Срочные новости раздела
Женщин-композиторов реабилитировали в Доме музыки

Женщин-композиторов реабилитировали в Доме музыки

Театральный зал Дома музыки был заполнен до отказа. И это лишний раз подтверждает: интерес к современной академической музыке существует, а это значит, что творчество современных композиторов востребовано. В зале было много профессиональных музыкантов, которых ждали настоящие открытия. Две оперы Татьяны Чудовой - «Сон Татьяны», мини-моноопера по А.С.Пушкину, и «Русские женщины», композиция, посвященная подвигу жен декабристов, прозвучали на театральной сцене впервые.

Татьяна Чудова истинно русский композитор. Ученица Тихона Хренникова, она через несколько преподавательских «рукопожатий» приняла эстафету от великого Н.А.Римского-Корсакова. Татьяна Алексеевна была единственным профессором-женщиной, преподававшей композицию в Московской консерватории. И этот факт вполне очевидно иллюстрирует статус женской доли в профессиональной композиторской среде.

Один юный музыкант женского пола (забавно, что в русском языке даже не существует общепринятого феминитива для слов «музыкант» или «композитор» в отличие от «поэта», «художника» или «писателя»), занимающийся композицией, задал мне вопрос: почему среди немалого числа композиторов известны только три женщины: Губайдулина, Уствольская и Пахмутова? Именно на этот вопрос отвечает фестиваль «Приглушенные голоса»: нет, их не три. Их гораздо больше, они талантливы, оригинальны, изобретательны, их музыка заслуживает внимания, публичного исполнения и признания.

Прекрасные исполнители приняли участие в спектаклях, поставленных режиссером Елизаветой Корнеевой, которая, кстати, в свое время стала лауреатом специальной премии «Московского комсомольца» на конкурсе молодых режиссеров «Нано-опера». Меццо-сопрано Александра Ковалевич создала трепетный многогранный образ Татьяны Лариной в крошечной мини-опере «Сон Татьяны». Хореографическое обрамление Виктории Михайлец придало композиции завершенность и театральность. В «Русских женщинах» блистательно работали контральто Ольга Надеждина и сопрано Юлия Петрачук, которая является также одним из инициаторов и организаторов этого необыкновенного фестиваля.

И если творчество Татьяны Чудовой все-таки более или менее знакомо любителям современной музыки, то музыка, прозвучавшая во втором отделении, оказалась совершеннейшим открытием даже для профессионалов. Этим открытием стала американская композитор Эми Мерси Бич и ее опера «Кабильдо», написанная в 30-е годы ХХ века.

Камерная одноактная опера посвящена важной странице в истории Америки, относящейся к битве за Новый Орлеан в 1814 году, которая вряд ли что-то значит для российского зрителя. Впрочем, надо признаться, что и для Эми Бич историческая тема не более чем костюмный контекст. История в опере абсолютно лирическая: в центре сюжета — легендарный пират Пьер Лафит, который при таинственных обстоятельствах выходит из страшнейшей тюрьмы под названием «Кабильдо». По версии Эми Бич, пирата выпустил призрак его прекрасной возлюбленной, которая и после смерти продолжает любить красавца флибустьера. По форме спектакль представляет собой нечто среднее между мюзиклом и оперой, что неудивительно — на Бродвее в это время уже идут выдающиеся хиты Хаммерштайна и Гершвина. Однако Эми Бич находит разнообразные краски именно академического оперного стиля: с великолепной вокальной кантиленой, сквозным развитием, красивейшими гармониями и изящным инструментальным решением. Роль оркестра играет фортепианное трио: рояль (Карина Погосбекова), скрипка (Василиса Хаддад) и виолончель (Галина Мальян), — которого вполне хватает на создание выразительных фактурных эффектов.

Карину Погосбекову надо выделить особо — она не только исполняет партию фортепиано во всех трех спектаклях, но и выступает в роли музыкального руководителя всего фестиваля.

Вокальный состав «Кабильдо» — ансамбль высочайшего класса. Станислав Ли (Пьер), Ольга Селиверстова (Валери), Полина Шароварова (Мери), Илья Хардиков (Том), Давид Саникидзе (Доменик). Замечательно существует в стилистике оперы-мюзикла Денис Седов, который виртуозно переходит от разговорной речи к вокализации. Нельзя не отметить и отличный английский всех исполнителей: опера, как положено, звучит на языке оригинала.

Фестиваль продлится несколько месяцев, спектакли будут проходить в разных городах России. За это время зрители смогут услышать и увидеть еще семь интереснейших опер, написанных женщинами-композиторами в разные времена, в разных странах и разных стилях. И хочется верить, что фестивальными показами эти сочинения не ограничатся.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...