Срочные новости раздела
В театре «У Никитских ворот» сожгли клетчатую багажную сумку с деньгами

В театре «У Никитских ворот» сожгли клетчатую багажную сумку с деньгами

Написать рецензию на спектакль без спойлеров невозможно, но постараюсь пересказывать поменьше. Бывшего сотрудника завода в Ижевске Андрея Брагина (Владимир Давиденко) во времена «первичного накопления капитала» подняли на высоту директора московского банка («деньги на него повалились как с неба» — это цитата), а потом решили убрать. Чтобы избежать участи быть застреленным киллером, Андрей обращается к пластическому хирургу, полностью преображается внешне, бросает жену (Наталья Денисова) и уезжает за границу в облике румына Арнольда (псевдоним, очевидно, обусловлен популярностью Шварценеггера). Это первый временной пласт.

Уже в наши дни Арнольд-Андрей возвращается в Россию, становится владельцем ресторана, видится с женой в храме, который сам когда-то восстановил на бандитские деньги. Его супруга превратилась в образцовую прихожанку, но охотно отвечает на внимание к себе — и вот назначено «первое» свидание.

Туда же, в ресторан, Брагин приглашает пластического хирурга Соловьеву (Наталья Троицкая) и ее мужа — врача-психотерапевта Дранкова (Денис Юченков). На встрече он требует вернуть свое прежнее лицо (мотив здесь странен — не хочет допустить измены своей жены Андрею с Арнольдом, но банкир явно не в себе).

Брагин сначала просит Соловьеву принять заказ, предлагая сумку валюты. «Ой, что вы, мы работаем только по-белому», — кокетничает докторша, пытаясь отказаться, но бывший клиент размахивает пистолетом — и выясняется, что и в прошлый раз оружие было главным аргументом, и вообще Брагин застрял в девяностых: сорит деньгами, палит по раздражающим его воронам из окна и всячески беспределит (для него весь мир — тир, где можно и нужно стрелять по мишеням, если готов платить). А слезы на его фальшивом лице — не из набора «богатые тоже плачут», а, если хотите, «бандиты тоже плачут».

С условиями возникновения конфликта в произведении разобрались. Нужно сказать пару слов о касте. Давиденко в роли человека в условном «малиновом пиджаке» (пиджак по факту цветной клетчатый, но это метафора) прекрасен и органичен. Лямку спектакля в первую очередь тянет он, это особенно заметно по тому, что на сцене перед нами всего четыре человека.

Денисовой, состаренной гримерами на «-надцать лет», последний отрыв стареющей дамы, ее превращение в Наташу Ростову дается не так хорошо: при всем уважении к ее актерскому опыту, ей не хватает страсти и исступленности, особенно в «кризисных» сценах. Но да — она очень хорошо показала «отшелушение» напускной благопристойности — доказала зрителям, что и в пятьдесят, и в шестьдесят лет женщина может быть привлекательной, соблазнительной, страстной, и что это норма, а не исключение из правил.

Важная деталь: малый зал театра «У Никитских ворот» очень небольшой по квадратуре, и после откупоривания всех бутылок (а муляжная не выстрелит — это понятно) и разлития нескольких был слышен запах шампанского, особенно когда от игристого вина мыли сцену. Получается, что актриса играла как минимум пригубив несколько бокалов — и при этом изображала опьяневшую, а не опьянела реально.

Александр Галин, создавая пьесу «Лицо», имел в виду, конечно же, и «Портрет» Гоголя, и «Портрет Дориана Грея» Уайльда. И в целом учитывал традицию мировой литературы об утрате человеком себя самого под воздействием денег, только его персонаж оплатил внешнюю красоту и он моложе — и поэтому он антиплюшкин (если отталкиваться от Гоголя) и антигобсек (если отталкиваться от Бальзака).

Но вся соль в том, что Брагин находит в себе силы бросить вызов богатству, он проклинает доллар и прощается с ним. В беседах с психотерапевтом банкир артикулирует ненависть к Франклину, который смотрел на целое поколение со стодолларовой банкноты — и погубил это поколение («мы все хотели поиметь его — а в итоге он поимел нас»).

Пожалуй, такого антиамериканизма от Розовского и дуэта постановщиков (Наталья Людскова, Денис Юченков) мы не ожидали — но могли ожидать от Галина, который, собственно, живет в Америке и знает ее изнутри. Но его «анти» направлено не против Штатов как страны, а против капитализма как власти капитала.

И то, что Андрей-Арнольд сжигает в финале клетчатые багажные сумки с долларами, спрятанные у него в тайнике под полом (даже на уровне визуала это отсылка к сумкам полковника Захарченко), — действительно неожиданный ход, мощный акт самоочищения и самоосвобождения.

Андрей исцеляется, его «брошенная жена» — по-своему тоже, она научилась быть «острой», влюбила мужа в себя заново, как героиня Максаковой в фильме «Летучая мышь».

А бизнесвумен Соловьеву (сыгранную Натальей Троицкой с замечательным холодком на лице, присущим медикам) интересует только одно: все ли сжег банкир? Или уцелела предложенная ей за услуги вначале сумочка — с этой добычей она и ее безвольный и не менее алчный муж покидают сцену, во что авторы вкладывают особый символизм: в будущем таким людям не останется места.

Но это в будущем — а пока наши с вами современники готовы убивать всех, кто повстречается им на пути, за жалкие полмиллиона.

Может ли искусство стать прививкой от этого? Да, может, поскольку призывает хотя бы «один день пожить по-белому» и «беречь свои лица». Последняя цитата особенно проникновенна: в ней собрана и мудрость пословицы «береги честь смолоду», и призыв классика украинской литературы Олеся Гончара беречь соборы наших душ.

Остается упомянуть, что в наиболее исповедальные моменты герои «Лица» обращались к черной театральной маске, размещенной на входе в зрительный зал; так, Давиденко прочел монолог, держа ее в руках. Этот же прием мы видели в спектакле Розовского из серии «Лента поэзии» о Бродском.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Отметивший сегодня 55-летие певец Данко в этом году женился и уже ждет сына. После многочисленных романов исполнитель хита «Мой малыш» вновь обрел семейное счастье с привлекательной брюнеткой Машей
подробнее...

После теракта в «Крокусе» соцсети полны слов соболезнования. Но появляются и стихи, которые активно пересылаются друг другу. Номером один тут идёт поэтическое высказывание Алёнки Черри (Черемискина).
подробнее...

Фестиваль в этом году взял курс на молодых  и фактически стал киносмотром  студентов. Десятки вгиковцев и представителей других киношкол самостоятельно приехали в Суздаль,  заполнив поезда и автобусы.
подробнее...

Sims - компьютерная игра, которая с 2000 года позволяет игрокам по всему миру не только создать идеального персонажа, но и продумать до мелочей его быт, цели и образ жизни. С недавнего времени стало
подробнее...

В пятницу вечером некоторые музеи поменяли аватарки в своих официальных соцсетях на черно-белые – в знак скорби по погибшим в «Крокус Сити Холле». А в субботу, 23 марта, первым отреагировал на события
подробнее...

Писательских локаций в Москве так много, что, прожив в столице хотя бы два года, ты перестаешь подходить к каждой табличке с дрожью в руках, а прочитываешь их на ходу, бегло, примерно так: «Здесь в
подробнее...

«Я обязательно буду об этом еще говорить – нужно должным образом думать о безопасности на больших концертах. Я был в Европе – там (например, в Париже) после терактов всегда выставляют настоящих
подробнее...

Наверное, даже Алиса не предполагала, что попадет в такую страну чудес... Но она туда попала. Йоркский университет Святого Иоанна предупредил студентов, что рассказы могут содержать «колониалистские
подробнее...

Кустурица — один из немногих двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, это награды за фильмы «Папа в командировке» и «Андеграунд». В 1981 году на Венецианском
подробнее...

Накануне, вечером 23 марта, участники общественной организации «Волонтёрская рота» выстроились на Дворцовой площади в надпись «Петербург скорбит» и зажгли тысячу свечей в знак солидарности с жертвами
подробнее...

Показы для публики отменили. Детскую программу отложили до лучших времен. Конкурсные фильмы все-таки решили показать в закрытом формате международному жюри под руководством венгерского композитора и
подробнее...

Большинство людей не знают или даже не задумываются о братьях или сестрах Шекспира. Любопытнее погружаться в творчество. Но и в биографии английского драматурга можно покопаться.По словам ученого из
подробнее...

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском
подробнее...

«Прошу открыть монумент», - с этими словами артиста Театра имени Евгения Вахтангова Виталия Иванова золотистая ткань падает с возвышенной фигуры, открывая зрителям памятник.  Теплое солнце,
подробнее...

Ваксман повторил судьбу Сергея Пускепалиса, который тоже скончался в Ярославле в дни, когда там проходил организованный при его участии театральный фестиваль. И похоронен он тоже будет до завершения
подробнее...

Серия «Сигнальная система», прежде не выставлявшаяся в полном объеме, стала революционной. Именно с нее начинается история научного и кинетического искусства в России. Так что название цикла — отнюдь
подробнее...

Сейчас в Ярославле идет фестиваль «Просто хорошее кино» — его основал и десять лет проводил Юрий Ваксман. Одна из площадок — его Камерный театр, которым он руководил 25 лет, и буквально через неделю
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...