Срочные новости раздела
Молодое поколение обнародовало манифест окраинной Москвы

Молодое поколение обнародовало манифест окраинной Москвы

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?

В группу застройщиков, как сообщается в театральной программке, вошли: прораб Кирилл Люкевич, он же режиссер, конструктор Настасья Федорова – драматург, адаптировавшая рассказы Аллы Горбуновой, архитекторы, то бишь сценографы и художники по костюмам, Мария Лукка и Александр Мохов. За городскую систему видеонаблюдения отвечал застройщик Антон Русаков, благодаря которому мы наблюдали за игрой в куклы на экране.  

В «инсталляционную интерактивную игру в город и горожан» с нами сыграл режиссер Кирилл Люкевич, лауреат «Золотой маски» и «Золотого софита», премии «Прорыв», специалист в области сайт-специфичного театра, а также главный режиссер и сооснователь «Самого маленького театра Блоха» в Санкт-Петербурге. У него завидный послужной список и слава экспериментатора.

Кирилл Люкевич ставил спектакли в Александринке, театре на Литейном, пермском Театре-Театре, да много где. И что интересно – был ассистентом режиссера у Андрея Могучего на «Холопах» в БДТ, одного из самых мощных спектаклей последнего времени.

Худо-бедно в «Практике» нам объяснили, что есть вещи, сделанные из вещества, а есть вещи, сделанные из ума, - ущи. Об этом написала в своем первом сборнике рассказов «Вещи и ущи» Алла Горбунова, выпускница философского факультета, лауреат премий Андрея Белого, «Дебют» и «НОС», поэт и писатель, чьи произведения переведены на 18 языков. Инсценировала ее рассказы драматург Настасья Федорова, выпускница Санкт-Петербургского института кино и телевидения, мастерской уникального театрального автора Натальи Скороход. В общем, список регалии «застройщиков» впечатляет - лучшие люди поколения. Что же у них получилось? 

Зрители заходят в зал, в центре которого установлен макет современного микрорайона где-то на окраине Москвы, современного и однообразного, в котором скучно жить. Сценографы Мария Лукка и Александр Мохов, ученики Эдуарда Кочергина («Золотая маска» и «Золотой софит»), имеющие опыт работы в разных странах, а на родине с Григорием Козловым, Петром Шерешевским, Юрием Бутусовым, Анатолием Правдиным, Явором Гырдевым, создали то лучшее, что есть в этом спектакле  - макет. 

Со времен рязановской «Иронии судьбы» мало что изменилось в градостроительстве. Подобные многоэтажки, копии которых мы видим, заполнили Москву и Петербург. Но тут они даже симпатичные, с загорающимися окнами, а рядом - дороги, трамвай, лихо мчащийся по рельсам. Все, как в детской игре, какой-нибудь игрушечной железной дороге. Макет можно рассматривать до тех пор, пока не появятся четыре актера.

Они займут свои места около него. Один из них извинится за то, что нам предстоит в основном созерцать его спину. И начнется понарошечная жизнь района Г. Вот и гадай, что означает его название.

Шёл N по улице, дошёл до перекрёстка… На следующий день вечером N опять вышел на улицу, дошёл до перекрёстка... На кого-то весенними вечерами нападал бред бытия… Такие они, герои Аллы Горбуновой. У каждого из них своя история. Дополняют их своими рассуждениями и воспоминаниями о собственной жизни участники спектакля. 

Одна из актриса вспоминает, где она раньше жила, пока не переехала в район получше. Все тут «дети окраин» с нестройной речью, памятью о прежней жизни в других городах. В руках у актеров пульт. Нажмешь кнопку – раздастся какой-нибудь звук, лай собаки, что угодно и на все случаи жизни.

Актеры постоянно снимают на камеру друг друга и краешком зрителей, макет, увеличивая его детали, игрушечные фигурки горожан во главе с той, что символизирует саму Анну Горбунову. Кто-то достает чипсы и ест. Повезет кому-то из зрителей – их тоже угостят. Все время что-то происходит и в тоже время ничего не происходит. Идет своим чередом вялотекущая жизнь. 

И проживают ее мужчина с велосипедом, женщина с сумкой, критик искусства N, который пишет в соцсетях всякую муть, удостаиваясь за нее не более сорока лайков и ни одного предложения работы. Еще есть Мишенька Наоборот, который делает все наоборот из вредности, некая Козбкина и просто Мужик, а также школьный учитель, некий Аркадий Львович и кот Барсик.

Отдельно значатся жители города, играющие жителей города - Саша Никитина, Ясмина Омерович, Александр Шадрин и Никита Юськов, с которым уже доводилось повстречаться на проселочной дороге в Ясной Поляне, где он участвовал в летнем действе по Толстому. Друг друга «жители города» называют своими реальными именами. Все они - симпатичные и молодые люди, а разговор почему-то не клеится. Какая-то пустота.  

Они говорят от лица героев Аллы Горбуновой, но и от первого лица, про свой опыт и мелкие проблемы из серии, как заплатить за квартиру. Поддерживать разговор с ними не хочется.

Зрители иногда отвечают на адресованные им вопросы: «Кто живет в Москве?», «Кто коренной москвич?» Интересно, что на дипломном спектакле в ГИТИСе юная актриса тоже обращается к залу, спрашивает, кто откуда приехал. Выясняется, что есть гости из Саратова и Беларуси, но эта информация ничего не добавляет.

Речь у героев района Г. странная, далеко не литературная. В слово «пунцовый» ударение делается на первый слог и получается что-то почти метафизическое.      

Кирилл Люкевич обосновывает выбор литературного материала так: «Тексты Аллы Горбуновой совмещают в себе иронию и нежность по отношению к людям, понимание нелепой и недолговечной красоты нашего мира. Её рассказы написаны современным языком и касаются проблем и переживаний, которые понятны каждому, этим они сразу цепляют. Сборник «Вещи и ущи» — это истории десятка разных персонажей, и нам хотелось дать голос каждому, наделить его собственной историей. Так родилась идея создать на сцене инсталляцию с крошечными фигурками: узнаваемый густонаселенный городок, в котором все живут вместе, но при этом каждый тотально одинок. Об этом одиночестве расскажут артисты: свидетели, авторы или проводники в миры маленьких людей».

Идея хороша, но вылилась в какую-то пустоту. Возможно, в этом и соль. Раз удалось так много сказать о поколении, фактически не сказав ничего.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...