Срочные новости раздела
«Нас не отменить»: композитор Демуцкий рассказал, как Россия делает русскую культуру мировой модой

«Нас не отменить»: композитор Демуцкий рассказал, как Россия делает русскую культуру мировой модой

Несмотря на непростые времена, он является представителем движения против отмены русской культуры, также как Курентзис, Гарифуллина, Луганский, оскароносцы Борисов, Эдельштейн и многие другие деятели искусств, несущие нашу культуру по всему миру.

Впереди мировые премьеры — симфония «Николь» в Большом зале консерватории им. П.И.Чайковского, балеты «Анна Каренина» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и «Евгений Онегин» в Сан-Франциско и Чикаго.

Он пишет как для традиционного театра, так и для независимых проектов, работает с кино, драматическим театром, создает симфонии и музыку на стыке жанров. Среди наиболее известных работ – «Чайка», «Герой нашего времени», «Оптимистическая трагедия», «Черный квадрат», «Анна Павлова», а также спектакль о Коко Шанель, созданный в сотрудничестве с Домом Chanel. Мы поговорили с маэстро о том, есть ли мода на звук, как она привязана ко времени и почему в России, а затем по нашему примеру во всем мире снова возникает интерес к дорогим сюжетным балетам, как России удается делать русскую культуру мировой модой.

— Илья, кто вы в современной музыке — композитор, рассказчик, собеседник времени?

— Всё вместе. По профессии я композитор, но композитор не существует вне времени. Музыка — это способ анализа. Мыслить вне времени невозможно: даже если я пишу партитуру на классический сюжет, я всё равно говорю о сегодняшнем дне. С помощью музыки можно анализировать из настоящего всё, что происходило в прошлом. У композитора есть для этого обширный арсенал выразительных средств — как стилевых, так и жанровых.

— Сегодня в балет возвращается сюжет. Почему, как вам кажется, это происходит?

— Это связано с хореографическими тенденциями и, наверное, с определённым «перевоспитанием» публики. В 1990-е годы доминировал тренд на одноактные, бессюжетные балеты. Сюжетный балет — сложнее и дороже. Финансовый вопрос здесь не последний, потому что бессюжетные балеты, конечно, дешевле: можно обойтись минимумом декораций или вообще без них, костюмы не требуют обновления и можно использовать уже написанную музыку любого жанра.

— Когда же возник новый интерес к сюжетному балету?

— Большой театр сыграл в этом роль, поставив балет «Герой нашего времени», к которому я написал музыку в 2015 году. Это масштабный, двухчасовой балет с декорациями, костюмами и сложным мультижанровым звучанием: с оперной певицей, с большим оркестром. История, которая всколыхнула театральный мир, по крайней мере в России. За рубежом к этому жанру обращаются нечасто: это дорого и требует особого мастерства как от хореографа, так и от композитора. Но нам удалось реализовать абсолютный шедевр Лермонтова. После этого интерес к полноформатным сюжетным балетам резко вырос. И в мире тоже. Композиторам стали заказывать музыку, оказалось, что есть живые авторы, способные писать для балета. А хореографам интереснее работать с современниками, в живом диалоге.

— Как строится работа над балетом? Вы сочиняете музыку в одиночку или в диалоге?

— Прежде чем писать музыку, мы с соавторами — хореографом и, если есть, с режиссёром — подробно обсуждаем идею: о чём балет, что он должен передать, в каком контексте существует, каково его общее решение. Мы прописываем всё до мельчайших деталей — вплоть до тайминга каждого номера. Я должен понимать длительность сцены, её драматургию, эмоциональную нагрузку. И только после этого сажусь за инструменты. Потом уже включается нечто потустороннее — вдохновение, которое накапливается из опыта, впечатлений, настроения. Сегодня ты написал одно, завтра — уже другое. Потом можешь пересмотреть, переосмыслить. Это процесс непредсказуемый. Но, конечно, музыка не может существовать без диалога с самим собой. В каждый звук, в каждую ноту композитор вкладывает своё «я».

— Что самое трудное в балетной музыке? Как вы справляетесь с тем, что музыку надо «увидеть»?

— Осознание того, что музыка воплотится в движении, наоборот, подстёгивает. Мне, наверное, проще её писать, потому что у меня богатое воображение. Я начинаю представлять хореографию, хотя хореографом не являюсь. Иногда даже двигаюсь под музыку, пытаясь почувствовать, как это может выглядеть. Моё мышление — визуальное. И хореограф затем отталкивается от той эмоции, которую я заложил в звуке.

— Бывает ли, что музыка диктует хореографии, как надо двигаться?

— В моей практике именно так всё и происходит: музыка задаёт акценты, диктует эмоции. При Чайковском могли заранее по тактам прорисовать схему движений. Сейчас всё иначе: хореографы отталкиваются от музыки, тембра, звучания. Они слышат и чувствуют, что и как должно быть. Хореограф не диктует мне оркестровку или форму — только ключевые моменты: эмоции и длительность номера. Всё остальное — моё внутреннее мироощущение. А когда потом видишь, как эмоция вдруг точно визуализируется в танце — это чудо.

— Где проходит граница между вами и хореографом?

— Всё начинается с личного контакта. Если не нашли общий язык — ничего не получится. Но если вы совпали, стали друзьями, тогда ваш балет, ваш «ребёнок», родится удачным. Я не вмешиваюсь в хореографию, но с удовольствием присутствую в репетиционном зале. И, соответственно, не люблю, когда мне диктуют, какие использовать инструменты.

— Как вы работали над спектаклем о Коко Шанель?

— Так же, как над любым другим балетом, только с большим акцентом на визуальной красоте и моде. Работа с исторической личностью требует вживания в эпоху. Я цитировал ту самую песенку, из которой родилось прозвище Коко. В оркестре был аккордеон — элемент французского звучания. Атмосфера шампанского, трагической любви, гламура — всё это важно. Но это не подиумная музыка. Это — портрет.

— У моды есть свой звук?

— Безусловно. Это чувственный, женский мир. Там есть и блеск, и одиночество. Судьба Шанель была драматичной, и это должно было звучать в музыке.

— Ваша музыка — драматичная, плотная, тревожная, но всегда эстетская. Это отражение мира или вашего ритма?

— Это моё композиторское мышление. Плотность, многослойность мне близки даже в камерных составах. В «Анне Павловой», например, всего шесть инструментов, но там насыщенная фактура. Это просто мой язык.

— Насколько музыка «Анны Павловой» была «музыкой времени»?

— Мы с режиссёром Феликсом Михайловым решили показать её историю через призму кинематографа Феллини — с гротеском, с игрой. Изучили биографию Павловой, её окружение: Чаплин, учителя, коллеги. Я обращался к немому кино, к жанровым отсылкам. Это не стилизация, но элементы эпохи есть. Музыка существует во времени и со временем.

— Может ли музыка изменить общество?

— Человека — да. Общество — не уверен. Но если музыка способна изменить угол зрения, обострить эмоции, показать новое — этого уже достаточно.

— Что бы вы хотели сделать, если бы не было ограничений?

— Переосмыслить жанр фильма-оперы. Не трансляция спектакля, а настоящий фильм, снятый как опера: с композитором, сценарием, оркестром — как цельный художественный проект. Этот жанр сейчас почти не существует.

— Помните, как впервые услышали свою музыку на сцене?

— Страха не было, только волнение — на первых читках в зале. Но с опытом это проходит. Я отпускаю музыку, и спустя годы могу смотреть спектакль как зритель. Я уже другой человек. А моя музыка – как ребёнок, который вырос и живёт своей жизнью.

— Бывало ли, что что-то шло не так?

— Серьёзных провалов не было. Но бывают моменты: например, в «Чайке» мы заказали огромный гонг, больше трёх метров. Он должен был звучать сольно, но на репетиции мы вдруг обнаружили, что в зале его не слышно. Оказалось, он был неправильно подвешен — трос глушил звук. Всё переделали, и он наконец зазвучал как надо.

— А наоборот? Когда музыка, например, вызвала бы слёзы?

— Чтобы прямо заплакали — не припомню. Но артисты балета должны влюбиться в музыку. Они часто впервые слышат её целиком только накануне премьеры. Процесс балета — это сборка из фрагментов, и полная картина появляется не сразу. Но когда танцовщики начинают слышать её по-настоящему — они восхищаются, благодарят: это особенное чувство.

— Какую музыку вы мечтаете написать по силе восприятия?

— У меня уже достаточно эмоциональной музыки. Я не стремлюсь вызывать определённую реакцию. Музыка может быть разной — и спокойной, и бурной. Главное — драматургия. Кто-то чувствует её глубоко, кого-то она раздражает. И это прекрасно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...