Срочные новости раздела
Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Вообразить, какой клад таят в себе фонды такого гиганта, как Пушкинский музей, — непростая задача. Каждый раз здесь находят чем удивить своего зрителя. На выставке «Сокровищница графики» не обманули и действительно показали сокровища. Некоторые из них не видели свет почти сто лет!

Экспозиция условно делится на три части. В первом разделе ностальгируют по эпохе Николая Романова — нет, не императора, а одного из величайших отечественных ученых, который с 1923 по 1928 год возглавлял Музей изящных искусств (так раньше назывался Пушкинский). Свою деятельность он начал еще в Румянцевском музее, который на рубеже веков был одним из крупнейших просветительских учреждений империи. В его ведомстве там находились Картинная галерея и Гравюрный кабинет — главное графическое собрание Москвы. Когда в 1924-м Румянцевский расформировали, его коллекцию унаследовал Музей изящных искусств. Ныне это отдел графики ГМИИ. Заслуга Николая Романова, которой здесь по праву гордятся, — создание нового типа музея, где гармонично сочетаются историческое наследие художников с работами современных мастеров.

В этом разделе показывают гравюрные «хиты», которые полюбились публике во времена, когда выставочными проектами занимался Романов, — это были первые экспозиции графики в Москве. Прежде всего, конечно, Альбрехт Дюрер — на выставке представлена гравюра «Искушение лентяя (сон доктора)» и «Авраам и три ангела» Рембрандта Харменса ван Рейна — из названия и по сюжету угадывается Троица, но традиция изображения «Гостеприимства Авраама» у Дюрера совсем другая.

Были и другие любимцы зрителей, например «Прекрасный Нарцисс» Оноре Домье. «Гибель «Ганнибала» британского художника Фрэнка Уильяма Брэнгвина — одна из лучших гравюр художника и та работа, которую особенно отмечали современники Романова, увидевшие ее на выставке сто лет назад. «Ганнибал» — огромный военный корабль, метафора эпохи, символизирующая ее гибель. Знамение времени. Но не гравюрой единой: за историческую часть в этом разделе отвечают каталоги выставок, которые проходили век назад, и другие любопытные исторические документы, связанные с работой музея.

Мостиком между художниками ушедших эпох и теми, кто ближе к нам по времени, является творчество Анны Остроумовой-Лебедевой, которая любила отмечать, что родилась ровно 400 лет спустя после Дюрера и считала себя продолжательницей великих традиций гравюры. Творчество Остроумовой-Лебедевой и других ее отечественных коллег (Елизавета Кругликова, Вадим Фалилеев) открывает второй раздел экспозиции, где показывают наследие русских гравюристов, чьи произведения целенаправленно приобретались в коллекцию Гравюрного кабинета. Художникам начала XX столетия пришлось нелегко — уже была изобретена фотография, которая, как и искусственный интеллект сегодня, казалось, вытесняла изобразительное искусство с подмостков.

Третий раздел — работы британских мастеров. Они здесь неспроста — кульминацией профессиональной деятельности Николая Романова стал крупный обмен произведениями печатной графики между московскими и лондонскими музеями. Николай Ильич Романов тогда тесно сотрудничал с художником Фрэнком Брэнгвином, и в течение 1925 года Музею изящных искусств передали в дар более 600 произведений из Великобритании.

Не просто «сокровищница», а чудесный калейдоскоп, демонстрирующий разнообразие, которым может похвастаться искусство графики — такова эта экспозиция. Вопреки распространенному мнению, что в гравюрах не так много цвета, здесь перед нами яркая палитра не только красок, но и разнообразных сюжетов. Остановиться и рассмотреть стоит хотя бы работу Джона Эдгара Платта «Гигантский шаг», где проявляется интерес художника к жизни обычных людей. Пляж, резвятся дети (кстати, это семейство самого художника) — живость всего происходящего с одной стороны и фантасмагория — с другой. А по соседству — реалистичные, живые «Чибисы», «Выпь» и «Зимородок» — работы Аллена Уильяма Сиби.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...