Срочные новости раздела
Нидерландский режиссер Йос Стеллинг снимал Алтай в Восточной Германии

Нидерландский режиссер Йос Стеллинг снимал Алтай в Восточной Германии

Свой дебютный фильм «Марикен из Неймегена» Стеллинг представлял в 1975 году на Каннском кинофестивале. Спустя полвека он объявил о завершении карьеры «Танцем Наташи». В интервью нидерландский классик сказал, что прожил фантастическую жизнь, но пришла пора уступить дорогу молодым, а самому взяться за написание книги. Последний фильм назвал очень личным по мироощущению, хотя биографических совпадений нет. А главный герой Даантье — это тот ребенок, который живет в его собственной душе.

Премьера состоялась в родном городе режиссера Утрехте, где он до сих пор живет. Осенью Стеллинг представил свой фильм в основном конкурсе кинофестиваля «Темные ночи» в Таллине. Жюри отметило операторскую работу Гурта Хилтая, снявшего многие картины со Стеллингом.

В Нидерландах «Танец Наташи» идет только в пяти кинотеатрах — в Амстердаме, Утрехте и Гааге. В уютном гаагском кинозале с разноцветными бархатными диванами и креслами на единственном вечернем сеансе было 11 зрителей. В 2016 году на фестивале архивного кино в Белых Столбах довелось познакомиться с сыном режиссера Жефом Стеллингом, руководившим тогда двумя артхаусными кинотеатрами в Утрехте. Он рассказал, что зрители приходят к ним не просто посмотреть кино, но и пообщаться, послушать лекции, поужинать, выпить бокал вина. В гаагском кинотеатре атмосфера такая же.

К «Танцу Наташи» Стеллинг подступался восемь лет. Съемки совпали с пандемией, поэтому Алтай снимали в Восточной Германии, в Веймаре, связанном с Гете, Шиллером, Бахом. Для чувствительного режиссера это существенно. Сцены в поезде снимали в старинном вагоне в железнодорожном музее Лейпцига. На российский поезд он совсем не похож. Европейцы подмены не замечают, хотя пейзажи выглядят забавно, на алтайские совсем не тянут. На вопрос, почему фильм черно-белый, Стеллинг ответил, что в завершение своей карьеры хотел бы снять простое кино, насколько это возможно, а цвет отвлекает.

В 2002 году вышла книга «Танец Наташи: культурная история России» британского историка Орландо Файджеса, где исследуется культурная среда и быт страны, начиная с основания Санкт-Петербурга, когда Петр I прорубил окно в Европу, и вплоть до советских времен. Начинается этот труд с описания крестьянского танца в исполнении Наташи Ростовой в романе «Война и мир». Стеллинг с этим исследованием знаком. А имя героини в его картине появилось благодаря героине Толстого. Стеллинга впечатлила история декабриста Фонвизина и последовавшей за ним в сибирскую ссылку жены Натальи. Ее изображение он позднее увидел в Пушкинском музее. Еще не знал, как выглядела эта женщина, он выбрал актрису Анастасию Вайнмар, оказавшуюся на нее похожей. При этом Стеллинг говорит, что она напоминает ему итальянскую актрису Анну Маньяни.

Анастасия Вайнмар — выпускница Ленинградского театрального института (ЛГИТМиКа), ученица легендарного педагога Вениамина Фильштинского. Родилась в Ленинграде, но большую часть взрослой жизни прожила в Берлине.

Фильм состоит из двух очень разных частей. В первой — подробное и по-бергмановски красивое бытописание, связанное с детством главного героя. Вторая часть — нечто сумбурное, где впервые и появляется Наташа. Это история странных взаимоотношений молодого и рано потерявшего мать голландца (его сыграл нидерландский актер Виллем Вогд) и русской женщины, которую оставил состоятельный муж ради новой пассии. Любопытно, что в «Девушке и смерти» Стеллинг рассказал историю любви русского юноши и голландской девушки. В общем, вновь встретились два одиночества. Вместе они едут в Рубцовск, где жила бабушка Наташи. Теперь остался только ее затянутый паутиной дом.

В лесу герои встретят самого странного персонажа — Игоря — вертлявого деревенского мужичка с мешком за плечами, напоминающего лешего. Его сыграл бельгийский актер и композитор Ян Бижвоит. Он говорит на ломаном русском языке, как и проводницы в поезде. Попутчик Наташи — европейского вида господин, читающий поэмы Пушкина, что не помешает ему прихватить ее сумку с документами. В «Девушке и смерти» героиня Светличной передает томик Пушкина по просьбе одной девушки ее постаревшему возлюбленному.

Наташа читает стихи Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...», слушает песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, сама поет: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей...» Даниил, как она называет Даантье, повторяет за ней русские слова. Он с признаками аутизма. С детства присутствие мальчика приводило к катастрофам. Его мать погибла в автомобильной аварии вместе с ухажером, сидевшим за рулем. Он обернулся на ребенка, и произошла трагедия. Два тела — матери и ее любовника — лежат на столе под белой простыней. Видны только ступни и головы. Так ребенок остался сиротой. Он не снимал вязаную шапку, молча сносил насмешки и побои одноклассников. Мама рассказала ему о юной балерине, живущей где-то далеко. Даантье вырос и встретил Наташу. В детстве она тоже занималась балетом.

Даантье, как тень, следует за ней, представляется ее сыном. Он чем-то напоминает Душку в исполнении Сергея Маковецкого, прообразом которого стал российский кинокритик Юрий Коненко. Стеллинг познакомился с ним в Петербурге. Они ходили в какие-то тоннели в тридцатиградусный мороз. Стеллинг хотел его снимать в кино. В «Танце Наташи» тоже много необъяснимого, что и привлекает Стеллинга в России, и эта странность теперь навеки зафиксирована в его последней картине.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...