Срочные новости раздела
Женщин-композиторов реабилитировали в Доме музыки

Женщин-композиторов реабилитировали в Доме музыки

Театральный зал Дома музыки был заполнен до отказа. И это лишний раз подтверждает: интерес к современной академической музыке существует, а это значит, что творчество современных композиторов востребовано. В зале было много профессиональных музыкантов, которых ждали настоящие открытия. Две оперы Татьяны Чудовой - «Сон Татьяны», мини-моноопера по А.С.Пушкину, и «Русские женщины», композиция, посвященная подвигу жен декабристов, прозвучали на театральной сцене впервые.

Татьяна Чудова истинно русский композитор. Ученица Тихона Хренникова, она через несколько преподавательских «рукопожатий» приняла эстафету от великого Н.А.Римского-Корсакова. Татьяна Алексеевна была единственным профессором-женщиной, преподававшей композицию в Московской консерватории. И этот факт вполне очевидно иллюстрирует статус женской доли в профессиональной композиторской среде.

Один юный музыкант женского пола (забавно, что в русском языке даже не существует общепринятого феминитива для слов «музыкант» или «композитор» в отличие от «поэта», «художника» или «писателя»), занимающийся композицией, задал мне вопрос: почему среди немалого числа композиторов известны только три женщины: Губайдулина, Уствольская и Пахмутова? Именно на этот вопрос отвечает фестиваль «Приглушенные голоса»: нет, их не три. Их гораздо больше, они талантливы, оригинальны, изобретательны, их музыка заслуживает внимания, публичного исполнения и признания.

Прекрасные исполнители приняли участие в спектаклях, поставленных режиссером Елизаветой Корнеевой, которая, кстати, в свое время стала лауреатом специальной премии «Московского комсомольца» на конкурсе молодых режиссеров «Нано-опера». Меццо-сопрано Александра Ковалевич создала трепетный многогранный образ Татьяны Лариной в крошечной мини-опере «Сон Татьяны». Хореографическое обрамление Виктории Михайлец придало композиции завершенность и театральность. В «Русских женщинах» блистательно работали контральто Ольга Надеждина и сопрано Юлия Петрачук, которая является также одним из инициаторов и организаторов этого необыкновенного фестиваля.

И если творчество Татьяны Чудовой все-таки более или менее знакомо любителям современной музыки, то музыка, прозвучавшая во втором отделении, оказалась совершеннейшим открытием даже для профессионалов. Этим открытием стала американская композитор Эми Мерси Бич и ее опера «Кабильдо», написанная в 30-е годы ХХ века.

Камерная одноактная опера посвящена важной странице в истории Америки, относящейся к битве за Новый Орлеан в 1814 году, которая вряд ли что-то значит для российского зрителя. Впрочем, надо признаться, что и для Эми Бич историческая тема не более чем костюмный контекст. История в опере абсолютно лирическая: в центре сюжета — легендарный пират Пьер Лафит, который при таинственных обстоятельствах выходит из страшнейшей тюрьмы под названием «Кабильдо». По версии Эми Бич, пирата выпустил призрак его прекрасной возлюбленной, которая и после смерти продолжает любить красавца флибустьера. По форме спектакль представляет собой нечто среднее между мюзиклом и оперой, что неудивительно — на Бродвее в это время уже идут выдающиеся хиты Хаммерштайна и Гершвина. Однако Эми Бич находит разнообразные краски именно академического оперного стиля: с великолепной вокальной кантиленой, сквозным развитием, красивейшими гармониями и изящным инструментальным решением. Роль оркестра играет фортепианное трио: рояль (Карина Погосбекова), скрипка (Василиса Хаддад) и виолончель (Галина Мальян), — которого вполне хватает на создание выразительных фактурных эффектов.

Карину Погосбекову надо выделить особо — она не только исполняет партию фортепиано во всех трех спектаклях, но и выступает в роли музыкального руководителя всего фестиваля.

Вокальный состав «Кабильдо» — ансамбль высочайшего класса. Станислав Ли (Пьер), Ольга Селиверстова (Валери), Полина Шароварова (Мери), Илья Хардиков (Том), Давид Саникидзе (Доменик). Замечательно существует в стилистике оперы-мюзикла Денис Седов, который виртуозно переходит от разговорной речи к вокализации. Нельзя не отметить и отличный английский всех исполнителей: опера, как положено, звучит на языке оригинала.

Фестиваль продлится несколько месяцев, спектакли будут проходить в разных городах России. За это время зрители смогут услышать и увидеть еще семь интереснейших опер, написанных женщинами-композиторами в разные времена, в разных странах и разных стилях. И хочется верить, что фестивальными показами эти сочинения не ограничатся.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«Тот закон, который у нас есть, нужно максимально приводить в соответствие с указом президента и в соответствие с требованиями времени. Поэтому создаем рабочую группу», - заявила Ямпольская, обозначив
подробнее...

На звание «Лучший фильм» в этом году претендовали пять картин: победивший в итоге «Снегирь», «1993» Александра Велединского, «Вызов» Клима Шипенко, «По щучьему велению» Александра Войтинского,
подробнее...

Пьеса, написанная в 2002 году, до российской сцены добралась через пять лет - и пионером здесь выступил РАМТ. Зато для театра спектакль стал фирменной «визитной карточкой» на целое десятилетие, с 7
подробнее...

Именно десять  лет назад эта премия родилась  как ответ  на то, что театральная книга стала уходить на второй план,  что означало одно  - следующим поколениям, интересующимся историей театра,
подробнее...

По ученику всегда видно его мастера. Во всяком случае, если не знать имя режиссера, то по первой же мизансцене этого спектакля можно безошибочно угадать — «В Москве» ставил ученик Петра Фоменко.
подробнее...

Петербург помнит свою историю. К 80-летию снятия блокады на улицах боялись флаги и плакаты, напоминающие о тех девятистах днях, что Ленинград был в оккупации, был городом-признаком – на грани жизни и
подробнее...

Помимо двух актов «Ночи игуаны» был и третий — стихийный, по окончании спектакля, когда сердобольные зрительницы, долго ждавшие своего часа, начали выносить дары — зефир, конфеты, собственную стряпню.
подробнее...

Тома Селиванова сняла драматическое роуд-муви, участниками которого стали кинорежиссер Дина  и немецкий музыкант Йохан.  Они едут по  местам, где в годы сталинских репрессий находились лагеря.
подробнее...

«Шубин Александр Игоревич. 15.01.1996 — 06.05.2023. С октября 2014 г. участник СВО. Погиб 6 мая 2023 г. в результате теракта», — гласит текст, однако слово «теракт» написано с двумя «р», на что сразу
подробнее...

Андрей Васнецов хорошо известен в профессиональной среде. Участник Великой Отечественной, лауреат всех мыслимых госпремий, монументалист. На художника он учился уже после войны (на момент ее начала
подробнее...

— Известный факт: Высоцкий приезжал в Казахстан. Когда это случилось?— Владимир Семенович был в республике три раза. Первый — в январе и феврале 1963 года, на съемках художественного фильма «Штрафной
подробнее...

Одной из главных интриг каждого сезона всегда были названия масок, под которыми скрываются звезды музыки, кино, телевидения, спорта и интернет-пространства. И именно этот секрет создатели шоу на днях
подробнее...

— Татьяна Тимофеевна, давайте начнем с общего вопроса, что вообще такое антиутопия?— В утопии показывается мир лучший, чем тот, в котором живет нынешний читатель, где решены все конфликты и проблемы,
подробнее...

После смерти Густава Климта семья еврейских промышленников, заказавших портрет, забрала работу из мастерской. В 1925 году полотно показывалось в венской галерее. Сохранилось черно-белое фото с
подробнее...

Первое последствие законотворчества — большое переименование работ в мадридском Прадо. Корректировке подвергнут работы Франциско Гойи и Диего Веласкеса. Например, в коллекции Прадо есть работа Гойи,
подробнее...

На выставке Вэйвэя представлено 120 знаковых работ разных лет: живопись, LEGO, скульптура, инсталляции, фотографии, видео-арт. Все строится на рефлексии, осколках прошлой жизни, воспоминаниях детства,
подробнее...

На входе в павильон нас встречает виновник торжества, опирающийся на тоненькую трость. В сенях долго стоять не приходится, перед гостями выбор: в какой зал войти сначала. Четкого маршрута здесь нет –
подробнее...

Помимо Юрия Абрамовича, лауреатами правительственной премии стали продюсер Дмитрий Гринченко и режиссер-постановщик Сергей Широков, которые вместе с Башметом готовили концерт-реквием, состоявшийся в
подробнее...