литературе — оказывается Михаилом Ломоносовым своей эпохи. С ним как с равным разговаривали Ромен Ролан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Герберт Уэллс (в книге «Россия во мгле» раскритиковавший большевизм, но это другой вопрос).

Меньше всего хочется «пересказывать» выставку, но если кратко, то орфографическая реформа, то есть окончательное изгнание из русского алфавита «лишних» букв типа Ѣ, Ѳ и твердого знака в конце слов с закрытым слогом — это Луначарский. Ликвидация безграмотности — тоже он. А еще Луначарский — это приведение в порядок разграбленных дворянских усадеб и дворцов и создание на их базе великих музеев, восстановление театров — пусть в обслуживающем идеологию виде, но восстановление. Наконец, при нем было непродолжительное, но все же послабление в плане свободы творчества для художников, вылившееся в 1919 году в проведение Первой государственной свободной выставки произведений искусства в помещениях Дворца искусств (Зимнего дворца).

В условиях тотального отречения от старого мира Луначарский пытается сохранить такую «барскую» реалию, как производство фарфора, хотя из ненависти к Николаю II бывший Императорский завод могли запросто отменить или перепрофилировать — зачем пролетариям глазурированная посуда?

Наконец, несмотря на его участие в государственном богоборчестве, Луначарский определяет православную икону и фреску как предмет искусства, спасая хотя бы каноническую часть христианского наследия от современного Луначарскому и будущего уничтожения.

И вот какие экспонаты нужно увидеть обязательно, помимо агитплакатов, созданных Маяковским. На первом месте — мемориальный кабинет Луначарского с письменным столом, личными вещами и подлинными табличками: «А.В. Луначарский» и «Народный комиссар по просвещению дома по делам не принимает…»

На втором — снимок Луначарского в Таганской тюрьме и копии донесений на него (дореволюционных, конечно же).

На третьем — образцы газеты «Известия» от 1918 года. Сначала номер в старой орфографии, затем — в новой, но частично: основной текст — по-новому, а заголовки — еще с «ерами».

Остается заметить, что масштаб личности Луначарского признавали его современники — и я говорю не только о Маяковском, который наркома боготворил в коммунистическом смысле этого слова. Это как бы оценка изнутри, мнение единомышленников.

Но вот мы читаем некролог, опубликованный 28 декабря 1933 года в отнюдь не симпатизирующей Советам прибалтийской газете «Сегодня» (Рига): «С Луначарским сходит в могилу уже вымирающий тип русского революционного интеллигента. Он не принадлежал к старой большевистской гвардии, был скорее ее попутчиком, но теперь и при самодержце Сталине настоящие интеллигенты старой гвардии постепенно ликвидируются и исчезают из обращения».

В случае с Луначарским прямой ликвидации, конечно же, не было, но он впал в немилость и в итоге должен был отправиться «в почетную ссылку» в Испанию. Но полномочным представителем СССР Анатолий Васильевич так и не стал — по пути в Мадрид он умер от стенокардии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...