Срочные новости раздела
На выставке художница Арутюнова рисовала вечную зиму и выход из нее

На выставке художница Арутюнова рисовала вечную зиму и выход из нее

Согласно славянской мифологии мир делится натрое — явь, правь и навь. Явь — мир земной, видимый, понятный, живой. Это мир людей — явный. Правь — мир возвышенный, где живут светлые боги. Своего рода рай. А навь — мир подземный, обитель темных божеств. Это альтернативная вселенная, что живет по другим законам. Именно такой мир изобразила в своей серии Полина Арутюнова — выпускница отделения истории искусства МГУ и Института современного искусства Иосифа Бакштейна. В своей художественной практике она изучает темы дистопии и экологического сознания. В новом проекте художница изобразила как раз пугающую антиутопию в завораживающем и страшном пейзаже. Мы оказываемся в мире, где наступила бесконечно-вечная зима, похожая на ту, что описывают в своей известной трилогии Владимир Сорокин или Татьяна Толстая в романе «Кысь». Перед нами некое изменение, где, кажется, вовсе нет жизни.

— В контексте славянской мифологии навь так же реальна, как и мир живых — явь. Время от времени эти миры пересекаются, — рассказывает Полина. — Вместе с тем явь — зазеркалье, затерянный волшебный мир, наполненный смыслами и символами. Своим проектом я показываю связь между внутренним и внешним. Не всё видно человеческому глазу. Мне хотелось передать хрупкость и силу жизни, ее бесконечный цикл. И несмотря на то что мир под ледяной коркой кажется мертвым, конец — это всегда начало.

Символом начала становится прорубь в виде христианского креста, изображенная на одной из картин. Кажется, что над ней завис сам Космос: небо над ледяной пустыней с темным «порталом» — беспросветно черное. Ощущение, что ты на пороге бездны. И все-таки этот крест символизирует выход из утопического мрака, проем из мира вечной мерзлоты в другое изменение, несомненно, более светлое. Тот же посыл — в трещинах, которые прорезают картины вечной мерзлоты.

Для автора концепция «Навь» не носит исключительно языческо-мифологический характер. В написанных очень реалистично пейзажах угадывается великая русская зима, которую мы можем видеть из окна и в которой тоже много поэтики и образности. Невидимой глазу. Соединяя привычное-видимое, славянский фольклор и библейский контекст, Полина Арутюнова напоминает, что действительность многослойна и содержит много культурных и умозрительных кодов. Словом, получилась мрачная метафора о прошлом, настоящем и будущем. И все же в ней, как и в сердце любого человека, есть место надежде.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Тот закон, который у нас есть, нужно максимально приводить в соответствие с указом президента и в соответствие с требованиями времени. Поэтому создаем рабочую группу», - заявила Ямпольская, обозначив
подробнее...

На звание «Лучший фильм» в этом году претендовали пять картин: победивший в итоге «Снегирь», «1993» Александра Велединского, «Вызов» Клима Шипенко, «По щучьему велению» Александра Войтинского,
подробнее...

Пьеса, написанная в 2002 году, до российской сцены добралась через пять лет - и пионером здесь выступил РАМТ. Зато для театра спектакль стал фирменной «визитной карточкой» на целое десятилетие, с 7
подробнее...

Именно десять  лет назад эта премия родилась  как ответ  на то, что театральная книга стала уходить на второй план,  что означало одно  - следующим поколениям, интересующимся историей театра,
подробнее...

По ученику всегда видно его мастера. Во всяком случае, если не знать имя режиссера, то по первой же мизансцене этого спектакля можно безошибочно угадать — «В Москве» ставил ученик Петра Фоменко.
подробнее...

Петербург помнит свою историю. К 80-летию снятия блокады на улицах боялись флаги и плакаты, напоминающие о тех девятистах днях, что Ленинград был в оккупации, был городом-признаком – на грани жизни и
подробнее...

Помимо двух актов «Ночи игуаны» был и третий — стихийный, по окончании спектакля, когда сердобольные зрительницы, долго ждавшие своего часа, начали выносить дары — зефир, конфеты, собственную стряпню.
подробнее...

Тома Селиванова сняла драматическое роуд-муви, участниками которого стали кинорежиссер Дина  и немецкий музыкант Йохан.  Они едут по  местам, где в годы сталинских репрессий находились лагеря.
подробнее...

«Шубин Александр Игоревич. 15.01.1996 — 06.05.2023. С октября 2014 г. участник СВО. Погиб 6 мая 2023 г. в результате теракта», — гласит текст, однако слово «теракт» написано с двумя «р», на что сразу
подробнее...

Андрей Васнецов хорошо известен в профессиональной среде. Участник Великой Отечественной, лауреат всех мыслимых госпремий, монументалист. На художника он учился уже после войны (на момент ее начала
подробнее...

— Известный факт: Высоцкий приезжал в Казахстан. Когда это случилось?— Владимир Семенович был в республике три раза. Первый — в январе и феврале 1963 года, на съемках художественного фильма «Штрафной
подробнее...

Одной из главных интриг каждого сезона всегда были названия масок, под которыми скрываются звезды музыки, кино, телевидения, спорта и интернет-пространства. И именно этот секрет создатели шоу на днях
подробнее...

— Татьяна Тимофеевна, давайте начнем с общего вопроса, что вообще такое антиутопия?— В утопии показывается мир лучший, чем тот, в котором живет нынешний читатель, где решены все конфликты и проблемы,
подробнее...

После смерти Густава Климта семья еврейских промышленников, заказавших портрет, забрала работу из мастерской. В 1925 году полотно показывалось в венской галерее. Сохранилось черно-белое фото с
подробнее...

Первое последствие законотворчества — большое переименование работ в мадридском Прадо. Корректировке подвергнут работы Франциско Гойи и Диего Веласкеса. Например, в коллекции Прадо есть работа Гойи,
подробнее...

На входе в павильон нас встречает виновник торжества, опирающийся на тоненькую трость. В сенях долго стоять не приходится, перед гостями выбор: в какой зал войти сначала. Четкого маршрута здесь нет –
подробнее...

На выставке Вэйвэя представлено 120 знаковых работ разных лет: живопись, LEGO, скульптура, инсталляции, фотографии, видео-арт. Все строится на рефлексии, осколках прошлой жизни, воспоминаниях детства,
подробнее...

1. Платье из бинтовК началу блокады в Ленинграде осталось около трехсот тысяч детей дошкольного возраста, несмотря на то что первыми эвакуировали именно малышей. У родителей почти не было возможности
подробнее...