Срочные новости раздела
Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергей Прокофьев написал в 1936 году по инициативе Наталии Сац, чтобы в дальнейшем в ее же театре и поставить. Сказку на собственный текст композитор сочинил для того чтобы познакомить детей с тембрами оркестра. Произведение любят использовать преподаватели в детских музыкальных школах — тут Сергей Сергеевич действительно постарался, обеспечив прекрасный методический материал для младшеклассников.

По сюжету пионер Петя, Птичка, Утка и Кошка встречаются утром. Пернатые спорят о том, кто из них на самом деле является птицей, а Кошка пытается поймать хоть кого-то из них. К ним присоединяется ворчливый дедушка Пети, который предупреждает героев о том, что в лесу водится Волк, который тут же и появляется. Герои едва успели спрятаться от зубастого лесного хищника — все, кроме Утки. Но храбрый пионер хитростью ловит волка веревкой за хвост и всех спасает (кроме уже съеденной Утки, конечно). Рассуждение о том, как юному Пете удалось удерживать тяжеленного зверя — опустим, все же это сказка. Но отважный и находчивый пионер справился с хищником и удерживал его до тех пор, пока не появились Охотники. В финале все триумфально провожают Волка в зоопарк, и даже Утка подает голос, крякая из желудка Волка - он так торопился, что проглотил домашнюю птицу целиком.

Надо сказать, что-то не первая джазовая интерпретация прокофьевской сказки — здесь новаторской идеи нет. Но в джазе, как известно, нужно невероятно постараться, чтобы повториться, оттого и интересно. Стоит отдать должное смелости авторов интерпретации: не каждый дерзнет сделать обработку классики. Вспоминается знаменитый советский композитор Сергей Слонимский, который был мастером импровизации. Всякий раз, когда на творческих вечерах публика просила его сымпровизировать на тему Великих, он отвечал: «Ну что вы! Это же Гайдн!» (или Бах, или Моцарт, или….) и принципиально отказывался от предложенной темы. Однако здесь все отнеслись к оригиналу Прокофьева с пиететом и сохранили многие авторские решения, добавив лишь джазового драйва. «Интертрепации» не случилось.

Виктор Добронравов, чтец, перед началом представления попросил нас включить воображения, но в этом не было большой необходимости — его таланта перевоплощения, а также выразительности музыки хватило, чтобы воображение заработало само даже у тех, кто уже давно не верит в сказки.

У Прокофьева каждый персонаж связан с определенным тембром и мелодией — это своеобразное «пособие» по оркестровым тембрам. Здесь авторскую идею сохранили, но снова оджазили — это тоже пособие, но по тембрам джазового оркестра. У Прокофьева Петю изображала струнная группа, здесь же за него отвечала ритм-секция, фортепиано и соло электрогитары. Тембр Птички в обоих случаях изображает флейта. Прокофьевский гобой для Утки здесь заменили сопрано-саксофоном, на котором играл сам Игорь Бутман. За кошачью грацию отвечал альт-саксофон (у Прокофьева — кларнет). Баритон-саксофон озвучивал дедушку (вместо фагота), Волка — тромбон (а не валторны), Охотники — оркестровое tutti. 

Непросто определиться с любимым персонажем сказки, каждый обладал своей фишкой. Но больше всех сочувствия у публики вызвала гибель Утки и ее незавидная судьба в волчьем желудке. Трагический эпизод сказки сопровождался печальным соло электрогитары, что, кстати, тоже прозвучало здорово и не вызвало отторжения в сравнении с оригиналом Прокофьева. Еще один персонаж — дедушка. Оказывается, ворчание может быть очаровательным, что раскрылось благодаря, опять же, тембру.

Как бы к этой версии отнесся сам Сергей Сергеевич, утверждать не возьмемся (хотя сам композитор вряд ли подозревал, что многие отечественные джазмены будут вдохновляться именно его творчеством). А вот реакция публики была показательной. Во-первых, был полный зал взрослых слушателей, несмотря на то, что сказка детская. Хохотали от души и сочувствовали несчастной Уточке, но все неизменно на улыбке. Казалось, что поверили в эту историю. Во-вторых, сама за себя продолжительная овация, которая длилась без малого 5 минут и крики «Бис!», на что Игорь Бутман ответил: «Еще раз, сначала?»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...