Срочные новости раздела
Визуальную симфонию Юрия Злотникова показали на Крымском Валу

Визуальную симфонию Юрия Злотникова показали на Крымском Валу

Серия «Сигнальная система», прежде не выставлявшаяся в полном объеме, стала революционной. Именно с нее начинается история научного и кинетического искусства в России. Так что название цикла — отнюдь не метафора, а вполне научный термин, который Юрий Злотников сформулировал в ходе живописного эксперимента, который проводил с 1957-го по 1962 год. Каждую работу и даже каждое движение он описывал и анализировал, опираясь на труды Ивана Павлова о физиологии, Василия Кандинского о цвете и форме («Точка и линия на плоскости») и Альберта Эйнштейна. Из этих записей сложилась книга, изданная к открытию выставки. Там подробно описано понятие «сигнал», связанное с психофизиологическими реакциями человека на цвет как на раздражитель, что рождает определенные ощущения. Красный — более агрессивный, зеленый — успокоительный, синий — вязкий.

— Юрий Злотников ввел понятие «контрапункт», которое объясняет динамику воздействия элементов разных цветов и форм на человека, — говорит соорганизатор выставки, галерист Сергей Попов. — Этого художника можно поставить в один ряд с учеными своего времени. Правда, его работы было невозможно выставить тогда, в 1960-е, он и не пытался. Его не интересовали деньги или слава, это был интерес исследователя и первооткрывателя. Впервые некоторые работы из этой серии были показаны в 1990–2000-х, но они остались мало замеченными в те шумные годы. Только сейчас мы можем осознать то открытие, которое сделал Злотников много лет назад.

Серия «Сигнальная система» складывается на выставке в визуальную симфонию, которую можно «услышать» на уровне нервных окончаний. Каждый рисунок дышит, пульсирует, звенит. Сначала легко, отдельными «нотами» — тонкими линями и редкими точками. Потом «музыка» становится громче и ритмичнее, наполняясь разнообразными цветами и более насыщенными формами. В середине она напоминает джаз — свободную импровизацию с мажорными нотками. В финале сочинение приходит к логической контрастной коде.

Куратор выставки Ирина Горлова пояснила, что они вместе с наследниками художника, внуками Александром и Андреем, выстроили рисунки в порядке, который показался им наиболее логичным. Злотников, хоть и описал каждую работу детально, никаких распоряжений о последовательности рисунков «Сигнальной системы» не оставил. То есть каждый раз можно складывать его «жесты» в новую сонату. Кстати, в детстве Злотников занимался музыкой, о тональностях и гармонии знал не понаслышке и, очевидно, применил и этот опыт для построения своей теории о сигналах.

— Очевидно, что Злотников в той или иной степени опирался на работы Малевича и Кандинского. Но в то время, когда он работал над циклом, их нельзя было увидеть в открытом доступе. Насколько хорошо он знал русский авангард? — спрашиваю у внука художника Александра Злотникова.

— Дедушка мог видеть работы Малевича и Кандинского, потому что дружил с сотрудниками Третьяковской галереи, они тайно показывали ему то, что хранится в фондах. Впрочем, на него повлияли не только они, он был очень увлечен Сезанном.

— Говорят, у Юрия Савельевича был, мягко говоря, непростой характер. Каким вы его запомнили?

— У нас вся семья трудная. Что ни вечер — то битва взглядов. С дедом я очень лаконично уживался, потому что у меня самого гнусный характер. (Улыбается.) Было много семейных трагедий, которые мы часто обсуждали, к примеру, уход отца в православие.

— Кстати, как так вышло, что сын авангардиста стал монахом-отшельником и иконописцем? В каком приходе он сейчас?

— В 1990-е, после развода с мамой, отец вначале был в приходе храма в районе ВДНХ. Потом все больше углублялся в веру. Потом стал иконописцем в Оптиной пустыни. Потом от Валаамского подворья был направлен возводить скит в горах над Красной Поляной. Ведет там отшельнический образ жизни. Пишет иконы согласно всем классическим канонам.

— Можете описать любую из представленных работ, как вы ее понимаете?

— Давайте возьмем финальную. Белый лист бумаги — просто фон, он не несет никакой нагрузки. На нем зеленое пятно, в центре которого красная точка, а рядом, на белом фоне, черная точка. Что тут происходит? Основной раздражитель — красная точка, она активизирует внимание, создает пульсацию. Черная точка балансирует красный, создает равновесие. А зеленый, биологический цвет, смягчает, успокаивает, создает контраст. Каждый цвет «звучит» по-своему, вместе получается определенная композиция. Если один из элементов убрать, то наши реакции и эмоции будут другими.

— Композиция так устроена, что кажется, будто перед нами два глаза, а зеленое пятно — тень от лица. Отдаленно напоминает портрет, где зашифрован инь-ян. Или неправильно проводить предметные ассоциации в «сигналах» Злотникова?

— Почему нет? Это естественный человеческий рефлекс. У каждого возникает своя ассоциация. Это тоже часть метода «Сигнальной системы».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Отметивший сегодня 55-летие певец Данко в этом году женился и уже ждет сына. После многочисленных романов исполнитель хита «Мой малыш» вновь обрел семейное счастье с привлекательной брюнеткой Машей
подробнее...

После теракта в «Крокусе» соцсети полны слов соболезнования. Но появляются и стихи, которые активно пересылаются друг другу. Номером один тут идёт поэтическое высказывание Алёнки Черри (Черемискина).
подробнее...

Фестиваль в этом году взял курс на молодых  и фактически стал киносмотром  студентов. Десятки вгиковцев и представителей других киношкол самостоятельно приехали в Суздаль,  заполнив поезда и автобусы.
подробнее...

В пятницу вечером некоторые музеи поменяли аватарки в своих официальных соцсетях на черно-белые – в знак скорби по погибшим в «Крокус Сити Холле». А в субботу, 23 марта, первым отреагировал на события
подробнее...

Sims - компьютерная игра, которая с 2000 года позволяет игрокам по всему миру не только создать идеального персонажа, но и продумать до мелочей его быт, цели и образ жизни. С недавнего времени стало
подробнее...

Писательских локаций в Москве так много, что, прожив в столице хотя бы два года, ты перестаешь подходить к каждой табличке с дрожью в руках, а прочитываешь их на ходу, бегло, примерно так: «Здесь в
подробнее...

«Я обязательно буду об этом еще говорить – нужно должным образом думать о безопасности на больших концертах. Я был в Европе – там (например, в Париже) после терактов всегда выставляют настоящих
подробнее...

Наверное, даже Алиса не предполагала, что попадет в такую страну чудес... Но она туда попала. Йоркский университет Святого Иоанна предупредил студентов, что рассказы могут содержать «колониалистские
подробнее...

Кустурица — один из немногих двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, это награды за фильмы «Папа в командировке» и «Андеграунд». В 1981 году на Венецианском
подробнее...

Накануне, вечером 23 марта, участники общественной организации «Волонтёрская рота» выстроились на Дворцовой площади в надпись «Петербург скорбит» и зажгли тысячу свечей в знак солидарности с жертвами
подробнее...

Показы для публики отменили. Детскую программу отложили до лучших времен. Конкурсные фильмы все-таки решили показать в закрытом формате международному жюри под руководством венгерского композитора и
подробнее...

Большинство людей не знают или даже не задумываются о братьях или сестрах Шекспира. Любопытнее погружаться в творчество. Но и в биографии английского драматурга можно покопаться.По словам ученого из
подробнее...

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском
подробнее...

«Прошу открыть монумент», - с этими словами артиста Театра имени Евгения Вахтангова Виталия Иванова золотистая ткань падает с возвышенной фигуры, открывая зрителям памятник.  Теплое солнце,
подробнее...

Ваксман повторил судьбу Сергея Пускепалиса, который тоже скончался в Ярославле в дни, когда там проходил организованный при его участии театральный фестиваль. И похоронен он тоже будет до завершения
подробнее...

Сейчас в Ярославле идет фестиваль «Просто хорошее кино» — его основал и десять лет проводил Юрий Ваксман. Одна из площадок — его Камерный театр, которым он руководил 25 лет, и буквально через неделю
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

Предыдущая песня «Не Беспокойся за Меня», вышедшая из тайных пугачевских творческих недр в начале марта, – пронзительное откровение о себе самой, адресованное, конечно, и друзьям, и недругам: «Видишь
подробнее...