В этом году на награду претендовали 12 человек. Как пояснил советник президента Владимир Толстой: «Главный критерий - талант и преданность своему делу». В итоге пал на Менги Ондар, заместителя директора Центра развития тувинской традиционной культуры и ремёсел им. К. Б.Ондара, которая получит награду за вклад в сохранение, развитие и популяризацию культурного наследия тувинского народа. Более десяти лет она посвятила возрождению традиционного сказительского искусства. Менги собрала тувинские народные песни и фольклор в электронные базы данных, сделав их доступными всем интересующимся, а также под ее руководством была создана серия из пяти полнометражных документальных фильмов о народных мастерах Тывы.
Еще одну награду и вместе с ней 5 миллионов рублей получил виолончелист Александр Рамм – за вклад в развитие отечественного музыкального искусства, просветительскую деятельность. Он выступает с 9 лет. Успел стать победителем множества российских и международных конкурсов.
Есть среди лауреатов и художник – Алексею Крюкову награда присуждается за вклад в сохранение и развитие традиций русской реалистической художественной школы. «МК» пообщался с выпускником Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, известного участием в реконструкции внутреннего убранства «Святой Троицы» в селе Гринёво (Погарского района Брянской области) и живописным циклом о Новороссии, перед началом церемонии.
– Алексей, поздравляем! Как вы думаете, за что удостоены награды?
– По совокупности. Но, наверное, больше за донецкую и луганскую тематику.
– Вы писали там с натуры?
– Да, моя первая творческая поездка состоялась в 2015 году. Загорелся этой идеей сразу, поскольку у меня родня там жила. Год искал возможность туда попасть и, наконец, повезло. Оказался в Дебальцево, жил с ополченцами. Это все были идейные люди, в основном местное население. Искал образы. Делал этюды, эскизы, зарисовывал впечатления. Уже в Москве в мастерской воплощал в большие полотна.
– Сколько раз туда ездили?
– Раз шесть.
– Вы также занимаетесь росписью храмов. В каких работали?
– Расписал пять храмов. Я работал в артели художников – это была коллективная работа. Принимал участие в росписи Храма Вооруженных сил в Кубинке по эскизам Василия Нестеренко. Полотно называется «Воскресение Христово» — 4 на 7 метров. Два с половиной года работал в Архангельской области в Кафедральном соборе, а там тысяча квадратных метров, он как Храм Христа Спасителя. Мы расписывали там купол, барабан, паруса, настенные композиции создавали. Получился очень масштабный проект.
– А на Донбассе не расписывали церкви?
– Пока не довелось. Но надеюсь. Разговоры идут.
– Сколько работ в донбасском цикле?
– Более 30 картин, включая натурные. Приезжал в батальон к Прилепину – там тоже с натуры рисовал. Захара написал. Один его полиграфический портрет находится в Музее современной истории России, а живописный подарил ему.
– Есть ли какая-то большая творческая задумка? Мечта?
Я хотел бы написать картину, которая станет символом Победы, в которой будет объединяющий дух. Я вижу ее как монументальную сюжетную композицию. Я бы в первую очередь показал ее в Донецке, потому что там все это начиналось.
Вместе с тем 26 марта премии президента из рук главы государства получат победители в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Это Николай Диденко, президент Фонда поддержки творчески одарённых детей и молодёжи «Белый Пароход», – за создание благотворительного фестиваля для детей «Белый Пароход»;
Константин Кириллов, директор государственного автономного учреждения культуры «Рязанский государственный областной театр кукол», – за вклад в развитие отечественного театрального искусства; и Марина Леонова, исполняющая обязанности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная академия хореографии», – за вклад в сохранение и развитие традиций отечественного хореографического образования.