Срочные новости раздела
Выставку Александра Константинова открыли в Новой Третьяковке

Выставку Александра Константинова открыли в Новой Третьяковке

По образованию Александр Константинов был математиком. В юности подумывал пойти в архитектурный, но выбрал точные науки: теоретические исследования позволяли не бежать сломя голову каждый день на работу. Константинов не любил суеты, был педантом в жизни и творчестве. Он — исследователь-фундаменталист, как в математике, так и в искусстве, которым увлекался с детства, а в 1980-х занялся профессионально. Поначалу параллельно с работой на кафедре прикладной математики Московского университета электроники и математики посещал разные художественные студии. А в 1987-м примкнул к объединению «Эрмитаж», куда входили Илья Кабаков, Эрик Булатов, Игорь Шелковский, Эрнст Неизвестный и Оскар Рабин. Позже из «Эрмитажа» вырос Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), который надолго стал законодателем в отечественном актуальном искусстве. В это бурное перестроечное время Константинов нашел свой стиль, который описывают как «поэзию ошибки». Он использовал миллиметровку и канцелярские формуляры, делая акцент на погрешностях, пятнах, случайных отпечатках пальцев, из которых складывал свои визуальные «стихи». Спустя годы тонкая графика масштабировалась до архитектуры и гигантских инсталляций, которыми он покрывал фасады и выстраивал из них музейные пространства. Но любая тотальность всегда начиналась у него с линии. Ими наполнена и его выставка в Новой Третьяковке, которую трепетно и тщательно готовила его вдова Наталья и друзья-архитекторы — Евгений Асс и Юрий Аввакумов.

Выставка начинается с рамы. Зайдя в подвальное пространство Западного крыла ГТГ, взгляд скользит сквозь серую пустоту, опоясанную красным квадратом с белыми вставками. Такой эпиграф напоминает: Александр Константинов — продолжатель традиций русского авангарда. В 1994 году в Австрии состоялась его выставка «Прямая и обратная перспектива русского минимализма. 1924 Любовь Попова — 1994 Александр Константинов». Проект строился на сопоставлении орнаментов амазонки русского авангарда и «разлиновок» художника-математика. Автор вступительной каталожной статьи искусствовед Дмитрий Сарабьянов тогда писал, что художник «ведет поиск новых интерпретаций пространства, плоскости, фактуры» и «соединяет визуальное и тактильное». Эту тактильную фактурность легко почувствовать на нынешней выставке.

В центре экспозиции — деревянные блоки-инсталляции с мягкими металлическими вкраплениями, которые то струятся крест-накрест, то, словно камушки на бурной реке, выступают на боковинах, образуя разные орнаменты. Есть доски, отшлифованные до состояния мягкой губки, есть — изрезанные логичными линиями, есть — окутанные полосками жести. Вокруг — работы на бумаге, исчерченные линейной геометрией. И в каждой, если присмотреться, есть отступ от общей системы — та самая «поэзия ошибки».

Одна из самых масштабных работ называется «Линейка». Это длинная полоска, где на черной миллиметровке начертана белая шкала, которая, словно линия сердцебиения, время от времени делает скачок вверх, а потом возвращается к норме. Разные линейные построения складываются на стенах в масштабные инсталляции, они подсвечиваются изнутри, благодаря чему превращаются в чистую идею. Есть работы, сложенные из прозрачных листов и опять же с разлиновкой, но они не плоские, а объемные. Тут из простой геометрии на листе вырастает архитектурная форма.

Есть инсталляция метра два в высоту в виде «штрихованного» дерева. Такие деревья, напоминающие облачные наваждения, Константинов чертил еще на заре 1980-х. Ранние пейзажи-вышивки можно найти на одной из стен. Позже, в 2010-х, они выросли в масштабные инсталляции, одну из которых в прошлом году установили в парке Малевича. А несколькими годами ранее, в 2006-м, целый лес синих графических деревьев Константинов «вырастил» в Люксембурге. Автор назвал его «блуждающим». Немало крупномасштабных архитектурных проектов он успел осуществить в последние 15 лет жизни — во Франции, Австрии, Швейцарии, США, Японии. Константинов говорил: «Архитектура — это область, для которой формальная логика, четкость построений, разработка ритмов, как в музыке, являются родовыми признаками». Эти математическая четкость и музыкальная ритмичность свойственны авторскому стилю мастера, но главное его обаяние как раз в погрешностях, в отступах от системы, в блуждающей семиотике. В нелинейных случайностях (которым, кстати, была посвящена его научная работа математика) тоже есть своя система, но еще больше в них — человеческой внесистемности.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Тот закон, который у нас есть, нужно максимально приводить в соответствие с указом президента и в соответствие с требованиями времени. Поэтому создаем рабочую группу», - заявила Ямпольская, обозначив
подробнее...

На звание «Лучший фильм» в этом году претендовали пять картин: победивший в итоге «Снегирь», «1993» Александра Велединского, «Вызов» Клима Шипенко, «По щучьему велению» Александра Войтинского,
подробнее...

Пьеса, написанная в 2002 году, до российской сцены добралась через пять лет - и пионером здесь выступил РАМТ. Зато для театра спектакль стал фирменной «визитной карточкой» на целое десятилетие, с 7
подробнее...

Именно десять  лет назад эта премия родилась  как ответ  на то, что театральная книга стала уходить на второй план,  что означало одно  - следующим поколениям, интересующимся историей театра,
подробнее...

По ученику всегда видно его мастера. Во всяком случае, если не знать имя режиссера, то по первой же мизансцене этого спектакля можно безошибочно угадать — «В Москве» ставил ученик Петра Фоменко.
подробнее...

Петербург помнит свою историю. К 80-летию снятия блокады на улицах боялись флаги и плакаты, напоминающие о тех девятистах днях, что Ленинград был в оккупации, был городом-признаком – на грани жизни и
подробнее...

Помимо двух актов «Ночи игуаны» был и третий — стихийный, по окончании спектакля, когда сердобольные зрительницы, долго ждавшие своего часа, начали выносить дары — зефир, конфеты, собственную стряпню.
подробнее...

Тома Селиванова сняла драматическое роуд-муви, участниками которого стали кинорежиссер Дина  и немецкий музыкант Йохан.  Они едут по  местам, где в годы сталинских репрессий находились лагеря.
подробнее...

«Шубин Александр Игоревич. 15.01.1996 — 06.05.2023. С октября 2014 г. участник СВО. Погиб 6 мая 2023 г. в результате теракта», — гласит текст, однако слово «теракт» написано с двумя «р», на что сразу
подробнее...

Андрей Васнецов хорошо известен в профессиональной среде. Участник Великой Отечественной, лауреат всех мыслимых госпремий, монументалист. На художника он учился уже после войны (на момент ее начала
подробнее...

— Известный факт: Высоцкий приезжал в Казахстан. Когда это случилось?— Владимир Семенович был в республике три раза. Первый — в январе и феврале 1963 года, на съемках художественного фильма «Штрафной
подробнее...

Одной из главных интриг каждого сезона всегда были названия масок, под которыми скрываются звезды музыки, кино, телевидения, спорта и интернет-пространства. И именно этот секрет создатели шоу на днях
подробнее...

— Татьяна Тимофеевна, давайте начнем с общего вопроса, что вообще такое антиутопия?— В утопии показывается мир лучший, чем тот, в котором живет нынешний читатель, где решены все конфликты и проблемы,
подробнее...

После смерти Густава Климта семья еврейских промышленников, заказавших портрет, забрала работу из мастерской. В 1925 году полотно показывалось в венской галерее. Сохранилось черно-белое фото с
подробнее...

Первое последствие законотворчества — большое переименование работ в мадридском Прадо. Корректировке подвергнут работы Франциско Гойи и Диего Веласкеса. Например, в коллекции Прадо есть работа Гойи,
подробнее...

На входе в павильон нас встречает виновник торжества, опирающийся на тоненькую трость. В сенях долго стоять не приходится, перед гостями выбор: в какой зал войти сначала. Четкого маршрута здесь нет –
подробнее...

На выставке Вэйвэя представлено 120 знаковых работ разных лет: живопись, LEGO, скульптура, инсталляции, фотографии, видео-арт. Все строится на рефлексии, осколках прошлой жизни, воспоминаниях детства,
подробнее...

1. Платье из бинтовК началу блокады в Ленинграде осталось около трехсот тысяч детей дошкольного возраста, несмотря на то что первыми эвакуировали именно малышей. У родителей почти не было возможности
подробнее...