Срочные новости раздела
Профессор Софийского университета рассказал, почему в Болгарии сносят советские памятники

Профессор Софийского университета рассказал, почему в Болгарии сносят советские памятники

Глубокие общественные перемены всегда начинаются с выдвижения новых идей и отрицания старых. Так, в конце периода социализма недовольная политическими ограничениями и строгой (и при этом неумной) цензурой интеллигенция начала свою борьбу против системы путем ее отрицания, хотя и эзоповым языком. Символичными для того времени стали критиковавший сталинизм роман Благи Димитровой «Лицо» (1981 г.), исследование Желю Желева «Фашизм» (1982 г.), якобы описывавшее национал-социалистическое государство, но отсылавшее к социалистическим реалиям, пьесы Ивана Радоева «Людоедка» (1976 г.) и Йордана Радичкова «Образ и подобие» (1986 г.), вскрывавшие недуги прежнего режима и ее руководителей карикатуры Тодора Цонева, главным персонажем которых был Тодор Живков, кинофильмы «Женщина 33-х лет» режиссера Христо Христова и сценариста Бояна Папазова, «Маргарит и Маргарита» (1989 г.) режиссера Николы Волева по идее писателя Александра Томова и другие.

Эти художественные и не только художественные произведения смогли разрушить идеологический облик социализма как справедливого общества. Не следует при этом забывать, что вопреки цензуре и ограничениям все они появились в Болгарии вполне официально. Как будто сами власти уже почувствовали, что дела обстоят совсем не так, как их годами представляли, и должны измениться. О том, что и официальные идеологи системы государственного социализма советского типа не верили в нее, свидетельствует весьма любопытная дискуссия 1990 г. В ней участвовали проф. Любен Николов, проф. Петр-Эмиль Митев и доц. Бернард Мунтян. Материалы дискуссии мы недавно перепубликовали в сборнике «Что такое социализм и имеет ли он почву в нашей стране? 130 лет спустя…». Трое названых ученых пытались установить причины тупикового кризиса, переживаемого социализмом, и нашли их не только в сталинизме и ленинизме, но и в марксизме. Таким образом «сверху» — усилиями интеллигенции, имевшей сильное влияние на общество того времени, и властей и их окружения в период «перестройки» — социализм утратил доверие общества.

    В этом кроется одно из объяснений того факта, почему так легко начался в Болгарии трансформационный процесс, именуемый в стране «переходом»: большинство населения позитивно восприняло прощание с прошлым и с воодушевлением ждало предстоявших перемен, обещавших политическую и экономическую свободу и демократию. Но очень скоро оказалось, что сила новых политиков заключалась в их борьбе против символов социализма, а не в создании главных символов новой системы. При этом сохранявшиеся и активно использовавшиеся дефиниции «свобода» и «демократия» постепенно утрачивали свое первоначальное содержание.

И продолжилось современное иконоборчество, выражающее оппозицию наследию предшествующих периодов: масштабная борьба с символами путем смены названий улиц, учреждений, сел и городов (в том числе отказ от определения «народный»), снос памятников и снятие мемориальных досок, связанных с антифашистским сопротивлением. Утверждалось, что оно не было антифашистским, поскольку в Болгарии у власти не была фашистская партия. Это верно, но страна входила в руководимый нацистской Германией Тройственный пакт, в силу чего болгарское движение Сопротивления являлось частью европейской антифашистской борьбы.

Борьбу новых «демократов» с памятниками-символами сегодня можно признать успешной. Улицы городов и сел были переименованы, тысячи памятников разрушены, выброшены, переплавлены, прежде чем кто-то спохватился и решил собрать их на одном месте и показать народу — такова цель созданного, хотя и 20 лет спустя после первой иконоборческой волны в 2011 г., Музея социалистического искусства. С трудом, после нескольких неудачных попыток, в 1999 г. был снесен Мавзолей — не говорю Георгия Димитрова: его останки были кремированы, а прах захоронен еще в 1990 г. на Центральном кладбище Софии. Уже пустое здание ждало решения вопроса о возможном использовании. Но многие предлагавшиеся идеи породили один-единственный результат — разрушение.

Такую же участь ждал и другой символ социализма — воздвигнутый перед Народным дворцом культуры в Софии памятник «1300 лет Болгарии». Символ эпохи социализма, памятник был открыт в 1981 г. в связи с масштабными чествованиями в стране этой исторической даты, но с началом перехода оказался заброшенным, никаких средств на его поддержание не выделялось. И результат не замедлил сказаться: памятник начал разрушаться, оставшийся «скелет» поначалу обнесли забором, а в 2017 г. снесли.

После этого дело дошло до новых символов, призванных сформировать образ новой демократической власти. Как же они выглядят?

Как и после 9 сентября 1944 г., была отдана дань уважения жертвам прежнего режима: оформлены памятные места, где ранее располагались концлагеря Белене, на дунайском острове Персин, и «Солнечный Берег» в каменном карьере в окрестностях г. Ловеч.

11 сентября 1999 г. был открыт Мемориал жертвам коммунистического режима в Болгарии с высеченными на черном мраморе именами. Список охватывает 1919-й (неясно, почему: дата не связана с установлением в стране коммунистического режима) — 1989 год.

После увековечивания трагического прошлого власти несколько уменьшили свою активность по созданию новых символов. Но не отказались от этого полностью. В 2000 г. на площади Независимости в столице была воздвигнута статуя Святой Софии. Инициатором выступил столичный мэр Стефан Софиянски, работала над проектом команда во главе с известным болгарским скульптором Георгием Чапкановым. Статуя, скорее, олицетворяет собой вековое прошлое Софии, а не новый режим, но символично была установлена на месте памятника Ленину.

А вот памятники деятелям, которые ассоциируются с новой властью, явно призваны выполнять свою функцию новых символов. Речь идет о памятниках одному из создателей Союза демократических сил, о юристе и общественном деятеле Святославе Лучникове (1922–2002) и писателе-невозвращенце, авторе «Заочных репортажей о Болгарии» Георгии Маркове (1929–1978), загадочная смерть которого в Лондоне породила много мифов.

Трудно, однако, назвать какой-либо памятник или композицию, символизирующую новую демократическую систему. Да, действительно построено немало новых современных зданий, но в основном это — большие магазины (торговые центры) или офисы фирм. Вероятно, их можно считать символами современной эпохи, поскольку они пропагандируют потребительский неолиберальный капитализм, но разве в этом состоит идея свободы и демократии? В то же время здания, в которых размещаются официальные учреждения, — старые: построены или до 1944 г., или до 1989 г. Если поискать в них символы, то самым выразительным следует признать размещение парламента — Народного собрания не где-нибудь, а в эмблематичном Партийном доме, построенном в свое время на взносы членов партии и, разумеется, на средства социалистического государства.

Вероятно, отсутствие новых символов, достойных того, чтобы за них сражаться, в очередной раз направляет внимание и энергию нынешних носителей власти на старые символы. Только этим могу я объяснить тот факт, что 34 года спустя после начала нашего пути к свободе и демократии активисты правого толка продолжают бороться против символов прошлого.

По этой причине самым значимым событием 2023 года стало сражение с памятником Советской армии. Лишь сейчас, спустя 30 с лишним лет, правые сочли, наконец, геополитическую и внутриполитическую обстановку подходящей, чтобы посягнуть на этот грандиозный символ победы Красной Армии над национал-социализмом в Европе в годы Второй мировой войны. И центральные фигуры памятника — красноармейца с победно поднятым автоматом Шпагина образца 1944 г. (а не наведенным на кого бы то ни было), болгарской матери с ребенком на руках и болгарского рабочего были столь же символично разрезаны на части и сброшены на землю.

О Памятнике с позиций «за» и «против» сказано и написано достаточно много. Несколько лет пишу о нем и о том, что он символизирует, и я. Посему не хочу повторяться. Для меня важно, что этот Памятник является символом. Не оккупации, а роли Советского Союза и его Красной Армии в победе. Ведь если бы не было этой армии, то не было бы и послевоенного демократического мира (в Западной Европе). Памятник напоминал нам о многом. И о том, что мы, болгары, были союзниками Третьего рейха и помогали его военным действиям, снабжали рейх многим, в том числе и сырьем, сменили части вермахта на оккупированных им территориях, предоставляли свою территорию и порты к услугам Германии и т.д. Но этот Памятник напоминал нам и о том, что на заключительном этапе войны Болгария воевала на стороне антигитлеровской коалиции в составе 3-го Украинского фронта, что мы участвовали и в общеевропейском движении Сопротивления, благодаря чему сохранили в неприкосновенности границы страны, включая и Южную Добруджу. Да, этот символ напоминал нам и о навязанной после войны недемократической политической системе, но разве мы должны забывать и об этом?

Не могу удержаться от искушения и не процитировать фрагмент последнего выступления евродепутата Радана Кынева: «Символ оккупационной советской власти валяется на земле, и там ему место. Этот позор десятки лет должен был напоминать нам, что мы не являемся частью свободного мира, что мы обречены быть элементом азиатской диктатуры». Я прибегла к цитате, поскольку приходится напоминать г-ну Кыневу, что памятники Красной Армии по-прежнему возвышаются в таких свободных странах, как Германия, Австрия, Венгрия, Словакия. А с этими странами нас объединяет то, что, как и Болгария, они входили в Тройственный пакт и были в числе побежденных. Они хранят память и об этом периоде своей истории. В отличие от нас, утверждающих, что всегда были правы и что во всем плохом, что с нами случается, виноваты другие. Ничего удивительного, что мы чувствуем себя такими несчастными, потому что никто нас не понимает.

И еще одно. Что заменит уже разрушенные символы — Мавзолей и Памятник «1300 лет Болгарии»? Ответ — ничто или почти ничто. Боюсь, что, как и в случае с Памятником Советской армии, нам останется одно только разрушение.

На месте Мавзолея сегодня размещен паркинг и время от времени появляются странные инсталляции.             

Но вернемся к главной теме — сносу Памятника Советской армии. Это очередное сражение новых правителей с символами прошлого. Проблема в том, когда появятся и какими будут новые символы, за которые мы, болгары, будем готовы сражаться.

Если мы не сможем создать их, то, скорее всего, останемся в замкнутом круге борьбы «за» и «против» прошлого, не предложив следующим поколениям достаточно убедительную перспективу. Такая перспектива суть нечто большее, нежели членство в ЕС и НАТО, нежели потребление и доходы, так как люди нуждаются не только в материальных благах, но и в идеалах — целях и выражающих их символах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Наверное, сложнее всего артисту со стажем написать новый хит, который будет таким же популярным, как шлягер, вызывающий у публики ностальгическое цунами. Агутина сложно упрекнуть в том, что свои
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...

«Когда заканчивается воздух, можно поддаться страху смерти или жажде жизни. Они идут бок о бок, затмевая трезвый рассудок и заставляя делать выбор, времени подумать о котором иногда нет. Но варианты
подробнее...

Да, именно так это происходит: не к звезде какой-нибудь, известному блогеру/стримеру, инстасамке и прочим бездельникам, а обыкновенным людям, живущим среди нас, приезжает маленькая творческая группа в
подробнее...

Николай Шумаков, которого в шутку называют «хозяином подземелья», встречает каждого входящего в его творческий мир. Вот он — на фоне названия проекта и собственного имени — улыбается в черном костюме,
подробнее...

Для музыкантов, заинтересованных специалистов и прессы на выставке был представлен просто невероятно гигантский ассортимент музыкальных инструментов, осветительной и звуковой аппаратуры от ведущих
подробнее...

В кинотеатре «Эфорие» должны были показать 19 апреля первый в мире фильм, снятый на МКС, «Вызов». А спустя 8 дней - картину о первом в истории выходе человека в открытый космос «Время первых», но на
подробнее...

Зрители приезжали на него из разных городов. Вспоминаю, как, имея одно место на двоих (студентам давали входные билеты), мы поочередно занимали единственное кресло.Нынешний худрук МТЮЗа Генриетта
подробнее...

Рисунок, о котором идет речь, стал известен в конце 1970-х годов. Исследователи не уверены, что Микеланджело действительно его автор, много лет по этому поводу идут споры. Тем не менее с тех пор, как
подробнее...

К названию классика драматург Артем Абрамов добавил слово «версия». Какие-то шесть букв, а пушкинский вариант поставлен под сомнение. Но все начинается с музыки. И не Моцарта, как можно ожидать, и
подробнее...

Звучали песни «Малиновый звон», «Ночь пройдет, наступит утро ясное»,  «Надежда - мой компас земной» в исполнении Евгения, Жени, как все его называли. Ему было 40 лет. Карьера была на взлете, но он
подробнее...

После того как 5 апреля из-за паводка прорвало дамбу в Орске Оренбургской области, тысячи людей потеряли дома, в городе объявлена эвакуация. Пик паводка эксперты прогнозируют на 10 апреля. В зоне
подробнее...

На диске десять песен, связанных в плотную музыкальную ткань общностью тем и мощным роковым посылом. Звучит как взрослый, думающий, чувствующий и чутко реагирующий на происходящее вокруг, суровый
подробнее...

Иными словами, наступила великая музыкальная эпоха АВВА. Вроде того, как у нас, за «железным занавесом», и всего-то год спустя после триумфа шведов началась своя суверенная музыкальная эпоха — Аллы
подробнее...

Как стало известно «МК», речь идет в первую очередь о некоем остеопате. О нем Кунгуров неоднократно рассказывал общим знакомым, причем если сначала его впечатления были самыми благожелательными, то в
подробнее...

Как с наибольшим эффектом истолочь воду в ступеИстолченная в ступе вода активно задействована в народном хозяйстве, пользуется неиссякаемым спросом при удовлетворении общественных нужд, незаменима для
подробнее...

Московские Триумфальные ворота — самое масштабное архитектурное сооружение в мире, созданное из чугунных деталей: его высота составляет 24 метра, в то время как длина – 36.16 октября 1838 года
подробнее...

Однажды юная Алиса, получив знак свыше, заявила родителям, что она — святая. Чудо ли это или что-то связанное с особенностями пубертатного возраста? У девочки немало претензий к родителям, которые
подробнее...