Срочные новости раздела
В Пушкинском музее открылась выставка к 100-летию Владимира Вейсберга

В Пушкинском музее открылась выставка к 100-летию Владимира Вейсберга

Этот проект имеет двойное посвящение. С одной стороны — мастеру, чьи работы в экспозиции, — Владимиру Вейсбергу. С другой — Анне Чудецкой, которая готовила выставку, но не дожила до ее открытия. В конце прошлого года в Нижнем Новгороде ее сбила машина. Финальный раздел как раз об Анне Юрьевне, но и весь проект — дань почтения большому искусствоведу.

В первом зале зрителей встречают натюрморты и портреты, синонимичные Полю Сезанну. Вейсберг был фантастическим колористом и почитателем таланта французского импрессиониста. В этих работах 50-60-х годов проявляется его живописное мастерство. В фокусе его внимания самые простые предметы, вроде апельсинов, лежащих на столе, зонтика в прихожей, газеты. Даже моделей, а чаще это женщины, он пишет словно натюрморты. Потом многие натурщицы оставят воспоминания о том, что он писал их словно яблоко. В этих работах чувствуется тепло оттепели. Вейсберг играет на контрасте теплых и холодных тонов, создавая легкие впечатляющие образы.

Прологом к белому периоду, который начнется в 70-е, служит таблица, где художник исследует восприятие живописи. В частности, первый столбец озаглавлен «Опыт самонаблюдения за живописной информацией», в ней три пункта: информация мгновенная — она воспринимается как «чувственный сигнал»; информация длительная — воспринимается как «аналитический сигнал»; информация бесконечная — воспринимается как «подсознательный сигнал». К первой информации Вейсберг относит живопись Матисса, ко второй, длительной, Сезанна, к третьей — «самые высокие периоды творчества у многих живописцев обычно в конце жизни» (авторы не уточняются). Как раз в это время художник начал преподавательскую деятельность, в частности в школе повышения квалификации при МАРХИ. То есть его идеи не только прорастали внутри него, но и среди его учеников. Кстати, существует миф о том, будто бы Вейсберг не признавал авангарда. На самом деле это не так. Он восхищался «Черным квадратом» Малевича, но говорил, что, с его точки зрения, «Черный квадрат» «надо взять и написать», в том смысле, что прописать черный колористически с помощью мазков и оттенков. Именно это он делал в своем белом периоде. В разделе, который предшествует ему, можно найти работу «Арбуз и виноград» (1960), которая как раз является оммажем (посвящением) Малевичу.

Предваряет знаменитый белый период серия графических работ, где художник использует акварель, графитный карандаш и уголь. Для него это часть преломления его чувственного восприятия живописи. После него начинается живопись светом. Толчком для нее стал фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной» (1963 год), удостоенный двух премий «Оскар». В фильме мы наблюдаем музыкантов, которые превращаются в абстракции. Эти фигуры стали первым объектом, который Вейсберг изобразил в своем белом стиле. Картина называется «Девять колонн». Это почти сливающиеся с пространством холста высокие столбы. Примерно в то время Вейсберг получил собственную мастерскую на Арбате. Ее стены он тоже выкрасил в белый и постарался сделать все содержимое комнаты обесцвеченным. Такова его живопись с этого момента.

Все, что он ни писал, будь то женская фигура, цветы или конусы, шары и кубы, все написано цветом, где белый играет разными оттенками. Можно заметить, что одни его натюрморты с позолоченным отливом, словно отблесками солнечного света. Другие в зеленоватых тонах, как будто написанные на исходе дня. Однако финальная работа под названием «Азарх» (80-е) вновь возвращает цвет живописи Вейсберга. Перед нами скромная девушка в светлом платье ниже колен с опущенными глазами. Она написана на темно-зеленом фоне, сквозь который, тем не менее, струится белизна.

Владимир Вейсберг был из тех художников, которых не понимали современники, но понимали художники, искусствоведы и ценители искусства. Он, как и другие нонконформисты, не вписывался в советский официальный канон, однако спустя годы стал одним из главных мастеров своей эпохи. Гением, который искал выход из реальности и способ сохранить себя, обесцвечивая живопись. И все же его белый не абсолютно чистый. В нем много оттенков, акцентов, полутонов, междометий и многоточий.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Отметивший сегодня 55-летие певец Данко в этом году женился и уже ждет сына. После многочисленных романов исполнитель хита «Мой малыш» вновь обрел семейное счастье с привлекательной брюнеткой Машей
подробнее...

После теракта в «Крокусе» соцсети полны слов соболезнования. Но появляются и стихи, которые активно пересылаются друг другу. Номером один тут идёт поэтическое высказывание Алёнки Черри (Черемискина).
подробнее...

Фестиваль в этом году взял курс на молодых  и фактически стал киносмотром  студентов. Десятки вгиковцев и представителей других киношкол самостоятельно приехали в Суздаль,  заполнив поезда и автобусы.
подробнее...

Sims - компьютерная игра, которая с 2000 года позволяет игрокам по всему миру не только создать идеального персонажа, но и продумать до мелочей его быт, цели и образ жизни. С недавнего времени стало
подробнее...

В пятницу вечером некоторые музеи поменяли аватарки в своих официальных соцсетях на черно-белые – в знак скорби по погибшим в «Крокус Сити Холле». А в субботу, 23 марта, первым отреагировал на события
подробнее...

Писательских локаций в Москве так много, что, прожив в столице хотя бы два года, ты перестаешь подходить к каждой табличке с дрожью в руках, а прочитываешь их на ходу, бегло, примерно так: «Здесь в
подробнее...

«Я обязательно буду об этом еще говорить – нужно должным образом думать о безопасности на больших концертах. Я был в Европе – там (например, в Париже) после терактов всегда выставляют настоящих
подробнее...

Наверное, даже Алиса не предполагала, что попадет в такую страну чудес... Но она туда попала. Йоркский университет Святого Иоанна предупредил студентов, что рассказы могут содержать «колониалистские
подробнее...

Кустурица — один из немногих двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, это награды за фильмы «Папа в командировке» и «Андеграунд». В 1981 году на Венецианском
подробнее...

Накануне, вечером 23 марта, участники общественной организации «Волонтёрская рота» выстроились на Дворцовой площади в надпись «Петербург скорбит» и зажгли тысячу свечей в знак солидарности с жертвами
подробнее...

Показы для публики отменили. Детскую программу отложили до лучших времен. Конкурсные фильмы все-таки решили показать в закрытом формате международному жюри под руководством венгерского композитора и
подробнее...

Большинство людей не знают или даже не задумываются о братьях или сестрах Шекспира. Любопытнее погружаться в творчество. Но и в биографии английского драматурга можно покопаться.По словам ученого из
подробнее...

Впервые любители кино узнали Асхата Кучириненкова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском
подробнее...

«Прошу открыть монумент», - с этими словами артиста Театра имени Евгения Вахтангова Виталия Иванова золотистая ткань падает с возвышенной фигуры, открывая зрителям памятник.  Теплое солнце,
подробнее...

Ваксман повторил судьбу Сергея Пускепалиса, который тоже скончался в Ярославле в дни, когда там проходил организованный при его участии театральный фестиваль. И похоронен он тоже будет до завершения
подробнее...

Серия «Сигнальная система», прежде не выставлявшаяся в полном объеме, стала революционной. Именно с нее начинается история научного и кинетического искусства в России. Так что название цикла — отнюдь
подробнее...

Сейчас в Ярославле идет фестиваль «Просто хорошее кино» — его основал и десять лет проводил Юрий Ваксман. Одна из площадок — его Камерный театр, которым он руководил 25 лет, и буквально через неделю
подробнее...

— Марк Григорьевич, Тютчев в одном из относительно поздних стихотворений писал: «Мой детский возраст смотрит на меня». Вам исполнилось 87, но я прошу вас вспомнить себя ребенком. Когда вы поняли, что
подробнее...