Срочные новости раздела
Асхат Кучириненков снимался в «Тюльпане» и «Айке», а теперь дебютировал как режиссер

Асхат Кучириненков снимался в «Тюльпане» и «Айке», а теперь дебютировал как режиссер

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Спустя десять лет Асхат снялся в «Айке» Дворцевого о жизни киргизских мигрантов в Москве. Премьера тоже состоялась в Каннах в 2018-м, но уже в основном конкурсе, и исполнительницу главной роли Самал Еслямову наградили «Серебряной пальмовой ветвью» за лучшую женскую роль. Асхат работал на «Айке» не только как актер, но и как ассистент режиссера.

За свой полнометражный фильм «Бауырына салу» Асхат Кучириненков получил в австралийском Брисбене так называемый азиатский «Оскар», который вручает киноакадемия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Уроки Сергея Дворцевого не прошли даром. «Тюльпан» снимали в степях Южного Казахстана целых четыре года, и актеры жили в юрте, снимались вместе с местными жителями. В картине Асхата многое происходило именно так.

Кинематографисты из Китая, Бразилии, Ирана и других стран, приехавшие на «Дух огня», впервые узнали о существовании в Казахстане традиции «Бауырына салу», согласно которой старший ребенок в семье сразу после рождения передается на воспитание в другую семью, к родственникам, чтобы сохранить чистоту своего рода, избежать кровосмешения.

Герой фильма — 12-летний Ерсултан — живет у бабушки в деревне, помогает ей по хозяйству, моет ее (эта сцена особенно впечатляет — ребенок трет спину старой женщины мочалкой). Родители далеко, и мальчик постоянно разглядывает их фотографию перед сном. Когда бабушка умирает, Ерсултан возвращается в свою семью, которая ему как чужая. Финальный титр сообщает, что режиссер рассказал о собственной жизни. Картина великолепно снята оператором Жанарбеком Елеубеком, а среду живописно воспроизвел художник-постановщик Азамат Исраилов.

Асхату Кучириненкову — 41 год. Мы познакомились пятнадцать лет назад в подмосковных Белых Столбах на международной киношколе, которую проводил для начинающих кинематографистов постсоветского пространства Рустам Ибрагимбеков. Вместе с ним там учились режиссер из Казахстана Адильхан Ержанов, без которого теперь не обходятся главные фестивали мира от Канна до Венеции, а также Марина Врода из Киева, получившая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за короткометражный фильм «Кросс» и награду за режиссуру в Локарно за фильм «Степное». Асхата уже тогда знали как актера из фильма «Тюльпан».

— Это было мое самое прекрасное время, — говорит Асхат. — Ребята из всех постсоветских республик приехали в Белые Столбы. Мы смотрели и обсуждали фильмы друг друга, разговаривали до утра в фойе, вместе ели и пили, танцевали. Все же молодые были, по 25 лет. Столько девушек было, и все красивые. К нам присоединился какой-то парень, рассуждал до шести утра о кино, а потом куда-то уезжал. Мы думали, что он из Москвы, спросили: «Ты кто?» А он ответил: «Я здесь таксую». А какой плов приготовил нам Али Хамраев, объясняя, как надо снимать кино. Золотое время!

— Что с вами произошло с тех пор?

— Я снял короткометражный фильм «Закончился бензин» в 2013 году. Он участвовал в кинофестивале в Тампере, получил приз в Дубае. Потом Сергей Дворцевой пригласил меня в «Айку». В 2018 году я начал уже своим фильмом заниматься. И все. Мне очень важен был показ в России на «Духе огня», который организовал когда-то Сергей Соловьев. Он в Казахстане важный человек, воспитал талантливую плеяду наших режиссеров.

— Традиция, о которой снят ваш фильм, существует в каком-то определенном кочевом регионе? Не раз бывала в Казахстане, но никогда о ней не слышала.

— Вы с казахами общались? Эта традиция во всей стране существует. Знаете кинорежиссера Рустема Абдрашева и актера Асанали Ашимова. Они выросли в этой традиции. А нашего певца Димаша знаете? Он так же воспитывался.

— Если все, что мы увидели, происходило в вашей жизни, то как же вы позднее общались со своими родителями?

— Мы с ними нормально общаемся. Это не то, что навсегда разорваны все связи. Просто осталась пустота внутри.

— Кто вас вырастил?

— Бабушка. Мамина мать. Как в фильме.

— Мне даже показалось, что ваш юный герой вернулся не в свою семью, а к дальним родственникам. Чувствуется отчуждение, холод.

— Это вы воспринимаете именно так. Нынешние родители — они же другие. Ваши родители какие были? Прямо такие, как современная молодежь? Нет же. Просто мы на все накладываем свои представления. Сейчас в семье, как правило, один-два ребенка. Представьте свое детство, когда в семье четверо-шестеро детей. Неужели ко всем будет такое теплое отношение?

— У вас сколько братьев и сестер?

— Нас двое. У меня есть сестра. Она осталась с родителями, а меня отдали на воспитание бабушке. Живя в суровых природных условиях, в деревне, люди по-другому выражают свои эмоции. А мы в городе думаем, что все должны быть такими же чувствительными и постоянно говорить: «Ой, извини», «Не обижайтесь». Везде есть жесткие люди и мягкие. Наш олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев рассказывал, как его отец держал в строгости детей, чтобы закалить их. Люди в деревне должны быть физически и духовно мощными, иначе и дерева не срубить. Так у нас воспитывают.

— Как вы нашли актера Ерсултана Ермана?

— Я его сразу выбрал, как только увидел глаза. Он участвовал вместе с родителями в телепрограмме.

— Увидели свои глаза в его?

— Нет. Увидел в них грусть и понял, что он все сделает классно.

— Актерского опыта у мальчика не было? Он городской ребенок или из деревни?

— Его семья живет недалеко от Алма-Аты. Сейчас Ерсултану 14 лет, а на съемках было 11. Он дебютант. Мы его держали в деревне полтора года, пока шли съемки. Ерсултану пришлось жить в декорациях. Мы и репетировали в локациях, и жили в них. Я сам на такой же постели спал, как наши герои.

— А как же школа? Ерсултан не учился во время съемок?

— Он учился на месте в трех школах за год.

— Как его родители все это восприняли?

— Нормально. Они же хотят, чтобы их сын стал хорошим актером. У них есть мотивация. Иначе это все равно что балерину отдать в хореографическое училище, а потом сказать: «Не растягивайте ее». Так же не бывает.

— А бабушки и дети — обычные люди?

— Все местные. Это жители деревни. Школьники тоже реальные. Это класс из моего детства. Важно было, чтобы между ребятами были определенные взаимоотношения. Я пробовал работать и с другими классами, но когда он один, то это вообще ураган. Но это не документальные кадры, а постановочные. Роль отца сыграл профессиональный актер. Я поклонник Алексея Германа-старшего, и в моем фильме это чувствуется.

— Трудно работать с детьми? Как в целом шла работа над фильмом?

— Главное, чтобы дети вас приняли. Для этого надо быть с ними рядом. И все. Ерсултана я психологически держал в нужном состоянии. Он возле меня жил, спал рядом. Нужен постоянный контроль. Работа растянулась на три года. В какой-то момент деньги закончились. Все как у всех. Я же в пандемию начал, в 2020 году, когда все запрещалось. К нам постоянно приходили полицейские. Из деревни нельзя было никуда выезжать. Все боялись, что эпидемия просочится туда из города. Тогда же никто толком не знал, что это за болезнь. Мы все делали сами. У нас был голый дом, который мы арендовали. Бюджет был очень маленький.

— Похожа нынешняя ситуация на ту, что была у вас с Сергеем Дворцевым? Вашего героя тоже назвали вашим настоящим именем.

— У меня все было по-другому. Я же был старше и уже учился на режиссерском факультете в казахской академии кино. Там был парень, который все подряд снимал в общежитии. Сергей Дворцевой увидел меня в его кадрах.

— Это ваша личная история. Легче стало после того, как сняли фильм?

— Я через кино получил очищение. Тяжело жить с таким грузом. Езжу с картиной по разным странам, подходят зрители, рассказывают свои истории. Везде существует проблема отцов и детей. У кого-то мать уехала, и его воспитывала бабушка или няня. Кто-то с отцом не разговаривает, потому что он наказывал в детстве. Каждый на себя перекладывает ситуацию, хотя наша традиция для кого-то остается непонятной. Если ребенок живет два-три года без родителей, то боль остается на всю жизнь. А в фильме показана кочевая традиция. Живет одна деревня, и может случиться болезнь, и все умрут от голода. А гены должны остаться. Да и кровь должна обновляться. Вы же знаете, что если двоюродные или троюродные братья и сестры женятся и выходят замуж, то у них дети могут рождаться с отклонениями. До семи поколений в роду ты не имеешь права жениться на родственниках.

— Кто это отсчитывает? Мы часто не знаем ничего о предках дальше трех поколений.

— В деревнях мы все знаем про свой род. Отец тебе рассказывает о том, кто твой дед в третьем поколении. Ты своему сыну говоришь о четвертом поколении. А он уже своему расскажет о пяти поколениях.

— Вы с Сергеем Дворцевым поддерживаете отношения?

— Конечно. Мы с ним недавно побывали на фестивале «Фаджр» в Тегеране. Я участвовал со своей картиной в программе азиатского кино и получил приз жюри, а Сергей работал в жюри другого конкурса.

— Где еще показывали свой фильм?

— Я получил азиатский «Оскар» за лучший молодежный фильм в Австралии. В том же конкурсе был представлен «Монстр» знаменитого японского режиссера Хирокадзу Корээды. Потом был приз в Льорет-де-Маре, на маленьком фестивале около Барселоны. Мы участвовали в молодежном фестивале в Париже, в Сан-Себастьяне на крупнейшем международном фестивале. Недавно побывали в Бразилии. В Казахстане премьеры еще не было. Я сам с севера, из Павлодара на Иртыше, но живу в Алма-Ате. У нас искусство в основном там развивается.

— Как актер продолжаете работать?

— Пока нет. А до этого один раз за три года снялся. Чаще не было возможности. Когда сам снимал, постоянно звонили. А теперь, когда фильм готов, никто не приглашает.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...