Срочные новости раздела
В Пушкинском музее открылась выставка к 100-летию Владимира Вейсберга

В Пушкинском музее открылась выставка к 100-летию Владимира Вейсберга

Этот проект имеет двойное посвящение. С одной стороны — мастеру, чьи работы в экспозиции, — Владимиру Вейсбергу. С другой — Анне Чудецкой, которая готовила выставку, но не дожила до ее открытия. В конце прошлого года в Нижнем Новгороде ее сбила машина. Финальный раздел как раз об Анне Юрьевне, но и весь проект — дань почтения большому искусствоведу.

В первом зале зрителей встречают натюрморты и портреты, синонимичные Полю Сезанну. Вейсберг был фантастическим колористом и почитателем таланта французского импрессиониста. В этих работах 50-60-х годов проявляется его живописное мастерство. В фокусе его внимания самые простые предметы, вроде апельсинов, лежащих на столе, зонтика в прихожей, газеты. Даже моделей, а чаще это женщины, он пишет словно натюрморты. Потом многие натурщицы оставят воспоминания о том, что он писал их словно яблоко. В этих работах чувствуется тепло оттепели. Вейсберг играет на контрасте теплых и холодных тонов, создавая легкие впечатляющие образы.

Прологом к белому периоду, который начнется в 70-е, служит таблица, где художник исследует восприятие живописи. В частности, первый столбец озаглавлен «Опыт самонаблюдения за живописной информацией», в ней три пункта: информация мгновенная — она воспринимается как «чувственный сигнал»; информация длительная — воспринимается как «аналитический сигнал»; информация бесконечная — воспринимается как «подсознательный сигнал». К первой информации Вейсберг относит живопись Матисса, ко второй, длительной, Сезанна, к третьей — «самые высокие периоды творчества у многих живописцев обычно в конце жизни» (авторы не уточняются). Как раз в это время художник начал преподавательскую деятельность, в частности в школе повышения квалификации при МАРХИ. То есть его идеи не только прорастали внутри него, но и среди его учеников. Кстати, существует миф о том, будто бы Вейсберг не признавал авангарда. На самом деле это не так. Он восхищался «Черным квадратом» Малевича, но говорил, что, с его точки зрения, «Черный квадрат» «надо взять и написать», в том смысле, что прописать черный колористически с помощью мазков и оттенков. Именно это он делал в своем белом периоде. В разделе, который предшествует ему, можно найти работу «Арбуз и виноград» (1960), которая как раз является оммажем (посвящением) Малевичу.

Предваряет знаменитый белый период серия графических работ, где художник использует акварель, графитный карандаш и уголь. Для него это часть преломления его чувственного восприятия живописи. После него начинается живопись светом. Толчком для нее стал фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной» (1963 год), удостоенный двух премий «Оскар». В фильме мы наблюдаем музыкантов, которые превращаются в абстракции. Эти фигуры стали первым объектом, который Вейсберг изобразил в своем белом стиле. Картина называется «Девять колонн». Это почти сливающиеся с пространством холста высокие столбы. Примерно в то время Вейсберг получил собственную мастерскую на Арбате. Ее стены он тоже выкрасил в белый и постарался сделать все содержимое комнаты обесцвеченным. Такова его живопись с этого момента.

Все, что он ни писал, будь то женская фигура, цветы или конусы, шары и кубы, все написано цветом, где белый играет разными оттенками. Можно заметить, что одни его натюрморты с позолоченным отливом, словно отблесками солнечного света. Другие в зеленоватых тонах, как будто написанные на исходе дня. Однако финальная работа под названием «Азарх» (80-е) вновь возвращает цвет живописи Вейсберга. Перед нами скромная девушка в светлом платье ниже колен с опущенными глазами. Она написана на темно-зеленом фоне, сквозь который, тем не менее, струится белизна.

Владимир Вейсберг был из тех художников, которых не понимали современники, но понимали художники, искусствоведы и ценители искусства. Он, как и другие нонконформисты, не вписывался в советский официальный канон, однако спустя годы стал одним из главных мастеров своей эпохи. Гением, который искал выход из реальности и способ сохранить себя, обесцвечивая живопись. И все же его белый не абсолютно чистый. В нем много оттенков, акцентов, полутонов, междометий и многоточий.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

«В храме иконы никогда не портятся. Более того, были случаи, когда отбирали иконы в соответствующее (имеется в виду советское – авт.) время, помещали их в стерильные условия музеев, вокруг них были
подробнее...

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но
подробнее...

Он один из немногих универсальных актеров и режиссеров, с равным успехом работающих в театре и кино. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерской легендарного педагога
подробнее...

Встреча проходила в Звенигороде на территории усадьбы Введенское, построенной августейшей милостью императора Павла I для своей фаворитки Анны Лопухиной, усадьбы, владельцами которой были такие
подробнее...

Слухи попали в телеграм-каналы и активно обсуждались в социальных сетях вечером 9 июля, но официальное подтверждение получили только на следующий день. Так что 10 июля Андриан Фадеев возвращается в
подробнее...

Фестиваль принимают два города одновременно – Ижевск и Воткинск. Программа концерта 5 июля в исполнении струнного оркестра «Солисты Москвы», лауреата премии Грэмми, во главе с Юрием Башметом, была
подробнее...

– Где-то за год до смерти Елены, которая случилась как гром среди ясного неба, мы договорились с ней о том, что она передаст в театр домашний рабочий кабинет своего великого отца, – в эксклюзивном
подробнее...

В спокойных серо-белых коридоры с такими живыми, выразительными фотографиями разбегаются глаза, хочется подходить и рассматривать ближе. В пространстве выставки объединены работы лучших представителей
подробнее...

Но это я сгоряча, конечно. Вот сколько буду жить, столько писать, говорить о канале «Культура». Потому что это лучшее, что сделало государство за последние десятки лет. Нам подарили канал для души,
подробнее...

— Как мы играли? Я вас спрашиваю! Молчите? Стыдно? И я так думаю, что вам должно быть стыдно: проиграть со счетом 0:6! Да скажи кому — не поверят! Вы же — футболисты, а не балерины на коньках! Разве
подробнее...

— Для меня эта новость стала приятной неожиданностью. Я узнала про высокую награду, когда посыпались поздравления от друзей и коллег. Не буду лукавить, мне очень приятно. Особенно тепло стало на
подробнее...

В этой квартире на Тверской около тридцати лет жили Майя Плисецкая и Родион Щедрин до переезда в Мюнхен. Плисецкая была в ней за месяц до смерти, организовывая свой юбилейный концерт с балетной
подробнее...

— У меня велосипед есть в райдере, — рассказывает Олег Михайлович. - Я люблю погонять. Много раз здесь ездил, когда раньше приезжал на "Славянский базар в Витебске" - тут очень красивые места. В
подробнее...

Ради этого возвели большую сцену с амфитеатром для зрителей. Смотреть спектакль под открытым небом да еще такой масштабный, в котором 15 артистов играют 50 ролей, да еще поставленный по одному из трех
подробнее...

Накануне юбилея мы встретились на «Мосфильме» в студии Павла Лунгина, где год назад разговаривали о запуске его нового фильма. Тогда шел поиск актеров, локаций, создавались костюмы. Известные актрисы
подробнее...

«Построенное им здание — часть мирового архитектурного наследия и несомненное произведение искусства. Отсюда принципиальное решение нового художественного руководства: вернуть этому шедевру имя его
подробнее...

Регионы не могут жить по принципу: фестиваль, красная дорожка, разбежались. Им необходима круглогодичная жизнь, иначе никакого движения вперед не будет. На недавнем форуме регионального кинематографа
подробнее...

НесчастнаяМы не могли жить вместе, это было ясно. И разойтись не могли. Сам он бы ни за что не ушел. Я приняла решение. Он уехал на охоту. На полтора месяца. Я чувствовала, знала: ему не хочется
подробнее...