Срочные новости раздела
Визуальную симфонию Юрия Злотникова показали на Крымском Валу

Визуальную симфонию Юрия Злотникова показали на Крымском Валу

Серия «Сигнальная система», прежде не выставлявшаяся в полном объеме, стала революционной. Именно с нее начинается история научного и кинетического искусства в России. Так что название цикла — отнюдь не метафора, а вполне научный термин, который Юрий Злотников сформулировал в ходе живописного эксперимента, который проводил с 1957-го по 1962 год. Каждую работу и даже каждое движение он описывал и анализировал, опираясь на труды Ивана Павлова о физиологии, Василия Кандинского о цвете и форме («Точка и линия на плоскости») и Альберта Эйнштейна. Из этих записей сложилась книга, изданная к открытию выставки. Там подробно описано понятие «сигнал», связанное с психофизиологическими реакциями человека на цвет как на раздражитель, что рождает определенные ощущения. Красный — более агрессивный, зеленый — успокоительный, синий — вязкий.

— Юрий Злотников ввел понятие «контрапункт», которое объясняет динамику воздействия элементов разных цветов и форм на человека, — говорит соорганизатор выставки, галерист Сергей Попов. — Этого художника можно поставить в один ряд с учеными своего времени. Правда, его работы было невозможно выставить тогда, в 1960-е, он и не пытался. Его не интересовали деньги или слава, это был интерес исследователя и первооткрывателя. Впервые некоторые работы из этой серии были показаны в 1990–2000-х, но они остались мало замеченными в те шумные годы. Только сейчас мы можем осознать то открытие, которое сделал Злотников много лет назад.

Серия «Сигнальная система» складывается на выставке в визуальную симфонию, которую можно «услышать» на уровне нервных окончаний. Каждый рисунок дышит, пульсирует, звенит. Сначала легко, отдельными «нотами» — тонкими линями и редкими точками. Потом «музыка» становится громче и ритмичнее, наполняясь разнообразными цветами и более насыщенными формами. В середине она напоминает джаз — свободную импровизацию с мажорными нотками. В финале сочинение приходит к логической контрастной коде.

Куратор выставки Ирина Горлова пояснила, что они вместе с наследниками художника, внуками Александром и Андреем, выстроили рисунки в порядке, который показался им наиболее логичным. Злотников, хоть и описал каждую работу детально, никаких распоряжений о последовательности рисунков «Сигнальной системы» не оставил. То есть каждый раз можно складывать его «жесты» в новую сонату. Кстати, в детстве Злотников занимался музыкой, о тональностях и гармонии знал не понаслышке и, очевидно, применил и этот опыт для построения своей теории о сигналах.

— Очевидно, что Злотников в той или иной степени опирался на работы Малевича и Кандинского. Но в то время, когда он работал над циклом, их нельзя было увидеть в открытом доступе. Насколько хорошо он знал русский авангард? — спрашиваю у внука художника Александра Злотникова.

— Дедушка мог видеть работы Малевича и Кандинского, потому что дружил с сотрудниками Третьяковской галереи, они тайно показывали ему то, что хранится в фондах. Впрочем, на него повлияли не только они, он был очень увлечен Сезанном.

— Говорят, у Юрия Савельевича был, мягко говоря, непростой характер. Каким вы его запомнили?

— У нас вся семья трудная. Что ни вечер — то битва взглядов. С дедом я очень лаконично уживался, потому что у меня самого гнусный характер. (Улыбается.) Было много семейных трагедий, которые мы часто обсуждали, к примеру, уход отца в православие.

— Кстати, как так вышло, что сын авангардиста стал монахом-отшельником и иконописцем? В каком приходе он сейчас?

— В 1990-е, после развода с мамой, отец вначале был в приходе храма в районе ВДНХ. Потом все больше углублялся в веру. Потом стал иконописцем в Оптиной пустыни. Потом от Валаамского подворья был направлен возводить скит в горах над Красной Поляной. Ведет там отшельнический образ жизни. Пишет иконы согласно всем классическим канонам.

— Можете описать любую из представленных работ, как вы ее понимаете?

— Давайте возьмем финальную. Белый лист бумаги — просто фон, он не несет никакой нагрузки. На нем зеленое пятно, в центре которого красная точка, а рядом, на белом фоне, черная точка. Что тут происходит? Основной раздражитель — красная точка, она активизирует внимание, создает пульсацию. Черная точка балансирует красный, создает равновесие. А зеленый, биологический цвет, смягчает, успокаивает, создает контраст. Каждый цвет «звучит» по-своему, вместе получается определенная композиция. Если один из элементов убрать, то наши реакции и эмоции будут другими.

— Композиция так устроена, что кажется, будто перед нами два глаза, а зеленое пятно — тень от лица. Отдаленно напоминает портрет, где зашифрован инь-ян. Или неправильно проводить предметные ассоциации в «сигналах» Злотникова?

— Почему нет? Это естественный человеческий рефлекс. У каждого возникает своя ассоциация. Это тоже часть метода «Сигнальной системы».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...