Срочные новости раздела
Гойе посмертно приписали любовь к герцогине Альбе

Гойе посмертно приписали любовь к герцогине Альбе

Режиссер Хосе Луис Лопеа-Линарес, может быть, звезд с неба и не хватает, но он чувствует себя уверенно в жанре, который апробировал на документальном проекте  «Босх. Сад снов», сделанном  по заказу музея Прадо к 500-летию со дня смерти Иеронима Босха в дни его юбилейной выставки.  В картине был также показал процесс реставрации «Сада земных наслаждений», а среди «говорящих голов» были  интереснейшие личности -  Орхан Памук, Салман Рушди и многие другие. 

Новая картина «Тени Гойи» сделана примерно по тем же лекалам, но живое присутствие на экране 89-летнего классика - писателя, сценариста, знаток искусств и историка по первой профессии Жан-Клода Каррьера спасает традиционный биографический фильм от заурядности.

Сам Каррьер еще не знает, что это его последнее путешествие в любимую Испанию, но нам-то это известно, и это знание обостряет восприятие картины, которая становится своего рода прощанием с гением кинематографа. «Махи» - обнаженные и одетые. Каррьер долго смотрит на них, вступает с ними в  разговор:  «Я увидел вас впервые 50 лет назад, возможно больше. Я еще вернусь. Постараюсь. Спокойной вам ночи. И до скорого, надеюсь».

Каррьер умер 8 февраля 2021 года. Он прожил большую и славную жизнь, а на ее исходе попытался  еще раз что-то важное понять в феномене Гойи, оказавшем сильное влияние и на своих последователей, и на выдающихся кинематографистов,  в частности Луиса Бунюэля. Погружаясь в мир Гойи, путешествия по тем местам, где он родился и создавал свои шедевры, рассказчик  вспоминает о своем коллеге и друге Луисе Бунюэле, с которым много лет работал, начиная с «Дневника Горничной». Он говорит  о самых необычных вещах, например, о том, как физиология повлияла на личность художника, что отняла и дала  Гойе его глухота.

Каррьер  отправляется в дом, где Гойя родился, в его  скромное жилище, где многое можно почувствовать  и спустя столетия. 

Жан-Клод Каррьер работал с  Милошем Форманом на картине «Призраки Гойи» и уже тогда многое прочувствовал.  Бытовые факты жизни художника,  писавшего  на заказ,  приближенного к сильным мира сего (и судя по всему, такое положение его вполне устраивало) позволяют многое понять в его миропонимании.  Его  не носили на руках, не воспринимали как божество, наверное, до конца  не осознавая, какого масштаба  личность  находится  рядом. Это художник, которому можно заказать портрет. Все равно, что ремесленник.

Профессор Сорбонны, привлеченная в качестве эксперта для участия в фильме, считает, что Франсиско Гойя был доволен своей карьерой, тем, что был приближен ко двору. Обо всем этом можно теперь только предполагать. И каждый  знаток строит  гипотезы по повожу изображенного на его картинах, тех, кого он рисовал. И никто в точности не знает,  как было на самом деле. 

На одном знаменитом портрете Гойи изображена женщина, которая серьезно заболев,  заказала ему ростовой  портрет. Теперь он находится в собрании Лувра, размещен недалеко от «Джоконды», которую ежедневно штурмуют тысячи посетителей со всего мира. У картины  Гойи столпотворения нет. Не каждый турист доходит до его шедевра.  Портрет  не входит в короткий  туристический маршрут по Лувру, но от него невозможно уйти. Хранитель испанской живописи Лувра рассказывает о  женщине, навеки запечатленной на картине.   

У зрителя есть возможность рассмотреть на большом экране детали знаменитых работ, словно в микроскоп. Оказывается, исполняя заказ, Гойя не торговался за изображение женских ступней, а они у него прекрасны, но он поднимал цену, если заказчик настаивал на детальном изображении рук.

О Гойе говорит выдающийся испанский кинорежиссер Карлос Саура, снявший фильм «Гойя в Бордо», и который не так уж и давно приезжал в Москву на ММКФ.  Он рассуждает  о кинематографичности картин Гойи и произносит удивительную фразу  о том, как важен  Гойя для Испании в смысле постижения зверской сути насилия и войны.  

Еще один оратор, едва ли не самый экзотичный, Джулиан Шнабель – американский режиссер и художник. Он появляется в невероятной белой рубахе с прорезями на груди и рассуждает о картине Гойи, хранящейся в Прадо. Сам при этом стоит на фоне гигантской авторской репродукции Гойи с изображением всадницы. Изготовлена она по особому заказу. Хоть и репродукция, но авторская. Как и Саура, Шнабель рассуждает о Гойе и кино, говорит, что он занимался не  станковой живописью, а чем-то сродни киноэкрану. 

Доктора у Гойи изображены в виде ослов. Очевидно, для этого были основания. Главный свидетель Испании, как  называют  Гойю в этом фильме, был глух. И это феноменально. И если вглядываться в людей, которые изображены на его  картинах, то можно заметить, как они вглядываются в нас, чтобы лучше понять. Вывод -  они глухие, как и написавший их Гойя. 

Луис Бунюэль тоже был арагонцем, как и Гойя, и написал о нем сценарий, который так и не снял. Одно это их сближает, по мнению Каррьера. Как и то, что Бунюэль тоже оглох.

Глухим требуются усилия, чтобы многое понять. К такой гипотезе подводят нас эксперты. Оториноларинголог, крупный специалист по диагностике органов слуха Эктор Вальес рассуждает о том, как Гойя навсегда потерял слух и вступил в мир абсолютного безмолвия и тотальной глухоты. Его нашли лежащим на улице. Он не сразу пришел в себя, видел галлюцинации. С потерей слуха усугубилось его одиночество.  «Его несчастье стало для нас благом» - это, конечно убийственный вывод. 

О Гойе рассуждает даже астрофизик. Согласно его теории, великого художника  завораживала идея преодоления возможностей света. Историк «прочитал» портрет герцогини Альбы с ее непропорциональным пальцем,  ее жест  через азбуку глухих. Были ли они с Гойей любовниками? Можно только гадать об этом, но явно, что он ею был увлечен. Герцогиня Альба  была представительницей высшего общества, недосягаемого для художника. Гойя из фигуры далекого времени превращается практически в современника, обычного человека. Мы узнаем много бытовых подробностей о нем: чем жил, что и кого любил, куда ходил. К примеру, каждый понедельник он посещал  корриду. 

В съемках принимала участие и вдова Каррьера – писатель Нааль Таджадод-Каррьер, родившаяся в Иране. Жан-Клод говорит о ней в фильме: «Я живу с изгнанниками. Моя жена – иранка». К числу изгнанников он относит многих художников, включая оказавшегося в Мексике Бунюэля. По словам Нааль, ее муж считал, что быть похороненным в своей деревне – фантастическая привилегия. Гойю похоронили в Мадриде, там, где он создавал свои знаменитые росписи, в которых угадывается его собственное изображение. Его голова всюду, как скажет Каррьер. 

Один пожилой господин рассматривает картины Гойи в лупу, а его жена располагается перед ними  на складном стуле.  О Гойе говорят  и посетители его выставки в Базеле.  Мультимедийная выставка художника,  которую мы видим на экране, - собрание его увеличенных картин, по сути суррогат, производящий эффект ужаса. Но в похожее состояние ввергает и его живой натюрморт в Лувре, где баран с помутневшим глазом, словно бы смотрит на нас, лишний раз  свидетельствуя хрупкости всего сущего. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...